МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стерлитамакский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

 

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Практикум

Для направления подготовки 030900.62 Юриспруденция

Профиль подготовки

«Государственно-правовой», «Гражданско-правовой»

 

 

Стерлитамак 2016

УДК 347.9

ББК 67.410

 

Рецензенты:

Кафедра гражданского права и процесса (Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат юридических наук, доцент Н.Н. Бойко (Стерлитамакский филиал БашГУ); кандидат юридических наук, доцент Э.Р. Галимов (Башкирская коллегия адвокатов)

 

Отвественный редактор - кандидат юридических наук, доцент Р.И. Тимофеева(Стерлитамакский филиал БашГУ)

 

Юлбердина Л.Р. Гражданский процесс. Общая часть: Практикум. – Стерлитамак.: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016 – 66 с.

 

Практикум «Гражданский процесс. Общая часть» предназначен для работы на практических занятиях студентам, обучаемых по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. Практикум содержит набор различных правовых ситуаций, которым должно быть найдено правильное решение. Практические задания представляют собой примеры судебной практики по делам, разрешаемым судами общей юрисдикции. Практикум включает также задания творческого характера, основанные на анализе научной литературы, по каждому модулю предусмотрены тестовые задания.

 

© Юлбердина Л.Р., 2016.

© Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА.. 12

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ 14

Тема 1. Понятие гражданского процесса. Стадии и виды производств в гражданском процессе. 14

Тема 2. Принципы гражданского процесса. 18

Тема 3. Гражданские процессуальные отношения. 21

Тема 4. Лица, участвующие в деле. 22

Тема 5. Судебное представительство. 26

Тема 6. Судебная подведомственность и подсудность. 28

Тема 7. Процессуальные сроки. Судебные расходы. 34

Тема 8. Судебное доказывание. 39

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫДЛЯ ЭССЕ.. 46

ВОПРОСЫДЛЯ КОЛЛОКВИУМА.. 48

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 49

ГЛОССАРИЙ.. 60

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 74


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «Гражданский процесс» является обязательной дисциплиной и входит в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы ООП по направлению «Юриспруденция» (программа подготовки бакалавра).

Гражданский процесс - одна из фундаментальных профилирующих учебных дисциплин юридического факультета высшего учебного заведения. Изучение дисциплины «Гражданский процесс» у студентов - бакалавров требует особого подхода, вызванного необходимостью решения практических ситуаций и применении к ним норм материального права.

Цель дисциплины заключается в формировании у студентов системы теоретических знаний о порядке производства по гражданским делам, основанной на положениях гражданско-процессуального законодательства и науки гражданского процессуального права, а также в приобретении ими навыков применения соответствующих теоретических положений.

На протяжении первого семестра изучения дисциплины студенты осваивают Общую часть гражданского процесса, изучение которой заканчивается зачетом без оценки. Практикум «Гражданский процесс. Общая часть» служит средством закрепления пройденного на лекциях материала и оценки знаний на практических занятиях.

Практикум «Гражданский процесс. Общая часть» содержит набор различных правовых ситуаций, которым должно быть найдено правильное решение. Практические задания представляют собой примеры судебной практики по делам, разрешаемым судами общей юрисдикции. Для решения практических заданий - фабул студенту требуются навыки работы с сетью Интернет, которая предлагает быстрый и удобный поиск необходимого нормативного материала и судебных актов. В процессе изучения дисциплины студентами приобретаются навыки составления процессуальных документов, поиска информации, навыки работы с системой ГАС "Правосудие".

Практикум также содержит задания творческого характера, основанные на анализе научной литературы. Для проверки знаний по каждому модулю предусмотрены тестовые задания, предусматривающие несколько (или один правильный) вариантов правильных ответов.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Особенность семинарского занятия состоит в том, что студенты, обмениваясь мнениями при обсуждении рассматриваемых вопросов, имеют возможность проверить, как глубоко они подготовились к семинарскому (практическому) занятию, приобрели навыки самостоятельной работы и самостоятельного мышления, научились умению рассуждать, отстаивать свои взгляды и убеждения при производстве по гражданским делам.

Творческая атмосфера на семинаре (практическом занятии) при соответствующей его подготовке побуждает студента к глубокому овладению знаниями, способствует формированию у них принципиальности в суждениях, в оценке выступления своих товарищей, самокритичности.

Процесс подготовки к семинару (практическому занятию) студента способствует воспитанию у них трудолюбия, чувства ответственности перед учебной группой в глубоком овладении знаниями, в повышении воздействия коллектива на недобросовестно относящихся к учебе.

Выполняя познавательную и воспитательную функции, семинарское (практическое) занятие несет и контрольную функцию за качеством самостоятельной работой обучающихся.

Успех семинарского занятия зависит от высокого научного уровня и педагогического мастерства преподавателя, систематической подготовки студентов в часы самостоятельной работы, деятельности кафедры по совершенствованию методики проведения семинарских занятий. Комплекс мероприятий кафедры в организации, подготовке и проведении семинарских занятий по гражданскому процессу предусматривает:

- разработку планов и методических рекомендаций к семинарским занятиям;

- правильное использование бюджета времени студентов на подготовку к занятию;

- определение объема источников и литературы, рекомендованных к изучению;

- - обобщение положительного опыта проведения семинарского занятия.

Подготовка к проведению семинарского занятия включает несколько направлений:

разработка плана семинара, с определением главных вопросов, тематики рекомендуемых докладов, устных ответов;

подготовка преподавателя к семинарскому занятию;

разработка плана-проспекта проведения семинарского занятия, в котором указывается: тема, учебные вопросы, цель, задачи, список рекомендованной литературы, методика проведения занятия.

Особую роль в плане-проспекте играет выработанный методический замысел занятия, в котором поминутно указываются действия преподавателя и студентов на занятии. Кроме то того, преподаватель обязан предусмотреть возможные варианты создания на семинарском занятия проблемной ситуации, организации дискуссии, связь обсуждаемых вопросов с юридической практикой. Ориентирование студентов на последующую работу по овладению учебной программой в целом и учебной дисциплиной в частности. Подведение итогов занятия (заключительное слово преподавателя) и пр.

Разработка методического пособия для студентов по теме семинарского занятия, в котором раскрывается последовательность рассмотрения учебных вопросов, указываются методические рекомендации по подготовке к тому или иному вопросу, обращается внимание на связь со своим опытом юридической деятельности. При этом следует иметь в виду, чтобы методические рекомендации (советы) не превращались в готовые ответы на вопрос семинарского занятия, это может снизить качество самостоятельной подготовки студентов и значительно понизить их творчество в овладении учебным материалом.

В ходе работы студентов на семинаре обращать внимание на правильное использование ими законодательного материала, терминологии. В выступлениях необходимо стремиться к комплексному изложению материала, увязывая, где это требуется, гражданские процессуальные вопросы с положениями смежных отраслей права, которые изучены студентами. При проведении практических занятий упор следует делать на практическую работу студентов с законодательным материалом, на выполнение письменных работ по составлению процессуальных документов, решение практических задач и т.п.

Для студентов обязательно выполнение письменных работ, решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам) в соответствии с учебным планом вуза.

Для эффективности семинарских занятий по граж­данскому процессуальному праву требуется особо тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его про­ведению с тем, чтобы пробудить интерес к научной дисципли­не у студентов.

Хорошо продуманными и правильно заданными вопросами на практическом занятии необходимо заставить работать самих студентов. Следует исходить из того положения, что многие из участни­ков семинара уже в той или иной форме встречались с элемен­тами гражданского процесса. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представ­ления студентов о суде, правосудии, судебной реформе, граж­данских делах, причинах гражданско-правовых споров, о фор­мах защиты права и т.д.

Интересным методом работы на семинарском заня­тии является ознакомление студентов с конкретными граждан­скими делами.

Практикум содержит вопросы для обсуждения на практическом занятии. Вопросы обсуждаются устно, при этом раскрываются общие теоретические основы и проблемы по каждому из них.

С целью активизации студентов при подготовке к семинарским занятиям и выработки самостоятельных навыков работы предлагается использовать поисково-аналитические задания по гражданскому процессуальному праву (составление аналитических справок), основанные на анализе научной литературы и материалов правоприменительной практики.

Решение практических задач, представленных в настоящем практикуме, позволяют преподавателю оценить, насколько студент грамотно умет использовать изученный нормативный материал, применить норму права на практике, быстро и правильно решить задачу.

Тестовые задания, проводимые по итогам изучения первого модуля, служат промежуточным критерием оценки полученных знаний.

Эссе. Эссе студента - это самостоятельная письменная работа.Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту.

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению.

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Коллоквиум - одна из форм учебных занятий - беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения знаний студентов. В практикуме представлены примерные вопросы для коллоквиума.

В конце каждой темы представлены примерные темы докладов, которые отражают наиболее дискуссионные и актуальные проблемы по теме.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: