Новые подходы к определению результативности работы сотрудников полиции (на примере участковых уполномоченных полиции)




Новые подходы к определению результативности работы сотрудников полиции (на примере участковых уполномоченных полиции)

См. https://ormvd.ru/pubs/102/new-approaches-to-the-determination-of-the-performance-of-police-officers-for-example-police-commiss/

Новые подходы к определению результативности работы сотрудников полиции (на примере участковых уполномоченных полиции)

В основе определения эффективности службы лежат технологии, выявляющие реальную оценку работы полиции рядовыми гражданами.

МВД России уже почти 10 лет ежегодно проводит общероссийский социологический опрос общественного мнения о своей деятельности. Результатом проработки алгоритмов комплексного решения проблем обеспечения достоверности социологической информации стал разработанный ВНИИ МВД России совместно с ОАД МВД России приказ МВД России № 1246 от 30 декабря 2007 г. «О повышении эффективности исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации». Такой мониторинг является важным элементом разработки и внедрения в практику современных технологий независимой (вневедомственной) оценки социальной результативности деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел России является развитие партнерских отношений с институтами гражданского общества. Полиция заинтересована в создании каналов обратной связи не только с общественными организациями, выступающими от имени рядовых граждан, но и непосредственно с гражданами как потребителями правоохранительных услуг. Одним из основных каналов обратной связи являются технологии независимой оценки деятельности полиции – прежде всего, ее оценки рядовыми гражданами.

Внедрение таких технологий независимой оценки полиции необходимо в силу, по меньшей мере, трех причин:

- для определения соответствия оказываемых правоохранительных услуг действующим стандартам,

- для повышения доверия граждан к полиции,

- для изменения мотивации сотрудников полиции (от «палочных» к социально-значимым критериям).

Как показывает опыт зарубежных стран, оценка сотрудников полиции должна быть как внутренней, так и внешней. При этом необходимо признать, что с помощью внутренней оценки сотрудников полиции принципиально не могут быть оценены все аспекты их деятельности. Она, в частности, может быть рассчитана на оценку объема работы с учетом затраченных ресурсов, но не на оценку того, насколько эффективно с точки зрения потребителей были применены профессиональные навыки по отношению к конкретному гражданину (или группе граждан). В этой связи особую актуальность приобретает задача формирования системы оценки, ориентированной не просто на результат, а на социально значимый результат.

Решение данной задачи предполагает как перепроектирование оценочных процедур, так и совершенствование конкретных операций, используемых в процессе оценки персонала. Очевидно, что внешняя оценка обладает гораздо более высокой степенью независимости, чем внутренняя. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что речь идет об оценке качества оказания гражданам государственных услуг в сфере деятельности полиции. Поскольку именно граждане (налогоплательщики) заказывают и оплачивают государственные услуги в этой сфере, то логично, что именно они в большей мере заинтересованы в их надлежащем объеме/качестве и могут дать им наиболее объективную независимую оценку. Поэтому не случайно в Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» впервые закреплено важнейшее положение о том, что общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Необходимо отметить, что у органов внутренних дел России уже есть определенный опыт учета мнения граждан в отношении широкого спектра проблем, касающихся правоохранительной деятельности.

Однако независимая оценка результативности деятельности сотрудников полиции остается в высшей степени проблемной сферой.

В частности, чтобы узнать мнение о своей работе, МВД России уже почти 10 лет организует общероссийский социологический опрос граждан. Такой мониторинг является важным элементом разработки и внедрения в практику современных технологий независимой (вневедомственной) оценки социальной результативности деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Однако существующие в настоящее время механизмы мониторинга общественного мнения о работе полиции еще недостаточны, так как не позволяют индивидуализировать оценку ее деятельности. Между тем, для того чтобы на основе опросов общественного мнения принимать конкретные управленческие решения, необходимо получать независимые оценки не только в разрезе территориальных органов МВД России, но и по конкретным районам и даже сотрудникам полиции. По имеющейся информации, методики такого рода системно не разработаны и не применяются ни в отечественной, ни в зарубежной практике деятельности полиции.

Безусловно, установку на повышение значения вневедомственных оценок работы сотрудников полиции нельзя абсолютизировать. В органах внутренних дел есть службы, сотрудники которых относительно редко сталкиваются с рядовыми гражданами. Поэтому вряд ли имеет смысл спрашивать у граждан, что они думают о работе, например, следователей или сотрудников финансово-тыловых подразделений полиции. Однако есть прямой резон усиливать значение отзывов рядовых граждан для оценки сотрудников именно тех подразделений полиции, которые постоянно работают непосредственно с гражданами, – прежде всего, это службы участковых уполномоченных, ГИБДД и т.д.

По нашему мнению, разработку и использование технологий независимой индивидуализированной оценки сотрудников полиции целесообразно начать с системы оценки деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП). Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- основная сфера деятельности участковых уполномоченных полиции связана с оказанием правоохранительных услуг непосредственно конкретным гражданам;

- наибольшее количество (порядка 70%) обращений граждан в полицию в той или иной степени относится именно к сфере деятельности участковых уполномоченных полиции;

- как правило, участковые уполномоченные полиции непосредственно контактируют с гражданами, которые имеют возможность составить свое собственное мнение об эффективности их работы.

Сотрудники научно-исследовательского центра Академии управления МВД России разрабатывают новую методику оценки работы участковых, основанную на результатах опросов общественного мнения. Эта новая методика базируется на следующих идеях.

1. Традиционную систему оценки деятельности УУП необходимо дополнять данными опросов общественного мнения.

Следует подчеркнуть, что предлагаемая новая методика не отменяет, а дополняет традиционные подходы к оценке работы УУП. Безусловно, потребитель-гражданин не знает и не может оценить всех аспектов работы своего участкового, но вполне способен оценить наиболее важные из них, связанные с оказанием правоохранительных услуг потребителю.

2. Самый важный элемент общественного мнения – это мнения граждан, лично контактировавших с конкретными участковыми.

Это принципиально важный момент. В настоящее время при опросах общественного мнения о полиции большинство респондентов – это люди, которые личного актуального опыта обращения в полицию не имеют и судят о ее работе в значительной степени на основании сообщений СМИ. Для получения достоверной информации о работе УУП опрашивать надо не любых граждан (большинство которых со своими участковыми встречаются очень редко), а только тех, чьи заявления участковый разбирал совсем недавно. Для этого следует использовать информацию из Книги учета сообщений о происшествиях (КУСП) за два-три месяца, предшествующих опросу. В записях КУСП можно найти, какой именно участковый должен был встречаться с каким именно конкретным гражданином на своем участке.

3. Оптимальный метод опроса граждан – телефонный опрос по анкете.

Опрос общественного мнения целесообразно проводить в форме телефонного анкетного опроса тех граждан, чьи телефоны зафиксированы в КУСП. Это позволяет за три-пять минут узнать у гражданина, насколько доброжелательно с ним беседовал участковый, насколько он реально помог гражданину решить его проблему.

4. База данных для опроса (ФИО граждан, контактный телефон, ФИО участковых) составляется на основе КУСП.

Хотя граждане обычно (особенно в городах) не помнят фамилий своих участковых, по записям в КУСП можно четко соотнести отзыв конкретного гражданина и конкретного участкового.

5. Результаты опроса обобщаются путем расчета двух оценочных показателей деятельности конкретных участковых на основе не менее чем пяти отзывов на каждого участкового.

В разработанной сотрудниками научно-исследовательского центра методике используется два основных критерия оценки:

- результативность деятельности участкового, т.е. оценка респондентами результатов обращения к участковому за помощью;

- общая оценка деятельности участкового, т.е. оценка удовлетворенности граждан работой участкового.

Каждому критерию соответствуют три-четыре закрытых вопроса анкеты, выраженные в баллах ответы респондентов на каждый вопрос образуют компоненты оценочных показателей. Для каждого участкового рассчитывается два основных оценочных индексных показателя – Индекс результативности и Индекс общей оценки. Каждый индекс рассчитывается как сумма произведений весов компонентов на выраженную в процентах долю респондентов, положительно оценивших работу участкового по данному компоненту.

6. Опрос общественного мнения желательно проводить силами не только самих сотрудников полиции, но и представителей гражданского общества.

Анкета опроса, разработанная сотрудниками научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, достаточно проста и не требует от интервьюера специальных знаний. Привлечение общественности позволяет усилить объективность оценок общественного мнения, поскольку представителям общественных организаций, собирающим отзывы граждан об участковых, заведомо нет нужды что-то приукрашивать.

7. Оценки гражданами работы конкретных участковых должны стать одним из главных критериев оценки этой работы.

В настоящее время участковых оценивают по ведомственным критериям, которые во многих случаях существенно отличаются от социальной результативности. Участковые вынуждены тратить много времени на работу с лицами, состоящими на профилактическом учете (в частности, с бывшими осужденными), в результате на профилактический обход обычных граждан времени остро не хватает.

Получение участковыми индивидуальных оценок по результатам опросов граждан позволит лучше понимать, как граждане смотрят на работу своего участкового и насколько им довольны. Ведь «потребитель всегда прав», а именно граждане являются главными потребителями услуг, оказываемых участковыми. Повышение значения оценок общественного мнения требует одновременного снижения значения многочисленных «палочных» показателей (количество происшествий на участке, в том числе и преступлений, количество раскрытых преступлений, составленных протоколов и т.д.) и бюрократических форм отчетности. В то же время, конечно, нельзя ставить целью ликвидацию внутриведомственных оценок работы участковых. Вряд ли один из этих двух крайних подходов – ведомственный и вневедомственный – является самодостаточным, поэтому необходимо искать эффективный баланс между этими двумя системами оценки.

30.07.2017

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: