СТРАСТЬ КАК ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ: ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ




В.Ю. Солодухина

Научный руководитель: асс. С.И. Сулимов

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Кафедра философии

 

В наши дни практически везде (кинематограф, журналы, интернет) многократно говорится о сексе, разврате и прочих разновидностях гедонизма. Эта тематика имеет импортное происхождение, но большинством русских людей воспринимается как само собой разумеющееся, обычное и даже необходимое. Сейчас редко можно встретить ординарного молодого человека, который не стал бы упоминать о подобных непристойных вещах даже через год после знакомства. Довольно часто молодая девушка или парень встречает своего очередного полового партнера на одну ночь где-нибудь в клубах или на дискотеках, а на утро они прощаются навсегда. Так почему же они себя ведут так, не останавливаются и не понимают, что это неприемлемо?

В православной работе «Люди и демоны» автор (отец Родион Часовников) подробно разбирает этот вопрос. С точки зрения православной демонологии, существуют так называемые «падшие духи» – ангелы, отпавшие от Бога ещё до сотворения видимого мира. Они могут искушать, испытывать свободное произволение людей до Страшного суда. Автор подробно описывает воздействие падших духов по ступеням и дает определение страстям.

Страсть – это злокачественный недуг души, пагубный навык, образующийся при многократном удовлетворении каких-либо порочных влечений. На первой ступени воздействия на человека демоны (падшие духи) завлекают человека на крючок временного удовольствия, управляют им через греховные желания и стремления. На второй ступени человеку становится трудно управлять страстью, контролировать свои страстные побуждения. Более того, страсти начинают сами контролировать человека, мешая ему принимать правильные решения, побуждая к эгоистичным, аморальным поступкам. Третья ступень – если человек попытается отказаться от своей страсти, то у него появляются различные болезненные состояния. На четвертой ступени падшие духи всегда вредят душевному и духовному здоровью, подталкивают человека к отчаянию, желают уничтожить его (вплоть до самоубийства). Такое поведение – отличительный характер падших духов. На пятой ступени падшие духи через действие страстей искажают у человека восприятие жизни, стараются поддерживать в грешнике иллюзии и ложные убеждения, заставляют бездумно прожигать свою жизнь. В ступени шестой демоны понуждают сопротивляться покаянию, участию в богослужению, молитве; предлагают человеку перекладывать ответственность за содеянное с себя на других людей. Конечная ступень, седьмая, заключается том, что падшие духи мешают человеку обрести истинную веру, очищать душу от грехов, понять высший смысл своего бытия и бороться с пагубными влечениями. По сути дела, в конце страстного пути грешник мало чем отличается от оконченного, близкого к смерти наркомана.

Однако человек с самого рождения обладает свободой воли и поэтому может выбирать свой жизненный путь и свои ведущие ценности. Если он погонится за удовольствиями и выберет путь, по которому ведут его падшие духи, ему будет очень тяжело остановиться и понять истину. «Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, а она, пока в грехе, ослеплена ими» [1, с. 293].

Современный светский автор, Валерий Борисович Слёзин, в своей работе «Геноцид белой расы» описывает воздействия падших духов на человека с социальной и биологической точки зрения, считая это последствием современного гуманизма. По его замечанию, население Западной Европы вымирает из-за стереотипа равноправия полов и свободы выбора половой ориентации. Вследствие этих тенденций нарастает распад семей, массовое заражение СПИДом и другими заболеваниями, передающихся половым путем, количество которых с каждым годом только увеличивается. Уже перестают существовать такие простые слова, как семья, любовь. Разрушена нравственность. По мнению В.Б. Слёзина, в современном западном мире перепутаны понятия нормы и патологии. И это лишает людей возможности ориентироваться в жизни на что либо, кроме своих прихотей.

Какой же существует выход из создавшегося положения? Во-первых, не способа воспитания лучше, чем собственный пример. Во-вторых, нужно ввести в школы курс основ православной религии, чтобы дети с самого начала знали Библию, потому что она раскрывает смысл, кто есть человек, кем он является, для чего существует, какая у него судьба. В-третьих, молодежь (будущие родители и воспитатели) должна вести здоровый образ жизни, который обязан включать в себя не только спорт, но и «биологически целесообразное поведение, то есть поведение, согласующееся с самой сутью человеческого бытия». [2, с. 217]. Биологическая целесообразность не отрицается религией, заповеди блаженства во многом совпадают с биологически целесообразным поведением, то есть мы должны «восхищаться не успехом развратной и бездетной бизнесвумен, а матерью детей и хозяйкой дома» [2, с. 217]. Верность, любовь, честность, целомудрие, чистота, вера в Бога – основа благополучной жизни.

В данной работе мы рассмотрели, причины морального кризиса западной и русской молодёжи, и считаем, что хотя путь к восстановлению будет долгим и трудным, только в православии заключается рецепт духовного спасения. Неслучайно богословие обнаружило причину кризиса гораздо раньше и надёжнее, чем наука. Поэтому моральный кризис, который вполне можно назвать массовой одержимостью, стоит лечить именно тем методом, который советует Церковь.

Библиографический список.

1. Священник Родион. Люди и демоны. – СПб.: Печатный двор, 2007. – 512с.

2. Слёзин В.С. Геноцид белой расы / В.С. Слёзин. – М.: АСТ, 2010. – 285с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: