Виды изнашивания деталей машин и методы снижения интенсивности изнашивания. Под изнашиванием понимается процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации. Изнашивание деталей машин – это медленно протекающий процесс повреждения трущихся поверхностей, проявляющийся в изменении геометрических параметров элементов деталей и ухудшении качества их поверхностей.
Изнашивание машин может быть механическим, молекулярно–механическим и коррозионно–механическим.
Механическое изнашивание, в свою очередь, делится на абразивное, гидроабразивное, газоабразивное, эрозионное, усталостное и кавитационное.
Молекулярно–механическое изнашивание проявляется при заедании (схватывании).
Коррозионно–механическое изнашивание делится на окислительное и изнашивание при фреттинг–коррозии. В соответствии с условиями работы узлов трений ПТМ здесь возникают главным образом следующие виды изнашивания: абразивное, усталостное, изнашивание при заедании и при фреттинг–коррозии.
Условиям работы деталей подъемно–транспортных машин в значительной мере отвечает классификация видов изнашивания деталей машин, предложенная М. М. Хрущовым и основанная на молекулярно–механической теории трения и изнашивания. Исходя из этой классификации, выделяют основные виды механического изнашивания деталей машин: абразивное изнашивание, а также изнашивание вследствие пластинчатого деформирования или хрупкого разрушения металла рабочих поверхностей.
Виды изнашивания и повреждения рабочих поверхностей деталей машин и скорость изнашивания определяются видами трения, характером контакта деталей и видами относительных перемещений контактирующих поверхностей.
Условия и виды изнашивания деталей подъемно–транспортных машин при подвижном контакте деталей приведены табл. 1.1, а деталей, работающих при малых перемещениях контактирующих поверхностей,– в табл. 1.2.
Таблица 1.1.
Виды изнашивания рабочих поверхностей деталей машин
При подвижном контакте
Вид контакта | Тип трения | Вид трения | Типичный узел трения | Вид изнашивания | |
Схема | Наименование | ||||
Скольжение | Полужидкостное, граничное | ![]() | Подшипник скольжения | Абразивное, заедание | |
То же | Сухое | ![]() | Тормозная пара | Абразивное | |
« | Полужидкостное, граничное | ![]() | Штоки, поршни, гидроцилиндр | Абразивное заедание | |
По поверхности | « | Сухое | ![]() | Реборда, колеса, рельс | Абразивное заедание, пластическое деформирование |
« | То же | ![]() | Желобы конвейеров, грейферы | Абразивное | |
Качения | « | ![]() | Крановое колесо, рельс | Абразивное, хрупкое выкрашивание, пластическое деформирование |
Продолжение табл. 1.1.
Качения с проскальзыванием | Сухое, полусухое | ![]() | Крановое колесо, рельс | То же | |
Линейный или точечный | Качения | Полужидкостное, полусухое | ![]() | Роликовое опорное устройство | « |
Качения, скольжения | Полужидкостное | ![]() | Зубчатые передачи | Абразивное, заедание, хрупкое выкрашивание, пластическое деформирование |
Повреждения контактирующих поверхностей происходят также при неподвижном соединении деталей (повреждения шпоночных пазов, шлицев и др.) и при контакте с микроперемещениями: скольжение каната по ручью блока и др. (табл. 1.3). Поскольку детали подъемно–транспортных машин в наибольшей степени подвергаются механическому изнашиванию, то его основные виды следует рассмотреть более подробно.
Абразивное изнашивание – главный вид изнашивания деталей строительных и дорожных машин. Ему подвержены рабочие поверхности тормозных и фрикционных пар, ходовых колес, зубьев зубчатых колес, цапф и шеек валов и осей, контактирующих с подшипниками скольжения, и др. При этом виде изнашивания на трущихся поверхностях происходит процесс микрорезания и царапания более твердыми частицами контактирующей поверхности (например, зернами карбидов) или частицами, попавшими из внешней среды (песок, продукты износа). Абразивное изнашивание возникает также при трении поверхности деталей о внешнюю абразивную среду (например, изнашивание челюстей грейферов). На рабочих поверхностях деталей при абразивном изнашивании всегда видны его следы: риски, царапины, волнистость.
Таблица 1.2.