Психология управления как наука
управление, как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, закономерностей, принципов, способов и форм правления. Всякое правление – это процесс осуществления какого-либо действия.
Общими функциями управления являются:
1. Определение целей, компаний, организаций;
2. Планирование;
3. Организация исполнения;
4. Координация и стимулирование деятельности исполнителей;
5. Учет и контроль исполнения.
К числу психологических функций управления, которые позволяют судит об эффективности управления следует отнести:
1. Снижение неудовлетворенности процесса труда у подчиненных;
2. Моральное и материальное стимулирование деятельности сотрудников;
3. Регулирование межличностных отношений, разрешение конфликтов, снижение психологической напряженности;
4. Отстаивание законных интересов своих подчиненных;
Формула профессионала = знания (технологически, этика/психология, общие) + навыки + умения + лояльность + 100% исполнение профессиональной обязанности + мотивация.
Зиглера и Хлера «Теория личности»
5. Сохранение постоянного состава коллектива и управление текучестью кадров;
6. Обеспечение профессионального совершенствование подчиненного;
Уроков по развитию интуиции.
7. Воспитательная работа с подчиненными.
Личность как объект и субъект управления
Личность –
Личность руководителя и психологический климат
Социально-психологический климат – это межличностные отношения, которые складываются в процессе взаимодействия людей на двух уровнях. Горизонтальный (равный-равный); вертикальный (подчиненный-руководитель). Личностную лояльность иногда называют мотивацией (это ошибка). Мотивация – это стимул к деятельности, который определяет каждый сотрудник сам.
|
Структура психологического климата состоит из пяти созависимых частей, которые влияют друг на друга:
1. Общее отношение к жизни: человек полон энергии, бодрости, радости, желаний и стремлений;
2. Эмоциональное отношение в семь, дома;
3. Здоровье человека, сотрудника;
4. Трудовая стабильность личности или лояльность, или намерение продолжить работу в данном коллективе. Основной причиной нестабильности является неблагополучное отношение в коллективе;
5. Отдача личности в процессе трудовой деятельности и степени реализации ее способности.
Оценив благоприятность климата в коллективные, следует отследить признаки, которые значимы для каждого сотрудника:
1. Непринужденная атмосфера общения (активные и открытые обсуждения разных вопросов; публичная огласка каждой новой идее; обсуждение и анализ доводов по одному или по разным вопросам, при расхождении мнений; критические замечания без личных выводов; свобода выражения мыслей или эмоций; уважительное отношение к нению других);
2. Общая ценностная ориентация всех сотрудников;
3. Разумное и не жесткое распределение обязанностей между сотрудниками – нет мелочной опеки руководителя;
4. Личный авторитет и влияние руководителя на сотрудника;
5. Соответствие стандартам поведение и общение установление данного поведения.
Психологический климат строится в мужских и женских коллективах строится по-разному.
М Высокий заработок Престижность | Ж Удобный режим работы Хорошие условия труда Хорошие отношения а администраций |
Мужские коллективы более толерантны (терпимы), по этому в них действует мужской закон солидарности. Женская солидарность имеет проблемные точки:
|
· Требовательность по отношению к другим выше, чем к другим
· Склонность проводить моральный анализ достоинств и недостатков сотрудников;
Оптимальный вариант СПК – это смешанный о полу состав коллектива, т.к. мало женщин – нет времени для обсуждения личных проблем, тип отношений к труду соревновательный. На СПК (социально-психологический климат) влияет так же и возрастной состав группы. В первую очередь следует обратить внимание на коллективы, где ярко проявляется повышенная потребность к общению во время работы.
Авторитет руководителя и его влияние на коллектив
Авторитет руководителя – система взаимосвязанных свойств личности, которые обеспечивает успех во взаимоотношении с людьми и в организации труда целого коллектива. Авторитет руководителя это та мера, которая отражает степень принятия коллектива личностных и деловых качеств руководителя. Главными составляющими, которые формирует авторитет руководителя является уровень профессионализма и соответствие личностных качеств руководителя к требование профессии и должности. Негативным последствием отсутствия авторитета у руководителя является невозможность выполнения поставленных целей и воздействие на коллектив. Авторитет руководителя базируется на двух основных источников:
1. Должностной статус, который включает в себя наличие власти;
|
2. Престиж, завоеванный руководителем в коллективе.
Этих 2 источника могут находиться в органическом единстве или конфликтовать. Только при условии органического единства 2 источников руководитель может эффективно работать, сотрудничать. Исходя из этого мы должны выделить в руководителе 2 стороны: личностную (характер, темперамент), профессиональная (см. формулы профессионала). На личностном уровне требования к руководителю определены в отношении ума, знаний, воли, принципиальности, требовательности как к себе, так и к другим, справедливости, нравственной чистоты. Существует определение истинного авторитета: такой руководитель способен понять интересы и проблемы людей с которыми он работает, ощутить их потребности; он готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, умение организовывать трудовой процесс. Значимую позицию при формировании руководителя занимает самооценка. Позиция завышенной самооценки у руководителя чаще всего проявляется в том, чтобы принижать результаты деятельности своих подчиненных. Любые достижения присваиваются руководителю. Заниженная самооценка – как правило проявляется в отсутствии авторитета руководителя, и в это время появляется неформальный лидер. Авторитет нельзя утвердить или искусственно создать. Каждый руководитель, который стремиться к авторитету имеет свое лица не уходит от ответственности и проблемы обсуждает с теми лицами, с которыми они возникли. Авторитетный руководитель не бояться конкуренции сотрудника и всячески поощряет полезные инициативы. Проблемы конкуренции авторитетный руководитель способен разрешить с помощью метода делегирования полномочий (передача власти и ответственности в каждом конкретном случаи). Авторитет разбивается и формируется у руководителя в процессе его творческой деятельности. Существуют определенные требования к руководителя, которого следует считать эффективным:
1. Руководитель – это специалист в области организации совместного труда;
2. Управление – это не сама команда, которая отдает руководитель, а целей, которых надо достигнуть;
3. Для чтобы управлять другими, надо управлять собой;
4. Единство слова и дела;
5. Высокий уровень коммуникабельности (искусство установление и сохранение контактов с людьми);
6. Честность – это соответствие фактов;
7. Искусство признавать свои ошибки в первую очередь.
Авторитет руководителя способствует формирования доверия в коллективе. Под доверием следует понимать чувства безопасности и комфорта в межличностных отношений, которые необходимы СПК. Основные признаки доверия в коллективе: свобода слова, свобода на ошибки. Авторитет можно рассматривать в 4 основных позициях, связанных с вариантами поведения руководителя:
1. Авторитет расстояния. В этом случае руководитель использует служебную дистанцию, исключает в процессе взаимодействии личностный фактор. Основной причиной создания такого авторитета является страх раскрытия личной информации;
2. Авторитет подкупа. Руководитель прибегает к такому виду авторитета, когда нарушена система профессионально-значимый свой руководителя. В этом случае руководитель использует любые методы, чтобы получить желаемый результат и в отношении с сотрудниками руководитель приступает стандарты и деятельности руководителя. Негативное последствие создание такого авторитета является разделение коллектива на микро-группы, которые живут по принципу конкуренции;
3. Авторитет подавления. В основу которого положено чрезмерная власть, насилие, унижения для получения максимальной выгоды руководителя. Как правило реализуется руководителем, обладающим завышенной самооценкой. В этом случае можно говорить, что потенциал сотрудников используется на 65-75 процентов. Отсутствие возможности самореализоваться ведет к неблагоприятному СПК;
4. Авторитет педантизма. Он основан на чрезмерной требовательности руководителя не имеющий для этого никаких оснований.
Говоря о авторитете руководителя нельзя сказать, что руководитель состоялся только на основе количество проработанных лит или на основе количество образований.
Интеллект. Всех руководителей можно разделить на две категории: лидеры формальные – это руководитель, который обладает властью и должностным статусом, лидеры неформальные – это человек не обязательно обладающий властью и статусом, но однозначно выражает общие интересы коллектива и объединяет вокруг себя людей. В основу деятельности неформального лидера положено множество нравственных позиций, главная из которых выражает следующие: руководитель должен объединить работников в единый коллективный интеллект с целью достижения поставленных целей.
Коллективный интеллект – это объединенные усилия сотрудников с помощью специальных методов и методик, которые позволяют решить поставленные задачи. Самым ярким примерок коллективного интеллекта является мозговой штурм.
К семинару личность. Понятие личности. Чем отличается от человека, индивида. Структура личности. Какие вопросы включается в себя личность. Я – концепция личности. Теория личности (одного автора выбрать фрейд)
Роберто Кава «как общаться с трудными людьми», Питер Томсан «Самоучитель общения», Игорь Вагин «психология процветания или безнос по-русски», Валерий Семельников «Как научиться любить себя», «Сила намерения», «Сила слова», «Прививка от стресса», Крысько «Психология в таблицах и схемах»