Во время Дхамма бесед учитель и переводчик часто используют ключевые палийские термины. Они обычно остаются непереведенными, так как перевод может только приблизительно описать их значения и иногда даже может ввести в заблуждение. Ниже вы обнаружите некоторые основные термины, плюс слова, используемые в этой книге. Для наших целей данные объяснения должны быть вполне достаточными, однако они не являются исчерпывающими. Для более полного разъяснения, используйте, пожалуйста, буддийские словари и руководства. Старайтесь также «прочувствовать» палийские термины, когда вы их слышите. Старайтесь понимать их в контексте.
abhidhamma, абхидхамма | каноническое буддийское описание процессов и характеристик ума |
adhitthāna адхиттхана | решение |
adosa адоса | отсутствие ненависти, отвращения |
adukkha-m-asukha адуккха-м-асукха | чувство (ведана), которое ни приятно, ни неприятно |
akusala, акусала (см. также kusala) | кармически неблаготворное, неумелое, неполезное, недобродетельное |
anattā, (см. attā) анатта | а) отсутствие самости, не «Я», безличность, то, что не является постоянным (эго, самостью или душою), что не существует самостоятельно; б) ничто не может возникнуть само по себе или от одной причины, и ничто не может существовать или функционировать само по себе; с) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anicca), понимание anattā – это освобождающее прозрение (paññā). |
anicca, аничча | а) непостоянство, все обусловленные феномены непостоянны, все, что приходит в мир, подвержено изменениям и исчезновению; б) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. dukkha и anattā), понимание anicca – это освобождающее прозрение (paññā). |
anusaya анусая | скрытые, латентные омрачения |
appamāda аппамада | отсутствие вялости, прилежание, наличие самоосознавания, (буквально: отсутствие забывчивости) |
asammoha-sampajañña асаммоха-сампаджання | ясное знание отсутствия заблуждения, понимание аниччи, дуккхи и анатты |
attā, атта | самость, эго, индивидуальность |
avijjā, авиджа | синоним для moha |
bhāvanā, бхавана | развитие ума, медитация |
bhāvanāmaya pāññā, бхаванамайя пання | мудрость или знание, приобретенное через прямой опыт, благодаря развитию ума |
bhava-tanhā бхава-танха | страстное желание существования |
bhikkhu, бхиккху | монах, прошедший полный обряд монашеского посвящения, придерживающийся 227 дисциплинарных правил, член сангхи |
bojjhanga боджджханга | семь факторов пробуждения, также именуется как самбоджджханга |
Brahma-vihara брахма-вихара | четыре божественных местообитания или безграничных состояния: любящая доброта (metta), сострадание (karuna), сорадование (mudita), и невозмутимость (upekkha) |
Buddhanussati Буддхануссати | памятование качеств Будды |
cetasika, четасика | умственный фактор (относится к 52 факторам ума, перечисленным в Абхидхамме. Некоторые из них, каммически умелые, некоторые неумелые, некоторые каммически нейтральные). |
chanda, чанда | добродетельные намерения, возвышенные стремления, рвение, умелое намерение, стремление, рвение, желание |
Cintāmayā paññā чинтамая пання | мудрость или знание, приобретенное через обдумывание и умозаключение, посредством интеллектуального анализа |
citta, читта | ум |
cittānupassanā читтанупассана | осознавание ума |
dāna, дана | даяние, подношение, щедрость |
Dhamma, Дхамма | а) «закон природы», «природа»; б) объект, вещь, феномен; в) Учение Будды. |
dhammānupassanā дхамманупассана | осознавание дхамм |
dhamma-vicaya дхамма-вичая | исследование явлений, дхамм |
ditthi, диттхи | воззрение, убеждение, взгляд, умозрительное мнение; miccha ditthi – неправильное воззрение, мнение; samma ditthi – правильное воззрение. |
domanassa, доманасса | любые разновидности неприятных умственных переживаний, болезненное умственное ощущение |
dosa, доса | ненависть, гнев, все разновидности отвращения или неприятия (включая уныние, грусть, страх, сопротивление и т. д.) |
dukkha, дукха | а) неудовлетворенность, боль, страдание; б) страдание от перемен; в) неудовлетворительная природа всего существования, всех обусловленных феноменов; г) одна из трех основополагающих характеристик существования (см. anicca и anattā). Понимание dukkha – это освобождающее прозрение (paññā). |
gocara-sampajañña гочара-сампаджджання | ясное знание, понимание того, что существуют только умственные и телесные процессы |
indriya, индрия | пять духовных качеств: saddhā, viriya, sati, samādhi, и paññā |
jhāna, джхана | медитативная поглощенность |
kāmacchanda кама-чанда | чувственное желание |
kamma, камма | намеренное действие (телом, речью и умом) |
karuna каруна | сострадание |
kayagatasati каягатасати | созерцание 32 частей тела |
kāyānupassanā каянупассана | осознавание тела |
khandha, кхандха | пять кхандх, совокупностей или «групп привязанности»: rūpa, vedanā, saññā, sankhāra, viññāna |
kilesa, килеса | омрачения, неумелые качества ума, все проявления алчности, гнева и заблуждения (см. lobha, dosa, и moha) |
kusala, кусала (см. также akusala) | каммически умелое, искусное, добродетельное |
lobha, лобха | алчность, любая форма привязанности или пристрастия (синоним для tanhā), жажда чего-либо |
magga-ñāna магга-нана | путь знания (ведущий к Пробуждению) |
magga-phala магга-пхала | буквально «путь и плод», синоним Пробуждения |
mettā, метта | любящая доброта, бескорыстная любовь, необусловленная любовь |
mettā bhāvanā метта бхавана | развитие любящей доброты |
micchā ditthi, мичча диттхи | неправильное воззрение |
moha, моха | заблуждение, неведение, непонимание, неспособность видеть реальность (синоним для avijjā) |
muditā мудита | альтруистичная, сочувствующая радость |
nāma, нама | умственные процессы, ум (объединяющий термин для vedanā, saññā, sankhāra, и viññāna) |
nāma-rūpa, нама-рупа | умственные, психические и физические процессы |
ñāna, нана | синоним для paññā |
nekkhamma неккхамма | отречение, «свобода от омрачений» |
nirodha | прекращение, угасание |
Pāli, Пали | название языка, на котором были впервые записаны буддийские тексты (Палийский Канон) |
paññā, пання | мудрость, понимание, знание, прозрение, видение-как-есть, (синоним для ñāna) |
paññātti, паннати | относительная (концептуальная) реальность, понятия, идеи |
paramattha, параматтха | окончательная реальность |
pārami, парами | совершенства |
pariyutthāna парияттхана | обычное описание килес, возникающих в уме |
passaddhi пассаддхи | невозмутимость, безмятежность |
paticca – samuppāda, патичча самуппада | взаимозависимое возникновение, обусловленное происхождение, обусловленность |
piti, пити | радостный интерес, энтузиазм, восторг |
puthujjana путхуджджана | буквально «человек из народа», человек поглощенный земными интересами, тот, кто еще не ощутил пробуждение |
rūpa, рупа | физические процессы, материальность |
sacca сачча | истина (многозначный термин) |
saddhā, саддха | вера, убежденность, доверие |
samādhi, самадхи | неподвижность, спокойствие или неколебимость ума |
samatha, саматха | медитация умиротворения, сосредоточения, безмятежности |
sammā-samādhi самма-самадхи | правильная сосредоточенность |
sammā-sankappa самма-санкаппа | правильное мышление |
sammā-sati самма-сати | правильная осознанность |
sammā-vāyāma самма-ваяма | правильные усилия |
sankhāra санкхара | умственные формации; 1) воля, умысел, второе звено (нидана) в 12-звенной цепочке обусловленного возникновения; 2) как одна из пяти «khandha» («rūpa», «vedanā», «saññā», «saṅkhārā», «viññāṇa») – «cetanā» – «воля, умысел», по отношению «phasso» – «контакту» по одной из сфер восприятия, то есть к зрительным образам, звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям, идеям; 3) процессы конструирования (например, «vitakka» – «рассуждение» и «vicāra» – «изучение» служат процессами конструирования для речи, вдыхание и выдыхание служат процессами конструирования для тела, «saññā» – «восприятие» и «vedanā» – «чувство» служат процессами конструирования для «citta» – «ума»); 4) все конструированные явления в целом (saṅkhata), в противоположность Неконструированному (asaṅkhata), Ниббане. |
sankhāra-dukkha санкхара-дуккха | неудовлетворительная природа всего существующего, всех обусловленных явлений |
saññā сання | распознавание, память, восприятие |
sappaya-sampajañña саппая-сампаджджання | ясное знание соответствия, пригодности |
sati сати | осознанность |
Satipatthāna Sutta Сатипаттхана сутта | четыре основания осознанности, см. каянупассана, ведананупассана, читтанупассана, дхамманупассана |
sati-sambojjhanga сати-самбоджджханга | осознанность, как фактор пробуждения |
sati-sampajañña сати-сампаджджання | осознанность и ясность, чистота сознания |
sātthaka-sampajañña саттхака-сампаджання | ясное знание благотворности и неблаготворности умственных, речевых или телесных действий |
sila сила | нравственность, нравственно умелые действия, добродетель |
sivathika сиватхика | кладбищенское созерцание, созерцание трупа |
somanassa соманасса | любой вид приятных умственных ощущений, доставляющих удовольствие умственных чувств |
sukha сукха | счастье |
sutamayā paññā сутамая пання | мудрость, знание, полученное посредством чтения или слушания |
sutta сутта | наставление, беседа Будды |
tanhā танха | синоним для lobha |
upekkhā упеккха | а) нейтральные ощущения или чувства (vedanā); б) невозмутимость, добродетельное, умелое состояние ума (sankhāra, cetasika). |
vedanā, ведана | приятное, неприятное или нейтральное ощущение или чувство (см. somanassa, domanassa, и upekkhā) |
vedanānupassanā ведананупассана | созерцание чувств |
vinaya, виная | правила поведения и дисциплины для монахов (bhikkhu) |
viññāna, винняна | сознание, распознавание, знающий ум |
viparināma-dukkha випаринама-дуккха | страдание перемен |
vipassanā, випассана | прозрение, видение-как-есть, медитация прозрения |
viriya, вирия | энергия, «энергия мудрости», («remaindfulness») |
vitikkama витиккама | термин обычно используется для описания килес, которые проявляются с помощью речи или тела |
yoniso manasikāra, йонисо манасикара | а) верное отношение, основательное внимание, верное умонастроение, верная направленность внимания, верная установка, верное внимание; б) мудрое рассмотрение, умонастроение. |