Влияние музыки на живых существ




См. также: Музыкальная психология и Когнитивная нейробиология музыки

Китайские (наси) музыканты

По мнению норвежских учёных Аре Бреана и Гейра Скейе, важнейшая роль музыки состоит в осознании себя частью целого. Эта функция была развита в ходе эволюции Homo Sapiens и передаётся на генетическом уровне[17].

У человека прослушивание музыки может сопровождаться эйфорией, вызванной высвобождением дофамина в области полосатого тела головного мозга[18][19].

Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных движений вплоть до полной остановки дыхания[20]. У собак из группы пород пинчер эти изменения сильнее, чем у других собак (давление изменяется на 70 мм ртутного столба)[20].

Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20—100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на 20—50 %[20].

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться[20].

У людей, согласно различным исследованиям, прослушивание определённых композиций классической музыки может вызывать кратковременное (порядка 10 минут) улучшение пространственно-временного восприятия, что иногда называют эффектом Моцарта[21].

Экстремальная музыка приводит к повышению агрессивности, что сопровождается повышением сердечного ритма во время прослушивания. Однако на людей с повышенной агрессивностью тяжёлая музыка не оказывает подобного воздействия и вызывает положительные эмоции, что может являться хорошим способом высвобождения гнева[22].

Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству[20].

Люди, страдающие амузией, не способны распознавать и исполнять музыку.

Музыкальное содержание

Как и прочие виды искусства, музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются, прежде всего, в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но и затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства[23]. Противоречие между явной способностью музыки оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что же именно музыка «говорит» человеку, какое послание в ней содержится. Искусствоведами, мыслителями и композиторами давались такие варианты ответа[24]:

  • музыка — это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного;
  • музыка — это запечатление внечеловеческого: Бога, сущности бытия, окружающей действительности, категории положительного.

Между этими полюсами существуют и промежуточные мнения, пытающие связать их между собой, например, что «музыка — это отражение действительности в эмоциях и идеях человека», а также отдельно выделяется группа высказываний, сводящих музыку только к звукам («музыка — всё, что звучит»).

Искусствовед Казанцева Л. П. даёт следующее определение музыкального содержания:

  • «Музыкальное содержание — это воплощённая в звучании духовная сторона музыки, порождённая композитором при помощи сложившихся в ней объективированных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т. д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в восприятии слушателя»[24].

При этом в основу понимания помещается система художественных представлений, возникающих под влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека, окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация, которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала позволяет создавать из представлений обобщения различной степени — от музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ей системы представлений, что, помимо богатства образов, даёт также динамическую увлечённость, способность захватить слушателя за собой.

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Богатство используемого композитором материала огромно, и в некоторых случаях оно может даже довлеть над создателем, мешая ему свободно творить. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю, который на самом деле существует ровно в той же культурной атмосфере. Таким образом, известный материал помогает коммуникации произведения со слушателем и может служить «средством доставки» нужного автору содержимого, его художественных идей[24].

Примечания

· Сохор А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976, стлб.730. Под «тоном» Сохор подразумевает звук определённой высоты.

· · Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013, с.403.

· · Musik ist — im Geltungsbereich dieses Wortes: im Abendland — die künstlerische Gestaltung des Klingenden, das als Natur- und Emotionslaut die Welt und die Seele im Reich des Hörens in begriffsloser Konkretheit bedeutet, und das als Kunst in solchem Bedeuten vergeistigt ‘zur Sprache’ gelangt kraft einer durch Wissenschaft (Theorie) reflektierten und geordneten, daher auch in sich selbst sinnvollen und sinnstiftenden Materialität // Riemann Musik Lexikon. Sachteil. 12te Aufl. Mainz, 1967, S. 601.

· · Обширная сводка словарных дефиниций музыки дана в статье «Music» в Музыкальном словаре Гроува (vol. 17, 2001), причём собственной дефиниции этот словарь не предоставляет.

· · Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993, № 4, с. 107—108.

· · «Из наслаждений жизни / одной любви музы́ка уступает» (Пушкин. Каменный гость).

· · Сатирическая ода (1872): «И труд его отныне незабвенный / музы́ку русскую на славу превознёс». Цит. по: М. П. Мусоргский. Письма и документы. Москва, 1932, с.208.

· · The origins of music / ed. by Nils Lennart Wallin, Björn Merker, Steven Brown.— MIT Press, 2001.— 498p.— ISBN 978-0-262-73143-0

· · Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты, Элементы.ру (26 июня 2009).

· · Розеншильд К. История зарубежной музыки. М: Музыка, 1969.

· · Music in Ancient Egypt. Digital Egypt for Universities, University College London. Дата обращения 9 марта 2008. Архивировано 28 марта 2008 года.

· · Чизлохм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации = Ancient World (Illustrated World History) / пер. с англ. А. М. Голова. — Росмен, 1994. — С. 39. — 95 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-257-00678-2.

· · Теория музыки // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

· · Ландсберг Г. С. Элементарный учебник физики. — 8. — М.: Наука, 1972. — Т. 3.

· · Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1963.

· · Сохор А. Н. Музыка // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1990

· · Бреан, Скейе, 2020, с. 28.

· · Anatomically distinct dopamine release during anticipation and experience of peak emotion to music (англ.) // Valorie N Salimpoor, Mitchel Benovoy, Kevin Larcher, Alain Dagher & Robert J Zatorre Nature.

· · Emotion and Music Архивная копия от 3 февраля 2012 на Wayback Machine (англ.) // Robert Zatorre.

· · Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 54-59

· · J S Jenkins. The Mozart effect // Journal of the Royal Society of Medicine. — 2001-4. — Т. 94, вып. 4. — С. 170–172. — ISSN 0141-0768.

· · Leah Sharman, Genevieve A. Dingle. Extreme Metal Music and Anger Processing // Frontiers in Human Neuroscience. — 2015-05-21. — Т. 9. — ISSN 1662-5161. — doi:10.3389/fnhum.2015.00272.

· · Келле В. М., Джани-Заде Т. М. Музыка. // Энциклопедия Кругосвет

24. · Казанцева Л. П. Понятие музыкального содержания

Литература

  • Сохор А. Н. Музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976, стлб. 730—751.
  • Dahlhaus C., Eggebrecht H.H. Was ist Musik. Wilhelmshaven, 1985. 208 SS.
  • Чередниченко Т. В., Чехович Д. О. Музыка // Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013, с.403-406.
  • Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. 4-е изд., испр. СПб.: Лань, 2014. ISBN 978-5-8114-0334-9.
  • Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. = Are Brean, Geir Olve Skeie. Musikk og hjernen. Om musikkens magiske kraft og fantastiske virkning på hjernen.. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — ISBN 978-5-9614-2536-9.

Ссылки

Музыка:

  • Значения в Викисловаре
  • Книги в Викиучебнике
  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Музыка»
  • Проект «Музыка»
  • С. В. Дамберг, В. Е. Семенков. Музыка как феномен повседневности
  • Брайнин В. Б. Системы музыкальных языков, краткий экскурс: Европейская vs. Ориентальная. // Опубликовано в: Интеграция науки, менеджмента и образования: Инновационные подходы, поиски и перспективы развития. Материалы XII Международной научно-практической конференции 17 декабря 2013 года. — Москва 2014. ISBN 978-5-94778-312-4, C. 50—53
Фото, видео и аудио YouTube  
Словари и энциклопедии Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Еврейская Брокгауза и Ефрона · Малый Брокгауза и Ефрона · Музыкальный Римана · Britannica (11-th) · Britannica (онлайн) · Brockhaus · Universalis · Швейцарский исторический  
Нормативный контроль GND: 4040802-4 · LCCN: sh99001795, sh85088762 · Microsoft: 535889608 · NDL: 00568825  
[скрыть] Музыка
История
  • Древняя музыка
  • Индийская классическая музыка
  • Музыка Карнатака
  • Средневековье
  • Ренессанс
  • Барокко
  • Классицизм
  • Романтизм
  • XX век
  • Современность
Композиция
  • Композитор
  • Форма
  • Жанр
    • список жанров
  • Нотация
  • Теория
  • Алеаторика
  • Импровизация
Индустрия
  • Музыкант
  • Инструменты
  • Песня
  • Альбом
    • концертный
    • сборник
    • студийный
    • мини
  • Лейбл
  • Продюсер
Этническая музыка
  • Индия
  • Европа
  • Латинская Америка
  • Ближний Восток
  • Африка
  • Азия
  • Полинезия
Другое
  • Глоссарий
  • Музыковедение
    • Когнитивное
  • Музыкотерапия
  • Математика
  • Политика
  • Эстетика
  • Кинематограф
  • Проект:Музыка
  • Портал:Музыка
  • Категория:Музыка
         

 

[скрыть] Семь свободных искусств
Тривиум Грамматика Риторика Диалектика (Логика) Квадривиум Арифметика Геометрия Астрономия Музыка  

Категория:

  • Музыка

Навигация

  • Вы не представились системе
  • Обсуждение
  • Вклад
  • Создать учётную запись
  • Войти
  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Править
  • Править код
  • История

Поиск

Начало формы

Конец формы

  • Заглавная страница
  • Рубрикация
  • Указатель А — Я
  • Избранные статьи
  • Случайная статья
  • Текущие события

Участие

  • Сообщить об ошибке
  • Сообщество
  • Форум
  • Свежие правки
  • Новые страницы
  • Справка
  • Пожертвовать

Инструменты

  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Служебные страницы
  • Постоянная ссылка
  • Сведения о странице
  • Цитировать страницу

Печать/экспорт

  • Создать книгу
  • Скачать как PDF
  • Версия для печати

В других проектах

  • Викисклад
  • Викиновости
  • Викицитатник
  • Элемент Викиданных

На других языках

  • Azərbaycanca
  • Башҡортса
  • Чӑвашла
  • English
  • Հայերեն
  • Къарачай-малкъар
  • Ирон
  • Саха тыла
  • Татарча/tatarça

Править ссылки

  • Эта страница в последний раз была отредактирована 11 августа 2020 в 19:25.
  • Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
    Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.
  • Политика конфиденциальности
  • Описание Википедии
  • Отказ от ответственности
  • Свяжитесь с нами
  • Мобильная версия
  • Разработчики
  • Статистика
  • Заявление о куки

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: