Органы охраны правопорядка РФ




Прокуратура 1)Контроль за соблюдением законов; 2) На суде – обвиняющая сторона.
Адвокатура 1)Юридическая консультация по защите прав; 2)На суде – защищающая сторона.
Суд Судебные приставы Вынесение решения о виновности / невиновности лица
Следят за выполнением судебных решений (на основе исполнительного листа)
Нотариат 1)Юридическое оформление документов; 2)Заверение подлинности документов, удостоверение личности (живой!), подписи, сделки и т. п.
ФСБ Следственный комитет Пресечение гос. преступлений (бандитизм, терроризм, шпионаж и др.)
  Расследование гос. преступлений  
Полиция (ex-милиция): Охрана правопорядка и обществ. безопасности
1) криминальная: а)уголовный розыск   Розыск и поимка преступников
б)ОБЭП Расследование экономических преступлений
в)ФСКН Следит за оборотом наркотиков
2) общественная: а)ППС   Патрульно-постовая служба
б)ПДН Работа с несовершеннолет. правонарушителями
в)участковый Порядок на вверенном участке («шериф»)
г)ГИБДД (ГАИ, ДПС) Следит за соблюдением ПДД
е)паспортно-визовая служба Выдача документов
ж)нац. гвардия Общественная безопасность в государстве
ФСИН Федеральная служба исполнения наказания
Таможня Следит за законностью перемещения товаров через границу, борьба с контрабандой
ЧОП Частное охранное предприятие
Детективы «Коммерческий характер»: поиск людей, слежка и др.
Дружина Добровольные помощники полиции из числа граждан

Источники права

ИП. – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Виды ИП.:

1) Правовой обычай (обычное право) – исторически сложившееся (социальное) правило, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение (ПРИМЕР – (религиозные правила = законы в некоторых странах Востока; Россия - ГК РФ ст. 5 «обычай делового оборота», при разводе супругов ребенок негласно остается с матерью).

ПОДРОБНОСТИ – см. табл. «Мораль и Право».

2) Юридический (судебный) прецедент (судебное право) – судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел (ПРИМЕР – англо-саксонские страны и колонии).

3) Нормативно-правовой акт – писаный официальный документ, принятый государством и содержащий нормы права (ПРИМЕР – Россия, континент. Европа).

ПОДРОБНОСТИ – см. табл. «Мораль и Право» и см. ДАЛЕЕ.

4) Нормативный договор – соглашение нескольких субъектов права, в результате которого возникает новая норма права (ПРИМЕР – международные договоры, договоры о разграничении предметов ведения между субъектами в федерации (Федеративный договор РФ от 31.03.1992), коллективные договоры в Труд. праве).

Иерархия нормативных актов в РФ:

Международные договоры и юридические принципы (согласно ст. 15 КРФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»);

1) Конституция – высший закон РФ (основы полит. строя, гос. устройство, права);

Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы основ государства, гос. строя, относящиеся к предмету ведения Конституции РФ («О ЧП», о выборах или назначениях [высших должностных лиц, «О судебной системе РФ» и т. п.);

Текущие (обычные) федеральные законы – общегосударственные («Об образовании», «О всеобщей воинской повинности» и т. п., кодексы);

Законы субъектов РФ – региональные (местные) законы.

2) Подзаконные акты – принимаются органами исполнительной власти и высшими должностными лицами (указы и распоряжения Президента, постановления / распоряжения / инструкции / приказы / решения Правительства, Министерств, Агентств, Служб, губернаторов, мэров, глав администраций и т. п.);

Локальные акты – на местном уровне в рамках органа (договоры, уставы и т. п.).

ВАЖНО!!! 1) Чем ниже уровень, тем больше обязательств: каждый новый уровень не может противоречить вышестоящим нормам права, вплоть до Конституции!!!

2) Конституционный Суд РФ следит, чтобы не было этих противоречий. Его особенность – его постановления (фактически подзаконные акты) юридически важнее, чем федеральные законы. Это единственное исключение в своем роде!!!

3) Подзаконные акты нижестоящих гос. органов или лиц также должны соответствовать актам вышестоящих.

Виды нормативно-правовых актов РФ:

I. По характеру действия:

1) Акты общего действия (действуют на всей территории страны, для всех граждан);

2) Акты ограниченного действия (действуют на части территории страны, для конкретных лиц / профессий / должностей);

3) Акты исключительного (чрезвычайного) действия (действуют во время войны, стихийного бедствия и т. п.).

II. По срокам действия:

1) Временные (действуют во время введения чрезвычайного положения);

2) Неопределенной длительности (действуют до отмены другим НП. актом).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: