Организация управления, при которой оперативными вопросами постоянно занимаются руководители строительных организаций и большинство начальников отделов, показало свою нецелесообразность, так как значительная часть аппарата управления отвлекается от решения вопросов перспективного управления и развития. Не оправдывает себя и широко распространенная практика закрепления заместителей управляющего и других руководящих работников треста за отдельными объектами для решения оперативных вопросов. В этом случае усиление оперативного управления происходит за счет отвлечения руководителей от выполнения порученных им других функций, что вносит дезорганизацию в процесс управления. Не отвечает современным требованиям и практика возложения оперативного управления на главного инженера строительной организации, который должен заниматься прежде всего вопросами управления научно-техническим прогрессом.
При делении промышленных комплексов на подкомплексы, узлы, участки координация работы всех участников строительства и ответственность за своевременное завершение работ возлагается соответственно на начальника подкомплекса и ответственных исполнителей по узлам и участкам.
Оперативное планирование в строительных организациях включает разработку месячных планов, недельно-суточных и часовых графиков для всех участников строительства. Основой для разработки таких планов являются проекты производства работ, включающие календарные планы (сетевые графики) строительства отдельных объектов, требуемые ресурсы, план строительной организации с разбивкой по кварталам и объектам, сводный годовой календарный план (график) строительства, данные об ожидаемом выполнении планов предыдущих периодов и возможностях обеспечения материально-техническими и другими ресурсами.
Оперативные месячные планы разрабатываются во всех подразделениях треста и субподрядных организациях и увязываются между собой, а затем доводятся до строительных участков, прорабов (мастеров) и бригад.
Опыт показывает, что важнейшим средством, позволяющим избежать штурмовщины и обеспечить непрерывную, ритмичную и согласованную работу организаций и предприятий, участвующих в строительстве, является недельно-суточное планирование, позволяющее честь изменения, происходящие в условиях производства работ и в обеспечении объектов ресурсами.
Недельно-суточное планирование предусматривает разработку взаимоувязанной системы недельно-суточных графиков всех строительно-монтажных и обеспечивающих подразделений треста и субподрядных организаций, включая строительные управления, строительные участки, прорабов (мастеров) и бригады. При составлении графиков учитывается выполнение плана за предыдущую неделю, необходимость устранения отставаний, фактическое наличие ресурсов и складывающиеся условия производства. Основными являются графики производства строительно-монтажных работ. На их основе разрабатываются графики обеспечения производства транспортом, материалами, полуфабрикатами, конструкциями, средствами механизации, инструментом и продукцией производственных предприятий.
Часовые графики, в которых планируемые процессы регламентируются с точностью до нескольких минут, разрабатываются при монтаже с транспортных средств и обеспечении объектов строительными материалами (полуфабрикатами), не допускающими длительного хранения (бетонные, растворные и др. смеси). Для разработки таких монтажно-транспортных графиков используются ЭВМ. Графики составляются на рабочую смену и представляют собой перечень рейсов автомобилей с комплектами перевозимых деталей (рейсокомплекты) в соответствии с порядком их выполнения. В трафике указывается завод-поставщик, состав рейсокомплекта, адрес строящегося объекта, время погрузки, транспортировки и разгрузки автомобиля. Графики передаются для исполнения заводам-поставщикам, автобазам, подразделениям, осуществляющим монтаж, и в диспетчерскую службу для контроля. Монтажно-транспортные графики могут разрабатываться на неделю или на 2—3 дня.
При разработке графиков поставок раствора на строящийся объект учитывается потребность в растворе на основе заявок и график работы растворных узлов. В заявке указывается объект, марка раствора, объем и желательное время его получения. Графики работы растворных узлов содержат адрес объекта, марку раствора, тип автомобиля, время его отправки, объем раствора, расстояние перевозки. В графиках поставки раствора на объекты указываются адреса бетонных узлов, номера рейсов, время прибытия автомобилей на объект, марки и объем доставляемого раствора. Составление графиков и контроль за их выполнением осуществляется с помощью ЭВМ.