Судьба Н.Клюева. Сообщение учащегося (учебник «Русская литература 20 века. 1 часть» под редакцией В.П.Журавлева. М. «Просвещение».2010 г).
Чтение стихотворений «Изба- святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы».
Беседа после чтения стихотворений по вопросам.
1.Каково настроение стихотворений?
2. Какие образы создает поэт?
3. Какие тропы и стилистические фигуры использует?
4. Какова лексика стихотворений?
5. Какие ассоциации вызывают у вас стихотворения «Изба- святилище земли» и «Рождество избы»? Почему поэт называет стихотворение «Рождество избы»?
Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева (см презентацию). Песенная, фольклорная стихия (не случайно и Клюев, и Есенин многие свои стихи называют песнями). Оба сначала овладели приёмами стилизации «под фольклор», а затем осваивают формы фольклорного поэтического мышления, создавая оригинальные произведения, близкие фольклорным не только по форме, но и по существу мысли, образа, идеи. Общим для них был и интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников.
Клюеву и Есенину был дан поэтический дар создания живописных картин русской природы. В их песенных стихах органично сочетались психологическое состояние человека и эмоциональный настрой пейзажа. Клюев же не только мастерски живописует родной северный пейзаж. Он, как потомок неистовых проповедников, негодующе обличает тех, кто рожден с холодным, равнодушным сердцем, а потому враждебен природе:
В хвойный ладан дохнул папиросой
И плевком незабудку обжёг,
Зарябило слезинками плёсо,
Сединою заиндевел мох…
|
…Заломило черёмуха руки,
К норке путает след горностай…
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный рай.
После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим «мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко временам Андрея Рублёва, но ритмы, фразы современной ему России врываются в
произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического времени. С болью поэт пишет о современных ему событиях- об утрате мастеровитости, крестьянских ценностей. О распаде русской деревни:
Не стало кружевницы Прони,
С коклюшек ускакали кони,
Лишь златогривый горбунок
За печкой выискал клубок,
Его брыкает в сутеменки…
А в горенке по самогонке
Тальянка гиблая орёт-
Хозяев новых обиход.
В годы «великого перелома» эта поэма не могла быть напечатана.
«Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском»,- писал Н.Клюев.
Видя с какой неуёмной ретивостью новые власти отторгают от народа многовековую культуру, поэт пророчески предупреждал:
«Направляя жало пулемёта на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить художественный голод дремучей, черносошной России… А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь самоцветной кровью под стальным глазом пулемёта»
(«Последний Лель»).
Через 20 лет после революции поэт скажет на следствии:«Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси… Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причём это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей… Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское насаждение».
|
Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 г.
Судьба С.Клычкова. Сообщение учащегося (учебник «Русская литература 20 века.1 часть» под редакцией В.П.Журавлева.М, «Просвещение».2010г).
Клычкова небезосновательно называют предшественником Есенина. По своей ясности и безмятежности ранняя лирика Клычкованапоминает произведения календарной обрядовой лирики. Так же как и в народной лирической песне, высшим идеалом красоты у поэта является природа. Поэтизация сельской природы, труда крестьянина, народных праздневств – наиболее характерная черта поэзии Клычкова. Праздник и труд у него не противопоставлены, а продолжают друг друга, чем успешней труд, тем радостней праздник. Наиболее последовательно эта мысль выражена в сборнике «Кольцо Лады» (1913 г). В этой книге два главных героя- Дед и Лада. Дед- собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков. Лада- образ, пришедший из языческих славянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта.
Выразительное чтение стихотворений. «Дедова пахота», «Лада купается», «Дед отборонил», «Лада в саду», «Лада в хороводе», «Дед с покоса».
|
Беседа по вопросам после чтения стихотворений.
1.Как создается настроение стихотворений?
2.Какие образы создает поэт?
3. Какая лексика используется в стихотворениях?
4. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?
5. Какие ассоциации вызывают стихотворения?
Судьба Петра Орешина. Сообщение учащегося (учебник «Русская литература 20 века. 1 ч.» под редакцией В.П.Журавлёва. М. «Просвещение». 2010 г).В первой книге стихов «Зарево» (1918 г) нашли отражения те же темы и образы, свойственные стихам
С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова, но если у собратьев по «крестьянскойкупнице» почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах крестьянской жизни:
А сердце всё изранено,
Всё кровью истекло,
Проклятое, болезное,
Голодно село.
Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи ужедавно заметили особое значение эпитета «ржаной» в его художественной системе:
О, край родной,
Как ты чудесен:
Ржаная степь, ржаной народ,
Ржаное солнце, и от песен
Землёй и рожью отдаёт.
Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью.Это слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы, непрерывности крестьянской жизни. «Ржаное солнце» - это сразу и сила, и тепло, и свет.
Выразительное чтение стихотворения «О, край родной», «Страда».
Страда.
Рожь густая недожата,
Осыпается зерно.
Глянешь в небо, через хаты,
Небо в землю влюблено.
Зной палит. В крови ладони.
Рожь, как камень, под серпом.
Руки жнут, а сердце стонет,
Сердце сохнет об одном.
Думы, думы, тяжко с вами,
Серп не держится в руках.
Мил лежит под образами,
Точно колос на полях.
Рожь густая, — не одюжишь
Ни косою, ни серпом.
И поплачешь и потужишь
Над несвязанным снопом.