ВВЕДЕНИЕ
Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий.
Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия.
Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.).
В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия:
1 — свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц.
2 — шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
3 — соноры Л — Ль.
4 — соноры Р — Рь.
Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала:
- во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков;
- во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках;
- в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью;
- в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец,
- в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок, а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.
|
Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками
для автоматизации звуков:
1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.
2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»).
3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»).
4. Выделение ударного слога («Эхо»).
5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.
6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.
7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.
8. Образование и употребление различных падежных форм существительных («Эхо », «Закончи предожение », «Скажи дальше », «Потерялись слова »).
9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»).
10. Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1
10, 2
20, 3
30).
11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.
12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой - маленький»).
15. Образование от существительных относительных прилагательных.
16. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
|
18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
Артикуляционная поза:
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:
«Улыбка », «Заборчик », «Лопатка », «Почистим нижние зубы », «Желобок », «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д.
Постановка:
а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);
б) от И, X, Т, Ф с придыханием;
в) механический (с помощью зонда, шпателя);
г) смешанный;
д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С.
Основные направления автоматизации: