Предполагаемые результаты




С одарёнными детьми»

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

 

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

 

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одарённых личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одарённые дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одарённости личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребёнка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребёнка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребёнок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми.

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребёнка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одарёнными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Гимназисты успешно выступают в конкурсах различного уровня.

 

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с ОД:

· групповые занятия с одарёнными учащимися;

· предметные кружки;

· кружки по интересам;

· конкурсы;

· курсы по выбору;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам;

· исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одарённости, организация работы по обучению и развитию одарённых детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1. с каким видом одарённости мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2. в какой форме может проявиться одарённость: явной, скрытой, потенциальной;

3. какие задачи работы с одарёнными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одарёнными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одарёнными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

В гимназии есть одарённые дети и педагоги способные с ними работать, современная база, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

· Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

· Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.

· Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

· Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков гимназистов.

· Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере.

Всё выше сказанное привело к необходимости разработать и приступить к реализации в гимназии программы «Одарённые дети».

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

I ступень – аналитический период (1—4-й год обучения) — при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

Возможные риски

· неправильное или неадекватное выявление одарённости ребенка, что может привести к тому, что ребёнок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одарённости снизятся;

· рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одарёнными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведёт к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одарённых.

Предполагаемые результаты

· увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

· повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

· положительная динамика процента участников и призёров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

· повышение социального престижа гимназии на муниципальном, областном уровне.

Виды одарённости

Одарённые дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одарённости.

К выделенным видам одарённости относятся следующие:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: