в медиаобразовании школьников.




Использование ресурсов центра «Точка роста»

 

I. C именем Ломоносова непосредственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении называют новым периодом русской образованности.

Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

 

На сегодняшний день средства массовой информации играют огромнейшую роль в воспитании, образовании и социальной адаптации наших детей. Влияние на формирование личности детей настолько колоссальное, что можно назвать медиа «параллельной школой». И это оправдано, поскольку из всех информационных каналов визуальный — самый мощный.

В эпоху информационных технологий существует множество причин для интеграции медиаобразования в школы. Вот некоторые из них:

· Во-первых, содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, поэтому ребенку необходимо научиться упорядочивать этот информационный хаос.

· Получать информацию ради информации недостаточно. Только школы могут превратить этот неконтролируемый поток в знания. Обучение чтению, интерпретации, анализу, оценке сообщений, передаваемых средствами массовой информации, является задачей, с которой может справиться только система образования.

· Медиатехнологии создают картину мира, опираясь на которую, каждый из нас строит свою собственную. Для школ крайне важно научить детей критически анализировать то, как средства массовой информации подают эту реальность, чтобы учащиеся были лучше подготовлены к созданию своих собственных образов, представлений и мнений.

· Медиаобразование, наконец, влияет на социальное и гражданское образование и участие в нём обучающихся.

Дать одностороннюю оценку воздействия медиа на формирование личности подрастающего человека невозможно: оно как положительное, так и отрицательное.

В сети Internet, например, существует множество полезных в воспитании и обучении программ, обучающих игр, тестов, упражнений, есть разделы, как для учителей, воспитателей, так и для родителей. Можно получить любую полезную информацию по обучению детей в школах, детских садах, по организации учебного, воспитательного процесса, обменяться опытом, получить совет и т.п. Эти возможности не ограничены. С малых лет дети начинают активно пользоваться интернетом. Поиск информации облегчен, сокращается время на контакты с людьми на любом расстоянии: психология людей так устроена, что мы стараемся идти по пути наименьшего сопротивления. Как следствие, книги, театры уходят на второй план, а для кого-то и вообще из жизни, как это не прискорбно звучит.

Но есть и ещё одна значительная проблема – у детей возникает риск интернет и телезависимости. Сначала это просто оправданный интерес, затем – непреодолимая тяга, ну и вскоре все внимание ребёнка, все привязанности, всё свободное и даже несвободное время может быть поглощено интернетом. Поэтому очень важно нам взрослым: родителям и педагогам не допустить произвольного течения этого процесса, держать это мощнейшее средство воспитания под пристальным вниманием, направлять его в нужное русло, дабы оно стало позитивным и продуктивным средством воспитания.

II. Отвечая требованиям времени в образовании Российской Федерации реализуются важные федеральные проекты:

 «Цифровая образовательная среда»;

 «Социальная активность»;

 «Новые возможности для каждого»;

 «Современная школа»;

 «Успех каждого ребенка»;

 «Социальные лифты для каждого»;

 «Учитель будущего»;

 «Молодые профессионалы»;

 «Экспорт образования».

 

Данные проекты эффективно развивают не только сферу

медиаобразования, но и всей экономики Российской Федерации, являясь

инструментами для обучения, воспитания и развития школьников

и подготовки их к жизни в медианасыщенном цифровом обществе.

 

В 2019 году в нашей школе открылся Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа». На обновленной материально-технической базе реализуются основные и дополнительные образовательные программы, в том числе медианаправленности: «Мир в объективе» (в начальной школе), «За кадром» (в среднем звене), руководителем которых являюсь.

Целью данных программ является медиаобразование учащихся, формирование образовательной среды для развития познавательной, технической и творческой деятельности учащихся посредством освоения технологий в области мультимедиакоммуникаций.

Задачами данных программ являются:

- погружение участников в проектную деятельность для формирования навыков создания медиаконтента.

- формирование интереса к мультимедиакоммуникациям;

- развитие у обучающихся творческого мышления, изобретательности, образного, пространственного и критического мышления;

- формирование учебной мотивации и мотивации к творческому поиску;

- воспитание дисциплинированности, ответственности, самоорганизации;

- формирование чувства коллективизма и взаимопомощи;

- воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной журналистики.

Не смотря на то что группы медианаправленности были организованы только в этом году, у нас уже есть определенный опыт.

Во-первых, участники групп медианаправленности тесно сотрудничают с ребятами из кружка «Юный журналист» руководителем, которого является Сорокина Татьяна Васильевна. С начала года были реализованы совместные проекты:

- создание праздничной стенгазеты ко Дню учителя, где все участники выполняли работу по своему профилю. Юные медийщики готовили фотоматериал. Когда мы с группой фотографов заходили в класс, чтобы провести фотосессию с педагогом, ребята, находящиеся в это время в классе с интересом и уважением смотрели на кружковцев. Внимание одноклассников, терпеливое уважительное отношение со стороны педагогов, которых фотографировали, безусловно, вело к осознанию важности и значимости выполняемой работы. Затем результаты работы двух объединений соединили, и получился интересный, необычный творческий продукт.(https://vk.com/demjanovo?w=wall-205445982_23 освещение мероприятия)

- в октябре этого года ребята участвовали в пресс-конференции с выпускницами нашей школы, которые представляли Кировскую область в Москве на интеллектуальной игре «Умники и умницы», так как стали победителями областного этапа этой игры. Юные журналисты и медийщики учились брать интервью, задавать правильно вопросы, узнали, что такое пресс-конференция. Атмосфера мероприятия была торжественная, серьезная, что подчеркивало значимость и серьезность данного проекта.

(https://vk.com/demjanovo?w=wall-205445982_28 освещение мероприятия)

- ребята постарше являются участниками Международного образовательного конкурса «МедиаБУМ» компании Movavi, который состоит из 6 туров. Особенностью конкурса является то, что в начале каждого тура участники проходят обучение, по созданию творческого продукта. Сам процесс создания медиапродукта является очень интересным и увлекательным. По условиям конкурса мы пока можем показать только бекстейдж.(https://vk.com/demjanovo?w=wall-205445982_27 освещение мероприятия).

Задачами данного конкурса являются:

обучение актуальным цифровым технологиям, навыкам создания медиаконтента, съемки и обработки видео, работе в видеоредакторе и фоторедакторе, повышение уровня медиаграмотности, навыки поиска, анализа и производства информации, развитие критического и творческого мышления.

Знания, приобретаемые в данном конкурсе очень полезны и применимы и в других проектах.

С ребятами, которые не участвуют в конкурсе, мы тоже изучаем материалы и вебинары, предлагаемые конкурсантам, чтобы подучиться, поднабраться опыта и в следующем году уже стать участниками этого конкурса.

Важно то, что при реализации медиаобразования через дополнительные образовательные программы не существует жестких ограничений и регламентации способов и средств достижения целей медиадеятельности, а управление процессами медиатворчества обучающихся можно оптимально сочетать с ориентацией на качество цели или качество самого процесса, ведущего к достижению цели.

Дети охотно включаются в медиатворчество- (графика, анимация, музыка, видео, разнообразные литературные формы). Все происходит естественно и непринужденно, очень часто в процессе игры.

Также необходимо отметить, что многие игры, конкурсы, творческие задания и упражнения включают в себя элементы обсуждения (анализа) медиатекстов самых разных видов и жанров. Умение анализировать медиатекст является одним из важнейших моментов медиаграмотности. При работе с фильмом, статьей, телевизионной программой нужно учитывать интересы детей, чтобы выбранный медиатекст был полезен, поучителен, вызывал лучшие чувства и умные мысли.

 

III. Таким образом, необходимо уделять должное внимание грамотности детей в медиасфере. От этого будет зависеть, что и как будут смотреть наши дети, чем заниматься, о чем думать и размышлять. В процессе медиадеятельности школьника формируется ряд важных компетентностей ребенка, его ответственность, медиа и информационная культура.

В современном обществе умение находить нужную информацию, отфильтровывать её, анализировать и критически мыслить становится намного ценнее владения этой информацией фактически. Мы не можем оградить современных детей от телевизора, радио, интернета, но мы должны, обязаны научить их грамотно пользоваться информацией. Это современная реальность, созданная научно-техническим прогрессом, и противиться этому бессмысленно. Мы, педагоги и родители, обязаны помогать детям, ориентироваться в хаотичном информационном мире.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: