СЛОВАРЬ ПАЛИЙСКИХ ТЕРМИНОВ




Во время Дхамма бесед учитель и переводчик часто используют ключевые палийские термины. Они обычно остаются непереведенными, так как перевод может только приблизительно описать их значения и иногда даже может ввести в заблуждение. Ниже вы обнаружите некоторые основные термины, плюс слова, используемые в этой книге. Для наших целей данные объяснения должны быть вполне достаточными, однако они не являются исчерпывающими. Для более полного разъяснения, используйте, пожалуйста, буддийские словари и руководства. Старайтесь также «прочувствовать» палийские термины, когда вы их слышите. Старайтесь понимать их в контексте.

abhidhamma, абхидхамма каноническое буддийское описание процессов и характеристик ума
adhitthāna адхиттхана решение
adosa адоса отсутствие ненависти, отвращения
adukkha-m-asukha адуккха-м-асукха чувство (ведана), которое ни приятно, ни неприятно
akusala, акусала (см. также kusala) кармически неблаготворное, неумелое, неполезное, недобродетельное
anattā, (см. attā) анатта а) отсутствие самости, не «Я», безличность, то, что не является постоянным (эго, самостью или душою), что не существует самостоятельно; б) ничто не может возникнуть само по себе или от одной причины, и ничто не может существовать или функционировать само по себе; с) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anicca), понимание anattā – это освобождающее прозрение (paññā).
anicca, аничча а) непостоянство, все обусловленные феномены непостоянны, все, что приходит в мир, подвержено изменениям и исчезновению; б) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anattā), понимание anicca – это освобождающее прозрение (paññā).
anusaya анусая скрытые, латентные омрачения
appamāda аппамада отсутствие вялости, прилежание, наличие самоосознавания, (буквально: отсутствие забывчивости)
asammoha-sampajañña асаммоха-сампаджання ясное знание отсутствия заблуждения, понимание аниччи, дуккхи и анатты
attā, атта самость, эго, индивидуальность
avijjā, авиджа синоним для moha
bhāvanā, бхавана развитие ума, медитация
bhāvanāmaya pāññā, бхаванамайя пання мудрость или знание, приобретенное через прямой опыт, благодаря развитию ума
bhava-tanhā бхава-танха страстное желание существования
bhikkhu, бхиккху монах, прошедший полный обряд монашеского посвящения, придерживающийся 227 дисциплинарных правил, член сангхи
bojjhanga боджджханга семь факторов пробуждения, также именуется как самбоджджханга
Brahma-vihara брахма-вихара четыре божественных местообитания или безграничных состояния: любящая доброта (metta), сострадание (karuna), сорадование (mudita), и невозмутимость (upekkha)
Buddhanussati Буддхануссати памятование качеств Будды
cetasika, четасика умственный фактор (относится к 52 факторам ума, перечисленным в Абхидхамме. Некоторые из них, каммически умелые, некоторые неумелые, некоторые каммически нейтральные).
chanda, чанда добродетельные намерения, возвышенные стремления, рвение, умелое намерение, стремление, рвение, желание
Cintāmayā paññā чинтамая пання   мудрость или знание, приобретенное через обдумывание и умозаключение, посредством интеллектуального анализа
citta, читта ум
cittānupassanā читтанупассана осознавание ума
dāna, дана даяние, подношение, щедрость
Dhamma, Дхамма   а) «закон природы», «природа»; б) объект, вещь, феномен; в) Учение Будды.
dhammānupassanā дхамманупассана осознавание дхамм
dhamma-vicaya дхамма-вичая исследование явлений, дхамм
ditthi, диттхи воззрение, убеждение, взгляд, умозрительное мнение; miccha ditthi – неправильное воззрение, мнение; samma ditthi – правильное воззрение.
domanassa, доманасса любые разновидности неприятных умственных переживаний, болезненное умственное ощущение
dosa, доса ненависть, гнев, все разновидности отвращения или неприятия (включая уныние, грусть, страх, сопротивление и т. д.)
dukkha, дукха а) неудовлетворенность, боль, страдание; б) страдание от перемен; в) неудовлетворительная природа всего существования, всех обусловленных феноменов; г) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. anicca и anattā). Понимание dukkha – это освобождающее прозрение (paññā).
gocara-sampajañña гочара-сампаджджання ясное знание, понимание того, что существуют только умственные и телесные процессы
indriya, индрия пять духовных качеств: saddhā, viriya, sati, samādhi, и paññā
jhāna, джхана медитативная поглощенность
kāmacchanda кама-чанда чувственное желание
kamma, камма намеренное действие (телом, речью и умом)
karuna каруна сострадание
kayagatasati каягатасати созерцание 32 частей тела
kāyānupassanā каянупассана осознавание тела
khandha, кхандха пять кхандх, совокупностей или «групп привязанности»: rūpa, vedanā, saññā, sankhāra, viññāna
kilesa, килеса омрачения, неумелые качества ума, все проявления алчности, гнева и заблуждения (см. lobha, dosa, и moha)
kusala, кусала (см. также akusala) каммически умелое, искусное, добродетельное
lobha, лобха алчность, любая форма привязанности или пристрастия (синоним для tanhā), жажда чего-либо
magga-ñāna магга-нана путь знания (ведущий к Пробуждению)
magga-phala магга-пхала буквально «путь и плод», синоним Пробуждения
mettā, метта любящая доброта, бескорыстная любовь, необусловленная любовь
mettā bhāvanā метта бхавана развитие любящей доброты
micchā ditthi, мичча диттхи неправильное воззрение
moha, моха заблуждение, неведение, непонимание, неспособность видеть реальность (синоним для avijjā)
muditā мудита альтруистичная, сочувствующая радость
nāma, нама умственные процессы, ум (объединяющий термин для vedanā, saññā, sankhāra, и viññāna)
nāma-rūpa, нама-рупа умственные, психические и физические процессы
ñāna, нана синоним для paññā
nekkhamma неккхамма отречение, «свобода от омрачений»
nirodha прекращение, угасание
Pāli, Пали название языка, на котором были впервые записаны буддийские тексты (Палийский Канон)
paññā, пання мудрость, понимание, знание, прозрение, видение-как-есть, (синоним для ñāna)
paññātti, паннати относительная (концептуальная) реальность, понятия, идеи
paramattha, параматтха окончательная реальность
pārami, парами совершенства
pariyutthāna парияттхана обычное описание килес, возникающих в уме
passaddhi пассаддхи невозмутимость, безмятежность
paticca – samuppāda, патичча самуппада взаимозависимое возникновение, обусловленное происхождение, обусловленность
piti, пити радостный интерес, энтузиазм, восторг
puthujjana путхуджджана буквально «человек из народа», человек поглощенный земными интересами, тот, кто еще не ощутил пробуждение
rūpa, рупа физические процессы, материальность
sacca сачча истина (многозначный термин)
saddhā, саддха вера, убежденность, доверие
samādhi, самадхи неподвижность, спокойствие или неколебимость ума
samatha, саматха медитация умиротворения, сосредоточения, безмятежности
sammā-samādhi самма-самадхи правильная сосредоточенность
sammā-sankappa самма-санкаппа правильное мышление
sammā-sati самма-сати правильная осознанность
sammā-vāyāma самма-ваяма правильные усилия
sankhāra санкхара умственные формации; 1) воля, умысел, второе звено (нидана) в 12-звенной цепочке обусловленного возникновения; 2) как одна из пяти «khandha» («rūpa», «vedanā», «saññā», «saṅkhārā», «viññāṇa») – «cetanā» – «воля, умысел», по отношению «phasso» – «контакту» по одной из сфер восприятия, то есть к зрительным образам, звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям, идеям; 3) процессы конструирования (например, «vitakka» – «рассуждение» и «vicāra» – «изучение» служат процессами конструирования для речи, вдыхание и выдыхание служат процессами конструирования для тела, «saññā» – «восприятие» и «vedanā» – «чувство» служат процессами конструирования для «citta» – «ума»); 4) все конструированные явления в целом (saṅkhata), в противоположность Неконструированному (asaṅkhata), Ниббане.
sankhāra-dukkha санкхара-дуккха неудовлетворительная природа всего существующего, всех обусловленных явлений
saññā сання распознавание, память, восприятие
sappaya-sampajañña саппая-сампаджджання ясное знание соответствия, пригодности
sati сати осознанность
Satipatthāna Sutta Сатипаттхана сутта четыре основания осознанности, см. каянупассана, ведананупассана, читтанупассана, дхамманупассана
sati-sambojjhanga сати-самбоджджханга осознанность, как фактор пробуждения
sati-sampajañña сати-сампаджджання осознанность и ясность, чистота сознания
sātthaka-sampajañña саттхака-сампаджання ясное знание благотворности и неблаготворности умственных, речевых или телесных действий
sila сила нравственность, нравственно умелые действия, добродетель
sivathika сиватхика кладбищенское созерцание, созерцание трупа
somanassa соманасса любой вид приятных умственных ощущений, доставляющих удовольствие умственных чувств
sukha сукха счастье
sutamayā paññā сутамая пання мудрость, знание, полученное посредством чтения или слушания
sutta сутта наставление, беседа Будды
tanhā танха синоним для lobha
upekkhā упеккха а) нейтральные ощущения или чувства (vedanā); б) невозмутимость, добродетельное, умелое состояние ума (sankhāra, cetasika).
vedanā, ведана приятное, неприятное или нейтральное ощущение или чувство (см. somanassa, domanassa, и upekkhā)
vedanānupassanā ведананупассана созерцание чувств
vinaya, виная правила поведения и дисциплины для монахов (bhikkhu)
viññāna, винняна сознание, распознавание, знающий ум
viparināma-dukkha випаринама-дуккха страдание перемен
vipassanā, випассана прозрение, видение-как-есть, медитация прозрения
viriya, вирия энергия, «энергия мудрости», («remaindfulness»)
vitikkama витиккама термин обычно используется для описания килес, которые проявляются с помощью речи или тела
yoniso manasikāra, йонисо манасикара а) верное отношение, основательное внимание, верное умонастроение, верная направленность внимания, верная установка, верное внимание; б) мудрое рассмотрение, умонастроение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: