ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА




ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Из свойств материи быть объективной реальностью следует ОБЪЕКТИВНОСТЬ пространства и времени.

Второе свойство — АБСОЛЮТНОСТЬ.

Третье - ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ.

Четвертое общее свойство пространства и времени — БЕСКОНЕЧНОСТЬ, вытекающая из признания бесконечности материального мира.

Пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека, т.е. они объективны. Свойство абсолютности вытекает из признания тезиса о том, что бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства. Человеческие представления о пространстве и времени относительны. Из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней.

Так как существуют различные толкования понятия формы в отношении пространства и времени к движущейся материи, нет единодушия по поводу того, какие свойства пространства и времени имеют универсальный характер. Выяснение универсальных свойств пространства и времени связано с большими трудностями и предельными экстраполяциями всеобщих законов движения материи. Всякие суждения на этот счет отражают существующий уровень наших знаний и могут претерпевать существенные изменения в будущих теориях в соответствии с диалектикой абсолютного и относительного в научном познании. Познание развивается по линии преемственности объективных истин и интеграции достоверного содержания научных теорий. Многие современные теории об общих свойствах пространства и времени, проверенные и подтвержденные практикой и системой доказательств современной теории, сохранят свое значение и в будущей научной картине мира.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Пространство и время имеют не только общие характеристики, но и специфические свойства, которые относятся только к пространству или только ко времени, что позволяет рассматривать их как разные атрибуты материи.

Наряду с такими свойствами, как прерывность и непрерывность, противоречивость, к наиболее общим свойствам пространства и времени относят:

- структурность;

- протяженность;

- трехмерность пространства;

- одномерность, однонаправленность и необратимость времени.

Мнение об универсальности таких свойств пространства и времени, как прерывность и непрерывность, трехмерность пространства, не может быть обосновано логически, хотя принципиально предположение об универсальности этих свойств не противоречит принципам диалектического материализма.

Однако условия изучения пространства и времени иные, чем других понятий, так как нам знаком только единственный вид пространства — пространство трех измерений, в котором протекает наша жизнь, существуют наше тело, наша Земля, наша звездная система. Чем ограничено наше пространство и время и каков характер этого ограничения — на этот вопрос пока нет материала для ответа. Проблема была бы намного проще, если бы существовала только одна форма пространства и времени, как предполагали представители механистического материализма. Но диалектический подход к рассмотрению пространства и времени, основанный на достижениях современного естествознания, заставляет сомневаться в правильности такого взгляда и приводит к гипотезе существования многих форм пространства и времени. В этих условиях определение общих свойств пространства и времени превращается в сложную проблему.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и време­ни. Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической наукепространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования идвижения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека. Пространствои время понятийно и сущностно, тесно связаны друг с другом. Эти формы движенияматерии возникли одновре­менно со Вселенной и зависят от процессов,происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А. А. Фридмана, можетостановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик.Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование ипространство. Современная наука выделяетнесколько аспектов пространствен­но-временного существования и развитиячеловека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю­чаясь вкосмические, природные ритмы, подчиняясь законо­мерностям развития жизненныхпроцессов. Его развитие проис­ходит в то же время в социуме, в котором меняютсяпоколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп­ределенномтемпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определеннымирежимами смены труда и от­дыха, средней продолжительностью жизни человека,протяжен­ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк­ретномпространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретнымиусловиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективносуществующему времени и пр. Взаимодействие разныхпространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и временибытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персо­нальныйаспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются,взаимоопределяют друг друга, представ­лены друг в друге в свернутом виде.Каждая разновидность про­странства и времени определяет по-своему развитиечеловека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное про­странство и собственное время человека, кажущееся самым «уз­ким» из всех видовчеловеческого бытия. Между тем именно пер­сональное пространство и время какмикрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именноперсональное пространство и собственное время воспринимаются человеком какнаиболее значимые. Именно они делают остальные формы чело­веческого бытия значимымиили индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активновключается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним иассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими. Восприятиепространства и времени — одна из важных состав­ляющих онтогенеза, зависящих отсоциально-экономических ус­ловий жизни, от состояния культуры и самосознаниячеловека. Формирование представлений о пространстве и времени — труд­ныйпроцесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует эторебенок, который без специального обучения, без определенных занятий,специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе­ренцироватьпространственно-временные характеристики. Но и в филогенезе человек прошелдолгий путь познания про­странства и времени. Человечество довольно долго шло ксозда­нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст»,«первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время»,«пространство» изменялось в течение истории человече­ства. Оно развивалось отинтуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — ксверхточному; от синкре­тичного — к дифференцированному; от индифферентного — кцен­ностному.

Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошлонесколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительнойнезависимости — к «хозяину», затем — к «жерт­ве» и наконец — к «равноправномусотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно,как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь,которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существоваликак бы параллельно. Человек знал (и относилсяк этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родитсяребенок, мальчик ста­нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды,оскуде­ет лес, начнется половодье, т.д.

В палеолите природные изменения, оседлость и созидательнаядеятельность человека привели к «разведению» пространства и вре­мени, кощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувствунекоторой автономии от природы, пони­манию необходимости активного освоенияпространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать современем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный моментпоса­дить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д.

Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про­странство— наполняться социальным смыслом. Люди — накап­ливать предметы материальной идуховной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп —различать­ся. Появились претензии на определенные территории как на соб­ственностьэтноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. Отнастоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.

В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанностивремен, начались попытки измерить время. Но пока гос­подствовал ручной труд,время не было ценностью, не было по­нимания того, что не только человек живетво времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.

Чем более сложными становились общество и трудовая деятель­ностьлюдей (усложнение производства, разделение труда, повы­шение производительноститруда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа,чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия,осоз­нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесови пр.), чем более независимым становился от при­роды благодаря различнымприспособлениям, технологиям, ме­ханизмам, тем более дифференцировалось еговосприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа­тивногои пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных ипсихологических характеристик разных простран­ственных зон и т.д.). И тем болеестановился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяиномпространства и вре­мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег­нутьбудущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.

Научно-техническая революция привела к тому, что время стало однойиз высших ценностей человека, а пространство его соци­ального бытия невероятнорасширилось. Сегодня человек прово­дит изучение Марса и Венеры, побывал наЛуне, почти не оста­лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к переменемест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин)немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — внеобходимость.

Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од­нойстороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью иинформированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой— суетностью, отчуж­денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль­ностив транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смыслечеловек стал жертвой расширения про­странства своего бытия и стремленияовладеть временем, изме­рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубжеосознаются следующие идеи:

—пространство и время жизни конкретного человека зависят от еговозраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому онпринадлежит;

—приэтом всегда обнаруживаются единство реального и во­ображаемого аспектов бытия,а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятиииндивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­стивоспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивнойдеятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражаетсякак очень дли­тельное.);

— биографическое время любого человека бесконечно тянется изглубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и«здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Этавзаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворнытолько при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством ивременем своего бытия, установления динамического равновесия своеговнутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем другихлюдей.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

И филогенез, и онтогенез происходят в пространстве и времени.

Наука издавна интересуется этими категориями. В материали­стической науке пространство и время обозначают как основные всеобщие формы существования и движения материи, так и ос­новные всеобщие условия бытия и развития человека.

Пространство и время понятийно и сущностно тесно связаны друг с другом. Эти формы движения материи возникли одновре­менно со Вселенной и зависят от процессов, происходящих в ней. Например, время, согласно концепции А.А.Фридмана, может остановиться в результате «расширения» Вселенной, «разбегания» галактик. Расширившись до бесконечности, может прекратить свое существование и пространство.

Современная наука выделяет несколько аспектов пространствен­но-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

Как важный элемент Вселенной, человек развивается, вклю­чаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь законо­мерностям развития жизненных процессов. Его развитие проис­ходит в то же время в социуме, в котором меняются поколения, жизнь наполняется историческими событиями, протекает в оп­ределенном темпе и ритме. Любые социокультурные условия характеризуются определенными режимами смены труда и от­дыха, средней продолжительностью жизни человека, протяжен­ностью детства. Развитие человека осуществляется также в конк­ретном пространстве, во времени собственной жизни, где он сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени и пр.

Взаимодействие разных пространственно-временных аспектов между собой, а также пространства и времени бытия человека в целом — тесное и сложное. Природный, социальный и персо­нальный аспекты бытия и развития человека не существуют друг без друга, пересекаются, взаимоопределяют друг друга, представ­лены друг в друге в свернутом виде. Каждая разновидность про­странства и времени определяет по-своему развитие человека. Но особенно важными для онтогенеза оказываются персональное пространство и собственное время человека, кажущееся самым «уз­ким» из всех видов человеческого бытия. Между тем именно пер­сональное пространство и время как микрокосм охватывают и природное, и социальное бытие человека. Именно персональное пространство и собственное время воспринимаются человеком как наиболее значимые. Именно они делают остальные формы челоческого бытия значимыми или индифферентными для развития конкретного индивида. Человек активно включается во все аспекты пространства и времени. Он адаптируется к ним и ассимилирует их, пытается организовать, изменить их и овладеть ими.

Восприятие пространства и времени — одна из важных состав­ляющих онтогенеза, зависящих от социально-экономических ус­ловий жизни, от состояния культуры и самосознания человека. Формирование представлений о пространстве и времени — труд­ный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно наглядно демонстрирует это ребенок, который без специального обучения, без определенных занятий, специальных предметов, жизненного опыта не способен измерить, определить, диффе­ренцировать пространственно-временные характеристики.

Но и в филогенезе человек прошел долгий путь познания про­странства и времени. Человечество довольно долго шло к созда­нию таких понятий, как «эпоха», «столетие», «минута», «возраст», «первобытный», «подросток» и др. Да и наполнение категорий «время», «пространство» изменялось в течение истории человече­ства. Оно развивалось от интуитивного — к научно обоснованному; от описательного, приблизительного — к сверхточному; от синкре­тичного — к дифференцированному; от индифферентного — к цен­ностному. Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») — к относительной независимости — к «хозяину», затем — к «жерт­ве» и наконец — к «равноправному сотруднику».

В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно.

Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик ста­нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскуде­ет лес, начнется половодье и т.д.

В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и вре­мени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пони­манию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент поса­дить семена — и через определенное время появится урожай, и т. д. Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про­странство — наполняться социальным смыслом. Люди — накап­ливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп — различать­ся. Появились претензии на определенные территории как на соб­ственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооруженйях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычленилось будущее, оба они стали ценностью.

В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвя­занности времен, начались попытки измерить время. Но пока гос­подствовал ручной труд, время не было ценностью, не было по­нимания того, что не только человек живет во времени, но и время — в человеке, что человек может быть его хозяином.

Чем более сложными становились общество и трудовая деятель­ность людей (усложнение производства, разделение труда, повы­шение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осоз­нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от при­роды благодаря различным приспособлениям, технологиям, ме­ханизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа­тивного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных простран­ственных зон и т.д.). И тем более становился он — реально и в своем сознании — полновластным хозяином пространства и вре­мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег­нуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.

Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его соци­ального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек прово­дит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не оста­лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих — в необходимость.

Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од­ной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой — суетностью, отчуж­денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль­ности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир, ° определенном смысле человек стал жертвой расширения про­странства своего бытия и стремления овладеть временем, изме­рить его до тысячной доли секунды.

Сегодня все глубже осознаются следующие идеи:

~- пространство и время жизни конкретного человека зависят

его возраста, уровня личностного развития, пола, социального л°я, к которому он принадлежит; й ~~ при этом всегда обнаруживаются единство реального и во-

ражаемого аспектов бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли­тельное.);

— биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворны только при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: