Особенности народной медицины коренных жителей Ямала.




Психологию народа, его духовный мир невозможно понять, не осмыслив традиции и обычаи, по которым жили целые поколения. А традиции северян раскрывают глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Многие обычаи и традиции северян сформированы, говоря на современном языке, на "здоровьесберегающих" технологиях, основа которых - единство человека и природы. Начнем с того, что многие народы Севера обращались с мольбой к растущим деревьям, мысленно соединяясь с природой, прося ее помочь.

Истоки народного лечения ненцев уходят в древность. Оно передается через века от поколения к поколению. Несмотря на бурное развитие медицины, народные методы лечения болезней ненцами продолжают использоваться и в наше время. Объясняется это в первую очередь тем, что при лечении болезней используются простейшие доступные методы и способы. Поэтому считают, что знание лечения даже отдельных болезней народными методами, опробованными ненцами, позволит человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, не только уменьшить страдания больного, но и, возможно, спасти жизнь. Ненцы для профилактики и лечения болезней всегда широко использовали средства животного и растительного происхождения. В их меню постоянно входит свежая сырая рыба в виде строганины и согудая, они регулярно употребляют сырое оленье мясо. Все эти продукты богаты витаминами и в первую очередь витамином С. Такая пища служит надежной защитой их организма от цинги. Пришлые народы на север, в том числе и русские, пренебрегая кухней самоедов, в большем количестве страдали и умирали от этой болезни.

Народная медицина является частью традиционной культуры лесных ненцев и существует как область знаний, связанных с их религиозными и космогоническими представлениями о мире, в основе которых лежит одна из ранних форм религии — анимизм, одухотворение живой и неживой природы.

Главный бог лесных ненцев — Нум, бог неба, создавший лес, зверей и людей. Он наблюдает за своими созданиями, но сам земными делами не занимается. Для этого есть помощники — духи, хозяева земли, рек, озер, ветра и огня. Здоровье каждого человека в недавнем прошлом связывалось с отношением к людям пантеона земных духов. Духи олицетворяют для лесных ненцев две противоположные силы — добро и зло. Болезни, ранения и травмы, по их представлениям, являются порождением сил зла, следствием вмешательства духов природы или же магического воздействия злой воли другого человека. Нарушение табу, обрядов и ритуалов всегда считалось одной из главных причин, позволявших злым духам проникать в тело человека и вмешиваться в его жизнь. Ненцы были уверены, что наказывать болезнями могли не только духи Нижнего мира, но и личные покровители, семейные духи, любые сверхъестественные существа, населяющие Средний и Верхний миры.

Любой горожанин при расстройствах желудочно-кишечного тракта испытывает не только боли и дискомфорт, но и массу неудобств, особенно если это болезнь застает его в дороге. А каково ненцу, находящемуся в экстремальных условиях и в регулярных поездках?

В данном случае приходится рассчитывать и надеяться только на народную мудрость. А в ее копилке есть несколько эффективных приемов в зависимости оттого, что находится под рукой, т.е. средства растительного и животного происхождения, а также используется прижигание и иглоукалование.

К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.

Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми гигиеническими свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.

В тундре у малышей никогда не бывает опрелостей. Лесная ненка Светлана Пяк рассказывала, что когда к ней в гости из тундры в поселок приехала сестра, вырастившая десять детей, то очень удивилась, увидев опрелости у ее ребенка, завернутого в пеленки фабричного производства, — раньше жительнице стойбища такого видеть не приходилось. Для колыбели ненки используют труху из полусгнившего ствола березы, хорошо впитывающую влагу. Перепревшая труха не только обладает гигроскопичностью, но и выделяет тепло, поэтому ребенку в люльке не холодно даже в сильный мороз. Этот веками проверенный способ содержания ребенка в колыбели очень практичен в суровых климатических условиях севера.

Труху из сгнившего ствола березы также используют в качестве гигиенического порошка. Ее насыпают в кисы* и рукавички, так как она хорошо впитывает пот. Кроме того, для гигиенических целей используют порошок или отвар из чаги, а также березовые стружки, заготавливаемые обычно в конце февраля.

*Кисы — зимняя меховая обувь коренных жителей Севера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: