Прочитайте текст и выполните задания 21-24.




Задание 1

Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права... В этой связи под составом правонарушения понимают наличие объективной и субъективной сторон, субъекта и объекта правонарушения.

Причём только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения.

Правонарушение — это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Правопорядок как наиболее общий объект правонарушения характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе. Понятно, что любое правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из- под него то или иное основание, разрушает то или иное звено.

Поэтому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, а в конечном счёте — правопорядку.

Кроме этого общего объекта правонарушения теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т. д. Важно подчеркнуть, что объект правонарушения — это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент — противоправность того или иного действия (бездействия) — прежде всего характеризует правонарушение.

Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона, в свою очередь, представляет единство трёх элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причинённым вредом...

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет, а по некоторым преступлениям — 14 лет...

Наконец, субъективная сторона. Она характеризуется виной — психическим отношением субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов


поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам.

 

(А. Б. Венгеров)

 

21. Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный момент, по мнению автора, прежде всего характеризует правонарушение? Как автор характеризует вину?

 

Правильный ответ:

1. 2 вида объектов правонарушения: правопорядок; конкретные права и свободы ИЛИ личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом;

2. Формальный момент, прежде всего характеризующий правонарушение: противоправность того или иного действия (бездействия);

3. Вина - психическое отношение субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам.

 

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Баллы за задание: /2

22. Какие три вида субъектов правонарушения названы в тексте? Какие три элемента объективной стороны правонарушения выделил автор? Используя обществоведческие знания, объясните связь деятельности правоохранительных органов с объективной стороной правонарушения.

 

Правильный ответ:

1. Виды субъектов правонарушения:

· вменяемый, достигший определённого возраста,

· гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом,

· лицо без гражданства;

2. Элементы объективной стороны правонарушения:

· противоправное поведение,

· вред,

· причинная связь между действием (бездействием) и причинённым вредом;

3. Объяснение: правоохранительные органы устанавливают, квалифицируют и оценивают объективную сторону правонарушения.

(Может быть дано другое объяснение)

Баллы за задание: /2


23. Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент за и один аргумент против мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения.

 

Правильный ответ:

1. Возраст имеет важное значение, так как до определённого возраста дети не могут правильно оценивать свои действия и нести за них ответственность (например, гражданско-правовую);

2. Аргумент «за»: это справедливо, так как нарушены те же права, совершены аналогичные действия и причинён равный вред;

3. Аргумент «против»: противоправные действия несовершеннолетних, как правило, являются следствием тяжёлых условий жизни в семье и недостатка родительского внимания, воспитания; кроме того, чрезвычайно важно не просто наказать, а исправить поведение несовершеннолетнего, чтобы в дальнейшем он мог вести нормальную жизнь.

(Могут быть приведены другие аргументы «за» и «против»)

Баллы за задание: /3

24. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

 

Правильный ответ:

1. Юридическая ответственность правонарушителя должна быть неотвратимой;

2. Государство должно проводить политику борьбы с безработицей и бедностью;

3. Необходимо выявлять неблагополучные семьи и помогать им вернуться к нормальной жизни, реабилитировать детей из неблагополучных семей.

Могут быть высказаны другие суждения


Баллы за задание: /3


Задание 25


Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «избирательная система»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о трёх любых достоинствах мажоритарной избирательной системы;

- одно предложение, раскрывающее сущность пропорциональной избирательной системы.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)


Правильный ответ:

1. Избирательная система - совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования;

2. Достоинствами мажоритарной системы является наличие постоянной связи между кандидатом и избирателями округа, голосование избирателей за конкретного человека, программу которого они могут оценить, потенциальный демократизм, поскольку победителя поддерживает большинство избирателей, простота в подсчете голосов.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх или более достоинствах мажоритарной избирательной системы.)

3. Порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов, характеризует сущность пропорциональной избирательной системы.

 

Баллы за задание: /4

Задание 26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три преимущества использования потребителями безналичных денег. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

Правильный ответ:

Преимущества использования безналичных денег:

1. Потребителю нет необходимости носить при себе крупные суммы банкнот (например, для приобретения автомобиля Алексею могло бы понадобиться несколько пачек по 100 купюр самого крупного номинала);

2. Безналичные деньги используются для расчётов в Интернете (например, Ирина приобрела новый компьютер в интернет-магазине

«Х» с использованием электронных денег);

3. Потребители могут пользоваться банковскими услугами автоматических платежей за услуги ЖКХ, мобильной связи и Интернета и т. п. (например, пенсионерка Екатерина Михайловна сделала распоряжение об автоматическом списании с её пенсионного счёта первого числа каждого месяца платы за коммунальные услуги)

 


Баллы за задание: /3


Задание 27


Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся.


Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

 

Правильный ответ:

1. Способ поведения: уход из конфликтной ситуации;

2. Объяснение: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;

3. Наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.

 

 


Баллы за задание: /3


Задание 28


Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Правильный ответ:

1. Признаки социального института:

а) возникновение на основе совместной деятельности больших масс людей; б) удовлетворение фундаментальных потребностей общества;

в) устойчивые формы организации; г) наличие учреждений;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: