Поступок и преступление различаются.
Первый этап такого механизма – потребности человека. Человеческий поступок всегда направлен на то, чтобы удовлетворить ту или иную потребность человека. Потребности с одной стороны биологически обусловлены. С другой стороны, когда мы говорим о человеке разумном, который сознательно выбирает поступок, то мы будем говорить, что эти потребности обусловлены и социальным фактором, социальным положением.
Второй элемент указывает на то, что потребности человека начинают формировать его интерес. То есть направление на удовлетворение потребностей. Потребности бывают разные. Жизненно важные (витальные), не жизненно важные. Интерес проявляет актуализацию потребностей. Одни потребности могут удовлетворяться очень просто (потребность в получении образования, гарантированного государством, потребность в самосохранении), а другие потребности требуют определенных усилий.
Когда человек сталкивается с ситуацией выбора удовлетворения своих осознанных потребностей, которые выражаются в интересе, он начинает мотивировать свое поведение. Это и есть третий этап – выработка мотива. Например, потребность в образовании, гарантированном государством, реализуется по-разному: кто-то удовлетворяет ее полностью, кто-то бросает учебу, а кто-то идет дальше в вуз. Мотив представляет собой актуализированные потребности, которые на уровне сознания формируют основные направления ее реализации. Например, человек хочет повысить свое образование: он начинает выбирать вуз, подбирать возможности. То есть он начинает мотив искать, но тут сталкивается, что в СПбГУ сложно поступить, а в Герцена легче поступить. И тут у него выбор: можно пойти по сложному пути, а можно по легкому. То есть тут на одну потребность несколько мотивов. Но еще есть потребность в саморазвитии. Эта потребность начинает взаимодействовать с потребностью получения образования. И тут он осознает, что надо готовиться для поступления в СПбГУ. Из этой палитры мотивов человеческое сознание начинает выбирать тот мотив, который будет импульсом, толчком движения в избранном направлении ради удовлетворения потребностей. Но как ее достигнуть? Кто-то пойдет читать книжки, а кто-то даст взятку. Если человек выберет взятку, то у него формируется криминальный мотив. Человек взвешивает «за» и «против» и решается на взятку.
|
Осознанное побуждение к действию, конкретизация мотива из палитры мотивации приводит человека на следующий этап – он формирует цель своего поведения. Цель – мысленный результат, идеальный образ, к которому человек стремится, исходя из того, что он будет поступать так-то и так-то. Избрав взятку, человек формирует цель найти человека, договориться с ним для того, чтобы дать взятку и удовлетворить свою потребность в образовании и самоутверждении.
Следующий этап – он должен принять решение. На этапе принятия решения происходит рационализация сформулированной цели, т.е. он должен взвесить «за» и «против», выгодно или нет. Мысли не наказуемы, а мысль – это летящая потребность, это еще не поступок. Здесь человек начинает взвешивать: что он грозит, и что он может получить в результате. В принятии решения человек может внутренне с собой торговаться. Человек просчитывает практический смысл и может даже отказаться, если поймет, что такая рационализация цель приведет ее в тупик.
|
Ну, вот он принял решение: пойду поступать в СПбГУ путем взятки. Тогда он должен придумать способ совершения поступка. Он должен подобрать орудие, подобрать обстановку и т.д. Когда у него все это сложилось в голове, он совершает поступок.
Применительно к этому механизму мы говорим о том, что на человека оказывают влияние различные обстоятельства. Начиная с осознания потребностей и кончая принятием решения, человек не действует как индивидуум отключенный. Он находит под воздействием различных факторов. Прежде всего, эти факторы субъективные: жизненный опыт, моральные ценности. С другой стороны есть факторы внешней среды: советуется с приятелем, с учителем и т.д.
На процесс принятия решения оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов. Они воздействуют не прямолинейно, они взаимодействуют между собой. Внешние факторы не действуют на поступок прямо, они преломляются через сознание человека. Личность человека в момент формирования механизма совершения поступка процеживает через себя внешние факторы, при этом одновременно оценивая внутренние побуждения.
К изучению влияния факторов на совершение преступления криминология и обращает внимание, когда изучает механизм совершения конкретного преступления.
Среди факторов есть те, которые оказывают значительное влияние. Такие факторы стали называть ПРИЧИНАМИ СОВЕРШЕНИЯ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые проявляют себя на различных этапах принятия решения. Случайный фактор не может стать причиной преступления. Случайный – это не неожиданно возникший, а это такой фактор, который будет побежден остальными факторами, он не является причиной.
|
Когда говорят о причинах преступления, в то же время понимают, что значение таких факторов неоднозначно. Одни факторы более сильны, а другие – менее сильны, потому что сами по себе не подталкивают к поступку, а благоприятствуют другим факторам.
Причины преступления условно разбивают на две группы: факторы причины и факторы условия. Раз и навсегда окончательного признания за определенными факторами статуса причин или статуса условий криминология не решается утверждать, как и в отношении причин преступности. Эти факторы находятся в динамике. И только применительно к конкретному поступку изучение конкретных факторов может нас привести к выводу, что вот такая-то группа – это причины, а вторая группа – это условия, которые облегчили совершение поступка.
После того, как теоретически подразделяет все обстоятельства на причины и условия, эти факторы разбивают на определенные детерминационные линии. Эти линии между собой пересекаются.
В криминологии говорят, что к преступлению говорят три детерминирующие его линии.
Первая линия связана с факторами, которые характеризуют личность человека. Если мы говорим о личности, то такая личность – криминогенная. Эта детерминационная линия охватывает внутренние качества человека, либо предрасположенного, либо уже совершившего преступления. К таким факторам можно отнести наличие антиобщественной установки, антисоциальные взгляды, интересы. Потребности нейтральны. А когда потребность осознается и формирует интерес, то здесь появляются антисоциальные взгляды. Еще особенность личности криминогенной связана с негативными искажениями нравственно-правового сознания: правовой нигилизм, призонизированное сознание (prison – тюрьма), негативное отношение к основным социальным институтам, негативные привычки (не потребности, а привычки). Иногда говорят, что потребность в алкоголе – это биологический фактор. Но если говорить об этой привычки по отношению ко всему населению, то эта потребность свойственная лишь небольшой группе, поэтому негативная привычка к употреблению алкоголю, то это пьянство, злоупотребление алкоголя. Еще факторы, связанные с личностью – психические отклонения. То же самое пьянство до определенной степени – это вредная привычка, а если она переходит определенную черту, то становится алкоголизмом – психическим отклонением.
Вторая линия объединяют факторы, которые обусловливают формирование криминогенности личности. Это социальные факторы. В большинстве случаев, факторы не являются предметом наследования от природы. Факторы возникают при социализации. Речь идет о таких первичных социальных институтов, в которых происходит формирование социально негативного облика человека: семья, ближайшее окружение, неформальная группа общения, учебный коллектив, трудовой коллектив, спортивная среда, воинский коллектив, религиозные организации.
Третья линия, которая детерминирует совершение правонарушения, включает в себя совокупность внешних обстоятельств, которые сопутствуют совершению преступления. К таким обстоятельствам можно отнести: плохие климатические условия, которые привели к обледенению дороги (этот фактор благоприятствует совершению ДТП), стихийные силы природы, действия посторонних лиц, действия лиц, которые страдают от правонарушения (потерпевшие). Общим названием для всех этих факторов, которые сопутствуют совершению преступления, является «КОНКРЕТНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ».
Таким образом, схемка:
[МИКРОСРЕДА] ------> [ЛИЧНОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ] <---- [КОНКРЕТНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ] |
|
|
V
[ПРАВОНАРУШЕНИЕ]
То есть Личность главенствует. Остальные факторы – субсидиарны.
ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ими признается комплекс личностных и внеличностных факторов, которые закономерно приводят к совершению общественно опасного деяния.
Второй вопрос касается соотношения причин преступности и причин конкретного преступления.
Преступность складывается из совокупности всех совершенных преступлений, но преступность системна, регулярна, устойчива.
Факторы нужды одного человека может подтолкнуть к совершению кражи, а другого подтолкнет к устройству на вторую работу.
Причины преступности – это факторы, которые детерминируют преступность, а причины конкретного преступления – это факторы, которые детерминируют конкретное преступление. Это первое отличие.
Второе отличие – причины преступности социальны по своему происхождению (социально-экономические, социально-политические), а причины конкретного преступления – биосоциальны.
В третьих, если причины совершения конкретного преступления оказывают непосредственное влияние на выбор объекта, способа (на совершение конкретного преступления), то причины преступности на совершение преступления оказать влияние не могут. Их влияние не непосредственное, а опосредованное. Они влияют через микросреду (благополучные и неблагополучные семьи). В то же время, причины конкретного преступления не оказывают непосредственного влияния на преступность. Их роль здесь выражается в том, что они на преступность влияют опосредованно путем воздействия на отдельные виды преступлений.
В механизме совершения преступления можно найти вклад всех блоков факторов.
Роль микросреды в формировании преступного поведения.
Применительно к каждому элементы микросреды, в которой формируется личность преступника, нужно найти факторы, которые оказали такое воздействие.
Семья – первичный социальный институт, и она оказывает влияние на личность двумя путями: путем целенаправленного воздействия (положительного или отрицательного), формирования у подростка определенных моральных принципов и способов поведения. Как происходит формирование личности? Путем подражания младшим поведения старшего. Если отец или мать дебоширы, то у ребенка то же самое формируется. Если в семье родители алкоголики, то ребенок тоже будет подражать родителям. Если отец отсидел, то он будет в семье реализовывать нормы тюремной среды, а подросток будет впитывать эти понятия как губка.
Криминогенные факторы семьи: аморальные формы поведения в семейной среде (пьянство, скандалы, деспотизм старших над младшими), отсутствие положительного эмоционального контакте между членами семьи, безнадзорность детей (отсутствие контроля за детьми со стороны родителей), искаженные представления о воспитании со стороны родителей (если родители считают, что жизненный успех оправдывает любые средства достижения успеха), неполная семья (отсутствие одного из родителей).
Типы десоциализирующей семьи:
1) семья, страдающая дефицитарной педагогической зрелостью. Родители больше уделяют внимания внешней стороне содержания детей и требуют признания и уважения их власти ради благополучия ребенка. Тут авторитарные методы воспитания.
2) конфликтная семья. В семье формируется и проявляется постоянно конфликтная ситуация между родителями, между родителями и ребенком. Нет возможности адаптироваться к конфликтам, и ребенок старается убежать от семьи.
3) асоциальная семья. Негативные привычки в семье.
Второй фактор – окружение (знакомые, соседи, друзья).
Тут то же самое, что и в семье. С кем поведешься, от того и наберешься.
Еще фактор – неформальный круг общения. Среди таких кругов оказывают влияние негативные круги общения. В такие круги человек попадает из-за семьи.
Мотивы, которыми руководствуется лицо, чтобы попасть в группу и реализоваться в ней.
Первый мотив – мотив престижа. Группа обладает статусом, и состоять там «почетно».
Второй мотив – мотив общения. Семья и окружение не дают ему общения.
Третий мотив – мотив защиты.
Четвертый мотив – потребность в алкоголе и наркотиках.
Пятый мотив – выразить агрессию.
Шестой мотив – мотив самореализации.
Криминогенные факторы образовательных учреждений.
Выделяют педагогические ошибки, а еще непредоставление подростку возможности для профессионального самоопределения (отсутствие профориентации).
Трудовые коллективы – это та среда, где человек уже реализует свою трудовую функцию.
Факторы трудового коллектива: негативные традиции, склонность к пьянству.
Жизненная ситуация – положительная, нейтральная и криминогенная.
Криминогенная жизненная ситуация – совокупность негативных обстоятельств, которые вкупе с негативными особенностями личности или без них приводят к совершению преступления.
Виктимологический аспект.
Виктимология – наука о жертве преступления.
Какой вклад вносит жертва в механизм преступления?
Ганс фон Геттинг – середина 20 века – книжка «Виктимология». Вот тогда виктимология окончательно сформировалась как направление в криминологии.
Жертва – это не то же самое, что и потерпевший. Потерпевший – это процессуальный термин. Потерпевший – это лицо, которому причинен физический, материальный или иной ущерб.
Жертва – это любое лицо, которое пострадало от преступления. Оно может и не быть потерпевшим.
Например, если человек проиграл в карты, то проигрыш он считает как награду за удовольствие от игры. А вот когда идет мошенничество посредством игры в карты, тогда проигравший может и не осознавать себя жертвой, хотя на самом деле ей является.
Итак, жертва – это лицо, которому причинен любой ущерб, независимо от того, признан ли он в установленном законом порядке потерпевшим, и осознает ли он сам себя в качестве потерпевшего.
Виктимность – это предрасположенность человека стать жертвой преступления. Теоретически, нужно считать, что каждый человек потенциально способен стать жертвой преступления. Каждый человек потенциально виктимен.
Но реальной жертвой становятся те, у кого такой потенциал выше нормы. Виктимность – предрасположенность стать жертвой именно от его же поведения, а не от поведения преступника (агрессивность, азартность и т.д.)
Виктимизация – это совокупность жертв в определенном месте за определенное время, или процесс порождения жертв в определенном месте в определенное время.
В предмет виктимологии входит вопрос: в силу как личностных особенностей человек становится жертвой? Выделяют особенности биологические. У полицейского виктимность выше, чем у среднего человека, потому что он защищает людей. В силу профессионального статуса полицейский больше предрасположен стать жертвой. Профессиональные функции могут повышать виктимность для тех людей, у которых профессия рискованная (предприниматели).
От возраста виктимность зависит. Малолетние и престарелые больше подвержены грабежам и разбоям.
От пола зависит. Женщина более предрасположена стать жертвой, чем мужчина. Но ведь не каждая женщина страдает от изнасилования. Значит, есть еще один фактор: поведение жертвы.
Поведение может быть трех видов: положительное (препятствует совершения преступления), нейтральное (оно не облегчает и не препятствует совершению преступления), и негативное (когда облегчает преступление). Так вот при изнасиловании поведение является главным поводом совершения преступления. Негативное поведение провоцирует.
Согласно исследованиям негативное поведение повышает риск стать жертвой, увеличивает виктимность.
В убийствах примерно 70% потерпевших характеризовались негативным поведением. При причинении тяжкого вреда – 60%, при изнасиловании – 53%. В мошенничестве негативное поведение в 74% случаев.
Самые виктимогенные с точки зрения поведения преступления – это убийство в состоянии аффекта и криминальный аборт – тут 100% виктимности. При аборте жертва всегда согласна на преступление. При аффекте убиенный всегда провоцирует.
Типологизация потерпевших:
1) агрессивная жертва. У нее поведение конфликтогенное, лица обладают повышенной агрессивностью. Такие жертвы часто встречаются при убийстве в состоянии аффекта, при убийстве или причинении вреда здоровью в ссоре или драке.
2) активная жертва. Она становится результатом конкретного совершенного преступления не потому, что оно склонно к конфликтам или агрессии, а потому, что она своим поведением создает предпосылки, условия для того, чтобы преступление было направлено против них. Их обычно называют сознательными подстрекателями или сознательными причинителями. Например, убийство по просьбе потерпевшего, заражение венерической болезнью.
3) инициативная жертва. Если агрессивный и активный тип отражают негативные черты характера и негативное поведение, то инициативная жертва – это жертва положительная. Например, полицейский при защите правоохраняемых интересов. У инициативной жертвы поведение положительное и качества позитивные, но их так много, что преступник бесится. При превышении пределов необходимой обороне жертвой становится посягатель. Но в то же время причинитель чрезмерного вреда также является жертвой. Лицо видит, что кто-то кого-то бьет и подбегает и начинает препятствовать совершению преступления, и из-за этого становится жертвой.
4) пассивная жертва. У такой жертвы недостает определенных качеств, необходимых для препятствия преступлению. Малолетние и престарелые. Тут грабежи и разбои часто.
5) некритичная жертва. В мошенничестве чаще всего некритичная жертва проявляется себя. Неумение контролировать свои эмоции, инфантильность. Некритичная жертва может проявить себя и при изнасиловании.
МЕХАНИЗМ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЫЗАВЕРШИЛИ.