Проповедь отца Алексея, настоятеля храма свв. Флора и Лавра в д. Клюкошицы в связи с наступившим Новым 2021-м годом.




Дорогие друзья!

В это посленовогоднее (как и в предновогоднее) время мы часто спрашиваем сами себя: «что принесет нам этот 2021-й год?» А давайте порассуждаем, от чего это зависит? Ответ на этот вопрос и будет моим главным новогодним пожеланием всем нам.

Итак, самое главное, желаю всем нам твердой веры. Во-первых, не будем сомневаться в том, что события будущего года зависят не от комбинации цифр на календаре, тем более не от свиньи, быка или двенадцати чертей-зодиаков и даже не от случайного стечения обстоятельств. В том и суть что, не какой-то там «год нам приносит » те или другие события, а God – Господь Бог Вседержитель Своим спасительным Промышлением о нас. А это значит, что с Божией помощью удастся совершить много хороших дел, и не зависящие от нас вроде бы события тоже могут стать исполнением нашей молитвы. И даже внешние скорби или осуществление злой человеческой воли, Он обязательно обратит в несравненно большее благо для тех, кто имеет веру, потому что сила Божья будет действовать в них.

Помните, в конце прошлого года отовсюду слышались предсказания и опасения, что 2020-й год – «високосный», а значит он будет «особенно тяжелый для людей». И вот ведь что удивительно, за последние 200 лет ни в истории России, ни в мировой истории ни один из «високосных» годов не был каким-то особенно бедственным по сравнению с соседними датами того исторического периода. Но вот что значит ослабление веры: люди последовали календарному суеверию, отдали свои судьбы беспорядочным цифрам, а значит сами удалились от Божьего Покрова. Потому и год тяжелый (а не потому что високосный). И что теперь? Снова будем думать, что все проблемы закончатся с окончанием года?

А такое в нашей истории, действительно, уже было. Известно, с каким нетерпением люди ждали окончания «тяжелого високосного 1940-го года: только закончилась кровопролитная война с Финляндией, а после начались перебои со снабжением по местам, безденежье, голод и т.д.». Про этот 1940-й даже сняли фильм (где колхозницы жаловались на високосный год: «вот он закончится – тогда заживем»), а также сохранилось много полных отчаяния писем. В общем, проблем было больше, чем в нашем 2020-м. Но если ждать помощи только от календаря и не вернуться под Покров Божий, то после «високосного» 1940-го приходит «невисокосный» 1941-й (также можно сравнить по «тяжести» событий високосные и невисокосные 1936 и 1937; 1916 и 1917; 1904 и 1905 и т.д.).

Конечно, это лишь отдельные примеры, имевшие место в другом нравственно-историческом контексте, а у нас сейчас есть все основания надеяться, что наш 2021 год не войдет в этот трагический список, даст Бог. И всё-таки, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай! Почему же в это трудное время всё меньше людей приходит в воскресный день в храм на соборную молитву за себя, за близких, поселок, страну и за весь мир (О мире всего мира … Господу помолимся) ?! И чем труднее время, тем меньше людей в церкви. Раньше так никогда не было! Господь и так спасёт?! Наверное, как обычно спасет. Но ведь не будет же так продолжаться до бесконечности. Человек должен быть сотрудником Богу в деле его же спасения.

А ведь смотрите (!) какую важную победу все мы, верующие люди, одержали в августе этого «трудного» года. Мало кто об этом знает. У прихожан больше не будут отнимать возможность приходить на Литургию в церковь. Власти теперь только «рекомендуют», а не запрещают. А Священный Синод, возглавляемый Патриархом, в своем августовском постановлении указал на тот факт, что недавняя весенняя практика исключительно домашней молитвы без посещения храма «не может считаться нормальной». Также было подчеркнуто конституционное право верующих приходить в Церковь независимо от эпидемиологической обстановки.

И что же теперь?! Мы отказываемся от своей победы?! Вспомните, как много нас было весной на ранних шестичасовых Литургиях! Тогда мы хорошо помнили: «Царство Божие силой берется, и прилагающие усилия восхищают Его» (Мф.11,12). И слава Богу, за весь год с Божией помощью на церковных службах в наших храмах не заразился ни один человек (!). (а сколько людей заразились в транспорте, других общественных местах или дома от приехавших родственников?!). Но, опять же, на Бога надейся, а сам не плошай. Поэтому и у нас, и в большинстве российских храмов по благословению Синода приняты беспрецедентные защитные санитарные меры. Но делается это не от того, что Божьей защиты недостаточно, а потому что Сам Господь внимательно смотрит, заботимся ли мы друг о друге: «Новую заповедь даю Вам, да любите друг друга» (Ин. 13,34). Но вот ведь парадокс: и богослужения у нас уже не так рано, и безопасность подтвердилась, но с наступлением декабря (кроме разве что последнего воскресения) совершенно исчезла необходимость следить за соблюдением дистанции между прихожанами: их всего 10 человек.

Кто-то может на это возразить: «а почему, собственно, мы обязательно должны ходить в церковь? Бог же везде присутствует, значит везде ему можно молиться о счастливом 2021-м годе». Именно на этот вопрос как раз и должен ответить любой верующий человек. И если вдуматься, даже такой привычный аргумент покажется на редкость странным и неуместным. А зачем же тогда Христос пришел к нам?! Зачем Бог стал человеком, ради нас пострадал, умер на кресте и воскрес из мертвых?! Конечно, не для того, чтобы рассказать, как молиться дома, и заповедать, что достаточно смотреть канал «Спас». Христос пришел даже совсем не только для того, чтобы научить какому-то особому благочестию или новым заповедям: для такой миссии достаточно было бы послать любого богодухновенного пророка-чудотворца, каковых было много и до, и после Христа. Но Сын Божий стал человеком, умер и воскрес, чтобы подарить нам исцеленную, преображенную, соединенную с Богом, полную сил человеческую жизнь. И она начинается уже сейчас для каждого, кто готов бороться со злом внутри себя и, кто участвует в т а инственной жизни Воскресшего Христа, который присутствует рядом с верующими в него «все дни до скончания века» (Мф.28,19). Так оказываются почти синонимами три однокоренных слова «у част ие», «При част ие», «с част ье». И вопрос заключается не в том, ходить или не ходить в храм, просто мы не можем не участвовать в Таинствах исповеди и Святого Причастия, потому что это самые первые и главные Царские Врата, через которые Сын Божий входит в нашу обыденную жизнь. Такое уж Он нам назначил место встречи (см. Ин.6,56). Вот только будет ли человек приходить к этим Царским Вратам в воскресный день?!

Друзья, эти слова не просто перефразирование заученного в семинарии катехизиса. Для того чтобы говорить их людям сейчас, 16 лет назад я выбрал путь деревенского священника, отказавшись от карьерного предложения занять высокую должность замначальника механосборочного производства Обуховского завода. И хотя тот год, как сейчас оказывается, также был «високосным», но никогда мы с женой об этом решении не пожалели. Мне за это время ни разу не пришло в голову вернуться на высокооплачиваемую нормированную светскую работу, пользуясь наличием производственного опыта и трех высших образований.

Не сочтите, что хвалю сам себя, да и хвалиться на самом деле нечем. Любой на моем месте поступил бы также, а действовал бы, скорее всего, лучше. Ведь «если лев зарычит, кто не содрогнется?!» Если Бог позовет, кто откажется?! (ср. Ам.3,8). Но рассказываю свои архивные подробности, потому что на собственном опыте прочувствовал, какая могла бы быть потеря, если бы я жил так, как будто Царства Божьего нет, а на самом деле Бог основал Его уже здесь и сейчас. Избежать этой потери до боли желаю каждому знакомому мне человеку уже в этом 2021-м году, и буду молиться об этом весь год.

[П1] Действительно, что с нами станет, если плоды пришедшего Царства Христова останутся для нас неизвестны, если любовь к Богу и к людям, которая преображает все наши дела (дом, семью, работу, отношения с друзьями), если эта любовь Христова не будет излита в наши души?! Обыденность поглотит? Скорби раздавят? Грехи перевесят? Все ограничится благими намерениями: «начну новую жизнь с понедельника (или, чуть проще, со вторника)», «хотел, как лучше», «а что я мог сделать»? А бывает и разочарование, граничащее с цинизмом: не делай добра – не будет зла. Но и просто в статусе «хорошего парня» обычно получается удержаться только до тех пор, пока не затронуты сокровенные интересы. Даже если и удалось удержаться, как мы можем быть уверены, что не потеряем навсегда дорогих нам людей?!

Вот и получается, что в тот или иной момент ветхость мира или ветхая греховность самого человека начинает улыбаться ему старческой гримасой Джорджа Сороса. И эта «ветхость» – неизлечима самовнушениями или собственными волевыми усилиями (последние, конечно, крайне необходимы; без этого тоже ничего не выйдет). Это все равно, что старый человек снова сделал бы сам себя молодым (знаем, что и это случится, но всё будет совершено только Сыном Божьим в День Господень).

Нам обязательно нужно знать, где найти эту Новую сыворотку, которая исцелила бы нас от греховной «ветхости », болезненности и смертности. Однако зачем же далеко ходить искать, всё приготовлено. Господь Иисус Христос уже пришел. Только Он есть Хлеб жизни и Чаша бессмертия. Его послушайте: «сия Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22,20). «Пейте от нее все» (Мф.26,27). И эта самая Чаша (пока еще) выносится во всех храмах во многих городах и весях каждое воскресенье и в другие дни. Но, как следует из евангельского текста, если не приступаем к Чаше, значит не исполняем Новый Завет. А до той поры всё остается ветхим: и молитвы, и просмотр канала «Спас», и наши добрые дела с ложкой дегтя в бочке меда.

На это кто-то мог бы снова вполне резонно заметить, что и церковные люди также грешат и терпят скорби, а значит может возникнуть сомнение, получается ли у них «царствовать», ведь совсем уж стабильно-безбедно прожить еще не у кого не получалось: жизнь прожить – не поле перейти. Действительно, Новая «сыворотка» Животворящей Крови действует постепенно, поэтому мы и приходим в храм каждое Воскресение, поэтому нужно и самим регулярно «умерщвлять в себе грех». Да, грешим, прости Господи. Новая заповедь «любить друг друга» не сразу нами усваивается, к сожалению. Да, в какой-то срок – скорбим (хотя, мне кажется, те, которые на службе внимательнее всего молятся «о избавитися от всякия скорби » - скорбят реже; они как дети, которые боятся темноты и слезно упрашивают маму разрешить им засыпать при свете ночной лампы, как будто ночь от этого перестанет быть темной). Но при этом обычного объяснения, сводящегося к тому, что скорбим именно потому что грешим – недостаточно. Это, конечно, отчасти верно в том отношении, что есть единственная греховная страсть, которую редко когда можно исцелить без своего рода «хирургической операции». И этот грех – гордыня. Им поражено большинство людей и церковных, и нецерковных, и верующих, и неверующих. И в этом есть большая проблема, потому что в гордом сердце очень мало остается места для любви Христовой. Это смертный сатанинский грех. Здесь обязательно нужно «раздробить» эти «камни в почках» и «камни в сердце». Сердце чисто созижди во мне, Боже … (Пс.50). Оно должно «смягчиться». Человек, который что-то испытал сам, легче поймет другого, не осудит грешника. Мы и на своем опыте видим, что даже самые «жесткие» люди с годами добреют.

Но если говорить о скорбях, важнее все-таки другое. Не совсем правильно было бы их понимать как наказание Божье. Они являются как раз внешними следствиями уязвимости, хрупкости и разрушительной хаотичности грехопадшего мира, и большинство из них именно Бог удерживает, чтобы людям не погибнуть. Но некоторые скорби Он все-таки попускает (то есть позволяет случиться). Почему? В случае с неверующими – понятно: людям нужно самим убедиться, что мир не устоит без Бога (страшное слово «кризис» переводится с греческого - «суд»: если сам сможешь честно «рас суд ить» о себе – молодец – такому Бог обязательно откроет, как вера спасает от большого «суда»).

С верующими людьми – по-другому. Они хотя иногда и скорбят, но, оказывается, не только ради избавления от грехов. Несение скорбей при всех их неизбежности и тяжести, как ни странно, оказывается возможностью пройти эту часть жизненного пути рядом с Самим Христом Спасителем, если только я в вер ил себя Ему в Таинстве Причастия Его Тела и Крови, которая за нас пролилась. Оказывается, это Он понес основную тяжесть этой моей нынешней скорби (то есть именно мои «гири» висели на том кресте, который Он нес на Голгофу). А сейчас Господь, уже Воскресший, находясь рядом со мной как бы несет меня на руках в те моменты, когда мне было бы особенно тяжело (как в известной притче, которая на самом деле очень жизненна). И вот ведь что получается: скорбь для верующего человека не оборачивается бедой, (как для тех, которые отказывались «рас суд ить» о себе во время «кризиса»). Здесь же, наоборот, она становится ступенькой, приближающей к Богу. И христианское терпение – это уже не бессмысленное пассивное претерпевание, а твердое стояние в вере, стойкость. И христианская надежда – это не какое-то мечтание о том, что вряд ли сбудется (которая «умирает последней», как это понимается в современном русском языке). На самом деле, слово «наде жд а» происходит от слова «жд ать» с приставкой «над», то есть это уверенное ожидание того, что несомненно исполнится. Конечно, сил для такого «терпения» и «надежды» нам бы надолго не хватило, что уж говорить. Но Христос-Спаситель, который идет рядом с нами, потому что Его Кровь течет в наших жилах, Он в трудное время преизобильно изливает Свою любовь в наши (уже менее гордые) сердца. Оказывается, именно несение креста открывает самое полное богопознание. Вот она – радость победы вместо погибели. Тот, кто имеет опыт любви Христовой, которая возрождает весь мир, тот имеет силы перенести любое испытание, трудность, скорбь. Он и другого человека сможет искренне полюбить независимо от обстоятельств их взаимоотношений - только ради Христа. Это тот случай, когда за одного битого двух небитых дают. Вот почему без ложного смирения христиане благодарят Бога «и за скорбь, и за радость». Вот что, оказывается, имел в виду наш старший современник – архим. Иоанн Крестьянкин, когда писал, что лучшее время в его жизни – это годы в ГУЛАГе. Здесь речь не о мазохизме, просто ощущение присутствия рядом Бога превышает даже страдание, унижение и боль. Когда его освободили из заключения, Бог на шаг отступил, и получилось, что, получив свободу, человек потерял больше, чем приобрел. В этом же смысле свт. Лука (Войно-Ясенецкий) – известный хирург – озаглавил свои дневники так: «Я полюбил страдания».

Всё же думается, что нам с вами этот опыт новомучеников вряд ли будет доступен в той же мере, ну и слава Богу! Наши скорби обычно и легче (хотя и среди нас есть сильные люди), и реже, и бережнее Бог «приземляет». Поэтому и страшиться скорбей не стоит ни в Новом 2021 году, ни в последующих.

Вообще призыв «думать о хорошем» имеет, конечно, здравое христианское зерно. Более того, не просто «думать», а несомненно ожидать хорошего, вернее, ожидать блага. Ведь не то чтобы никакое событие не случится, даже ни один волос с головы не упадет без благого (так сказать, сверххорошего) Промысла Божьего о нас (ср. Мф.10,29-31; Лк.21,18).

А вот нам и знамение «доброго» года. Вторым праздником в России в 2021 году (как, впрочем, и в любом другом) будет Рождество Христово. Сбывается «реченное пророком: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: С НАМИ БОГ » (Лк.1,23).

Лишь бы только нам не ослабеть в вере в Господа нашего Иисуса Христа. Ради наших любимых (да и ради самих себя) мы не имеем права оказаться беспомощными в наше по-своему трудное время. А для этого будем всегда в вер ять себя Ему, благоговейно приступая к Таинству При част ия Его Тела и Крови. Здесь и заложена Богом долговременная основа человеческого с част ья, которого мы так много желали друг другу при встрече Нового 2021-го года.

Счастливого Вам Нового 2021-го года, дорогие друзья!

С наступающим РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

 

[П1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: