Проблема идентичности человека.




Онтология.

 

Онтология – учение о бытии. Бытие – категория, фиксирующая основу существования, это реально существующая, стабильная, самостоятельная, вечная субстанция, включающая в себя всё сущее, и существующая независимо от сознания, чувств и эмоций человека. Бытие – чистое существование.

Чтобы понять, что такое бытие как таковое, нужно отвлечься от конкретных и даже от общих свойств вещей. Благодаря философской категории бытия, мы сознательно переносим нашу мысль на высокий уровень абстрагирования, предельный из возможных. Ведь мы не только отвлекаемся от каких-либо предметов, состояний с их вполне конкретными признаками и свойствами. Сначала мы отвлекаемся от различий между природой и человеком, телом человека и его духом, индивидами и обществом. Затем мы ищем общее между всеми ими, то есть, собственно, всеобъединяющую, предельно общую мировую связь. Результат этих поисков и запечатлевает философия с помощью категории "бытие", а также примыкающих к ней категорий. В философии был поставлен вопрос о всеобщем - общем для всего. Отвечая на него, философы издавна пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды едины, сходны прежде в том, что они "есть", наличествуют, имеются, "присутствуют". Это и было философским открытием проблемы бытия - толчком к анализу того, в чем именно состоит единство мира, к поиску его необходимых предпосылок, без чего невозможно раскрыть мировое единство.

Ввёл категорию бытия – Парменид. Характеристики: единое, неделимое (так же как невозможна половина совести, невозможна и половина бытия), вечное, неизменное, недвижимое, несотворимое, неуничтожимое.

Противоположной категорией бытию является категория небытия. Небытие – полное отсутствие чего-либо: ещё не рождённые люди, не созданные предметы, то, что некогда было, а сейчас исчезло.

Основные формы бытия:

1. Бытие природное (объекты природы и вещи, созданные людьми).

2. Бытие социальное (бытие общества).

3. Бытие человека.

4. Бытие духовное (знания, традиции, религия, ценности, идеи и т.п.).

Бытие природы — первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное — второй вид бытия. Включает в себя бытие общества. Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие человека – экзистенция. Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу. Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры.

Бытие идеальное, духовное — тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Духовное – это единство многообразного, охватывающая процессы сознательного и бессознательного, содержит знания, воплощается в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам относятся также нормы, принципы человеческого общения, в том числе нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества.

Одной из форм бытия духовного есть бытие индивидуализированного духовного. Бытие индивидуализированного духовного - это бытие духовного мира человека, важная сторона бытия индивида. Индивидуализированное духовное не оторвано от эволюции бытия как целого, связано со всеми его уровнями и формами. Оно связано с духовным второго типа - объективирован духовным.

Бытие объективированного духовного является второй формой бытия духовного (идеального). Как и индивидуализированное духовное, оно обязательно материализуется в словах, звуках, знаках естественного языка и искусственных языков. Материальные носители духовного - это материальные предметы и процессы (книги, формулы, рисунки, проекты, здания и др.).

Базовой формой бытия является бытие природного. Если не будет его, не будем и других форм бытия. Основой бытия природного является материя.

Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях (В.И. Ленин).

Свойства материи: время, пространство, движение.

Свойства времени:

* Вечность;

* Длительность;

* Направленность в одну сторону;

* Необратимость;

* Непрерывность.

Свойства пространства:

* Протяженность;

* Структурность;

* Разнородность;

* Анизотропность (различие физических свойств по всем направлениям);

* Непрерывность.

Наука всегда пыталась осмыслить наш мир и составить целостное представление о нем. Такое системное, обобщающее представление о нашем мире, созданное на основе актуальных научных знаний, называется научная картина мира.

Современная научная картина мира основана на следующих принципах:глобальный эволюционизм, системность, самоорганизация.

Глобальный эволюционизм:

Дарвин, предложил механизм его осуществления впервые приложив принцип эволюционизма к одной из областей действительности, заложив таким образом основы теоретической биологии. Г. Спенсер, попытался применить идей Дарвина в области социологии, он доказал принципиальную возможность применения эволюционной концепции, к иным областям мира не составляющими предмет биологии. Нов целом классическое естество знание оставалось на затронуто идеями эволюционизма, эволюционирующие системы рассматривались как случайное отклонение, результат, локальных возмущений. Первыми попытались распространить применение принципа эволюционизма за пределы, биологических и социальных наук физики. Они выдвинули гипотезу расширения Вселенной, данные астрономии вынуждали признать несостоятельность предположения о ее стационарности. Вселенная явно развивается, начиная с гипотетического Большего взрыва давшего энергию для ее развития. Эта концепция была предложена в 40-е и окончательно утвердилась в 70-е гг. Таким образом, эволюционные представления проникли в космологию, концепция Большего взрыва оказала влияние на представления о последовательности появления веществ во Вселенной. Первоначально на один из компонентов вещества не мог существовать, лишь спустя некоторое время после Взрыва образовалось некоторое количество ядерного материала, (ядер атомов, водорода и гелия), затем возникли целые атомы с полными электронными оболочками, но только легких элементов, многообразие составляющее т периодическую таблицу возникает только, в ходе синтеза, в недрах звезд первого поколения.

В XX веке эволюционное учение интенсивно развивалось в рамках его прародительницы биологии. Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического профиля предстает как многоплановое учение, ведущее поиск закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи (молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и биогеоценотическом). В настоящее время основная работа ведется на молекулярно-генетическом уровне, благодаря чему создана синтетическая теория эволюции (синтез генетики и дарвинизма). Удалось развести процессы микро эволюции (на популяционном уровне) и макро эволюции (на надвидовых уровнях), установила в качестве элементарной единицы популяцию и т. д. Можно привести пример из других областей естество знания – в геологии, например, утвердилась концепция дрейфа континентов. Возник ряд дисциплин, которые возникли именно благодаря применению принципов развития и поэтому были эволюционны в самой своей основе: биогеохимия, антропология и т.д.

Самоорганизация:

Одним из результатов внедрения принципа универсального эволюционизма было возникновение синергетики. В классической науке господствовало убеждение, что материи свойственна тенденции к понижению степени ее упорядоченности, стремление к равновесию, что в энергетическом смысле означает хаотичность. Такой взгляд на природу был сформулирован в рамках равновесной термодинамики (то есть, науки о превращении различных видов энергии друг в друга). Первое начало термодинамики – закон превращения и сохранения энергии в принципе не запрещает перехода энергии от менее нагретых тел к более нагретым, единственное условие, что бы общее количество энергии не изменялось. В реальности мы непосредственно такого не наблюдаем, поэтому в термодинамику было введено новое понятие энтропии, то есть меры беспорядка системы. Второе начало термодинамики приняло следующий вид: при самопроизвольных процессах в системах имеющих постоянную энергию энтропия всегда возрастает. В системе с постоянной энергией, то есть изолированной от внешней среды упорядоченность всегда со временем становится меньше, максимальная энтропия означает, полное равновесие и полный хаос. Применительно к вселенной в целом, которую тоже можно рассматривать как замкнутую систему с постоянной энергией, из этого следует, что рано или поздно вся энергия превратится в тепловую. Тепловая энергия рассеется, равномерно распределится между всеми элементами системы. Однако уже в то время когда принцип не убывания энтропии во Вселенной считался абсолютно универсальным и непреложным, были известны системы противоречащие ему. Степень их упорядоченности, со временем не убывала, а возрастала. К ним относились, прежде всего, живые организмы и их сообщества. Когда принцип эволюционизма, был распространен на другие уровни организации материи, противоречие стало еще заметнее. Стало очевидно, что для сохранения целостной не противоречивой картины мира нужно признать, что в природе действует не только разрушительный, но и созидательный принцип. Что материя способна самоорганизовываться и самоусложняться. На волне этих проблем возникла синергетика – теория самоорганизации. В настоящее время она развивается по нескольким направлениям: синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И. Пригожин) и др.

В обобщенном виде новизна синергетического подхода состоит в следующем:

1. хаос не только разрушителен, но и созидателен, развитие осуществляется, через неустойчивость (хаотичность).

2. линейный характер эволюции сложных систем, не правило, а частный случай, развитие большинства систем носит нелинейный характер, для сложных систем всегда существует несколько возможных путей развития.

3. развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких возможностей дальнейшей эволюции, следовательно случайность необходимый элемент эволюции.

Под самоорганизацией в данном случае понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее сложного к более сложным и упорядоченным формам организации.

Системность.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.

 

Сознание.

 

На сознание влияют биологические и социокультурные факторы.

Что в процессе его формирования зависит от природы и что от общества.

1. сознание зависит от мозга. Поэтому, у животного не может быть такого же сложно развитого сознания, как у человека.

2. но, если человек не воспитывается в обществе, то он тоже не станет человеком.

Сознание находится сначала на доречевом уровне – переживания. А потом вербализируются в речи. Кроме речи важна деятельность – игровая, производственная и др.

Сознание имеет творческую активную природу и большое количество степеней свободы. Но, есть и фактор случайности. Но, есть ли свобода? Если рассматривать сознание в рамках физикализма, то свободы нет, ведь все процессы в мозге подчиняются законам физики, а тут свободы нет.

На развитие сознания влияла культура, которая фиксировала накопленный людьми опыт, передавала его от поколения к поколению.

Индивидуальное сознание – сознание, присущее конкретному человеку, отражающее его представление о мире, о себе и т.д.

Общественное сознание. Кто является его носителем?

Это отражение общественного бытия – набор убеждений, представлений, разделяемых большим количеством людей, но существует в сознании отдельного человека.

Функции сознания:

1. Познавательная – она реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.

2. Творчески-конструктивная – она проявляется в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе мира, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

3. Регулятивная – она обеспечивает разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

4. Прогностическая – она с некоторой вероятностью позволяет человеку предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

5. Систематизирующая – она объединяет наши разрозненные знания о мире в целостную картину.

6. Коммуникативная – она позволяет людям общаться друг с другом, передавать информацию от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

 

Проблема идентичности человека.

Идентичность можно понимать как самоопределение личности, самопознание и опознание себя как некоторой определенности, конкретности. Человек пытается узнать, понять себя, найти себя, обнаружить самого себя среди множества образов, которые существуют в его сознании и представлениях окружающих людей. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми как носителями различных взглядов, норм, образцов, ценностей, интересов и т.д. Можно сказать, что формирование идентичности – это освоение чужого.

Понятие «идентичность» отличается от понятия «личность», «самосознание». «Личность» предполагает наличие у человека устойчивого ядра.

«Самосознание» делает акцент прежде всего на осознании себя как Я, на соотнесенности себя с самим собой, а в понятии идентичности – на отождествлении и соотнесенности себя с Другим. Субъектность акта идентификации сосредоточена не во мне, а в Другом, который делегирует мне идентичность. Другой - это тот, кто дарует мне мою собственную идентичность как некую зеркальную (отраженную) самость.

Обнаружив свою идентичность, осознав или поверив что «я есть то», человек пытается воплотить это представление в действительность, осуществить его в реальности, утвердить всем своим образом жизни.

Идентичность формируется под влиянием:

- ближайшего окружения: родителей, друзей;

- известных личностей;

- культурной среды, в которой живет человек.

Я себя о-предел-яю (то есть идентифицирую), ставя вопрос о собственных границах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: