Р93 Лаборатория в детском саду и дома.




Рыжова Н.А.

Учебно-методический комплект: Методическое пособие и СО-диск. -М.: Линка-Пресс, 2009.— 176 е., ил.

15ВЫ978-5-8252-0071-2

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а эксперимен­тирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. В книге рассказывается о том, как оборудовать и оформить детскую лабо­раторию в детском саду и дома, на участке дошкольного учреж­дения и на даче, приводится описание ряда опытов, помогающих разгадать секреты природы (темы «Вода», «Воздух», «Камни», «Песок и глина», «Солнце — свет и тепло», «Растения», «Человек и природа» и др.)

Каждое наблюдение, каждый опыт так или иначе связываются с повседневной жизнью, благодаря чему дети могут продолжить исследования в своем ближайшем окружении.

На одноименном СБ-диске представлены компьютерные презентации, включающие около 400 фотографий лаборато­рий в детском саду, на его территории, мини-лабораторий, обо­рудования и материалов для проведения исследований, в том числе из бросового материала, а также варианты различных опытов. Отдельный файл содержит текст, в котором приводит­ся опыт работы некоторых детских садов страны.

15ВМ 978-5-8252-0071-2

Для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы, ро­дителей, гувернеров и нянь, преподавателей и студентов педаго­гических колледжей и вузов, сотрудников экологических и биологи­ческих центров.

УДК 373.2(470+571)(072) (086.76) ББК 74.100.5(2Рос)я04

© Н.А. Рыжова, 2009 © «Линка-Пресс», 2009



Н

а прогулках с маленькими детьми я нередко наблюдала, как взрос­лые пресекают естественное желание дошкольников исследовать окружающий мир. Вот малыш пытается брать и пересыпать песок руками, явно получая огромное удовольствие от тактильных ощущений, но тут же следует сердитый окрик мамы: «Немедленно возьми в руки со­вок, а то испачкаешься!». Ребенок увлеченно продолжает свою исследова­тельскую деятельность, за что получает шлепок. Совок вставляется в его ладошку насильственным путем. Почему-то интерес у малыша к песку тут же пропадает. После дождя тут и там раздаются грозные предупрежде­ния родителей о том, что нельзя подходить к луже. (Хотя детей это все равно не останавливает.) Нельзя ничего приносить в дом с улицы: то, что в глазах ребенка является большой ценностью, в глазах многих взрослых

- просто мусор. В квартире и в группе детского сада нельзя ничего про­сыпать, нельзя играть с водой, так как она прольется на пол. И таких за­претов не счесть. А ведь ребенок - прирожденный исследователь. Имен­но благодаря естественному познавательному интересу он знакомится с миром, в который пришел. Малыш изучает все как может и чем может

- глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому малень­кому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Прежде всего, это связано с нашими воспита­тельными и образовательными ценностями. Нередко на стремление ре­бенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала туфли! Отряхни руки, посмотри,

они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри в небо, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Особенно страдают от наших ограничений исследовательские устремления девочек. Почему-то считается, что мальчики имеют право пачкать одежду, а девочки - нет. Вот бабушка стыдит внучку, одетую в белое платье с кружевами: «Зачем ты полезла в такую грязь, испачкала одежду? Ты же не мальчик, это они везде лазят, а девочки должны всегда выглядеть аккуратными и красивы­ми». А не проще ли было одеть ребенка для прогулки так, чтобы он мог везде спокойно лазить? Ведь его красивая, дорогая одежда - это прежде всего одежда для родителей, подчеркивающая их статус и очень мешаю­щая ребенку реализовать свою познавательную деятельность.

Может быть, мы - папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже по собственной инициа­тиве говорит другим детям: «Нельзя трогать песок руками, он грязный». И ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, многие из нас просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки - вымыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Нужно отметить, что в последние годы в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории, метеоплощадки. Ученые уже давно придают

особое значение экспериментированию как одному из наиболее важных видов детской деятельности, играющей огромную роль в его развитии. Этой проблеме посвящено большое количество литературы. Однако у педагогов нередко возникают практические вопросы: как создать развивающую предметную сре­ду для экспериментирования? Какие именно опыты и наблюдения проводить с дошколь­никами? Как увязать результаты йсследова- ний с повседневной жизнью? На эти вопросы мы и пытаемся ответить в книге. Конечно, су­ществует огромное количество вариантов ис­следований. Поэтому в качестве примеров мы отобрали лишь часть опытов, наблюдений, которые помогают изучить и понять природу.

Большинство и:(них проводятся в рамках работы по программе автора «Наш дом - природа». В пособии исследования с детьми представлены в разных разделах («Вода», «Воздух», «Камни», «Песок и глина», «Рас­тения», «Человек и природа» и др.), что частично отражает содержание блоков программы. Большое значение мы уделяем самостоятельной ис­следовательской деятельности детей в детском саду и дома. Нередко опы­ты, наблюдения, проводимые детьми под наблюдением взрослых, инте­ресны, но никак не связаны с повседневной жизнью ребенка. Нам кажется важным показать ребенку эту связь и дать ему возможность продолжить наблюдения в своем ближайшем окружении. Поэтому исследования описаны по следующей схеме: содержание, выводы и связь с повседнев­ной жизнью. (Не все опыты можно объяснить дошкольнику в доступной форме, поэтому часть информации дается в упрощенном виде.) Вы може­те отобрать для организации исследований те опыты, наблюдения, для которых у вас имеются необходимые условия и которые соответствуют возрасту детей. (Большинство опытов предназначены для детей старше­го дошкольного возраста, хотя многие из них в адаптированном вариан­те можно проводить и с детьми младшего возраста.) Отметим, что в этой книге акцент сделан прежде всего на описании опытов, наблюдений, кото­рые можно провести в помещениях детского сада и дома, в лабораториях. Рекомендации по организации разнообразных исследований в природе и по созданию развивающей среды даны в книгах автора этой же серии «Дети и природа» («Деревья - наши друзья», «Экологическая тропинка в детском саду»), а также в видеофильмах «Ребенок-исследователь», «Пу­тешествие по мини-музеям детского сада», «Приглашаем в театр детского сада», «Горы, пещеры, вулканы в детском саду» (серия журнала «Обруч» «Видеофильмы на БУБ») и в фотосессиях «Территория детского сада», «Мини-музей в детском саду», «Среда для общения с природой» (серия «Фотосессии на БУБ»),

Исследовательская деятельность ребенка в лаборатории, уголке природы и в природе является одним из направлений работы проекта

«Мы и природа» (научный руководитель - автор книги). В свою очередь, этот проект выполняется как часть пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Департамента города Москвы и ЮНЕСКО в рамках Десятилетия образова­ния для устойчивого развития.

 


 

аборатория — относительно новый элемент развиваю­щей предметной среды. Она создается для познаватель­ного развития детей, повышения их интереса к исследо­вательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка. (Ра­бота в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по раз­ной тематике.) В последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно за­нимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей (в том числе детей) представляют себе уче­ного как чудаковатого человека в очках, со взъерошенными во­лосами (вариант — лысого), в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в пакете. Его окружают колбы, пробирки с ярко окрашенными веществами, компьютеры и непонятные прибо­ры, которые периодически взрываются (что-то вроде «рабочего места» колдуна). Да и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в
тех же фильмах. Автор этой книги не раз выясняла у педагогов детских садов, как они представляют себе ученого. Интересно, что во многом их высказывания совпадали с высказываниями людей из других стран. Специалисты, психологи бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассма­тривается ими в одном ряду с магией, колдовством. Поэтому крайне важно уже с детства формировать у дошкольников ува­жение и интерес к профессии научных работников (независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем). Исследова­ния, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной работе и доверие к науке. Педагоги всех дошкольных учреждений, организовавших такие помещения или уголки, от­мечали, что дети с огромным нетерпением ждут занятий в ла­боратории, постоянно спрашивают: «Когда мы пойдем в лабо­раторию? Когда мы опять станем учеными?»

Лаборатория в отдельном помещении в

* Лаборатория в отдельном помещении наиболее удобна для про­ведения как организованных, так и самостоятельных исследо­ваний. Для нее может быть выделена даже небольшая комната. Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения (например, ЦРР-детский сад №1908, дет­ский сад №1617 г. Москвы). Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки

 

сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в поря­док столы, оборудование. В детском саду № 1775 г. Москвы ла­боратория находится на небольшой застекленной и утепленной веранде, а в Центре развития ребенка-детском саду №2452 — в специально созданной пещере гномов. Оптимальный вариант — когда лаборатория становится частью экологического комплек­са, включающего помимо нее уголок природы, экологическую комнату, музей природы.

Лаборатория как часть помещения (

В некоторых дошкольных учреждениях для лаборатории выделя­ется часть экологической комнаты или коридора. В экологической


 

комнате она обычно представлена шкафами или полочками, на которых размещены оборудование и материалы, игры. Исследова­ния проводятся за столиками, в зоне обучения. Такая лаборатория создана, например, в ЦРР-детских садах № 1622,2337 г. Москвы.

Лаборатория в коридоре обычно создается в небольших до­школьных учреждениях в условиях ограниченного пространства. В детском саду № 2382 она носит название «Кабинет Ученого кота» и располагается в одном из холлов. Родители ежедневно проходят мимо этой лаборатории и поэтому осведомлены об исследовательской деятельности детей. Более того, в Кабинете Ученого кота педагог оставляет информацию о заданиях, кото­рые папы и мамы могут выполнить вместе с детьми.

Мини-лаборатория в группе и дома

Дети с удовольствием проводят опыты под руководством взрос­лого. Однако очень важно создать условия для проявления ини­
циативы ребенка и предоставить ему возможности для самостоя­тельных исследований. К сожалению, деятельность современного ребенка в детском саду сильно регламентирована, а самостоятель­ной деятельности отводится крайне незначительная роль. Очень часто на нее просто не хватает времени, нет подходящих условий. Да и воспитателю (родителю) проще дать ребенку ценное указа­ние, чем постоянно поддерживать его инициативы.

Развитию самостоятельной исследовательской деятельности способствует создание небольших лабораторий. В детском саду такая лаборатория может занимать часть группового помеще­ния или раздевалки. Дома можно выделить для этой цели уголок на кухне или в детской комнате. Наличие в детском саду лабо­ратории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужны мини-лаборатории. Наоборот, их сочетание является оптимальным для организации исследователь­ской деятельности детей, так как в группах дошкольники продолжают проводить опыты, наблюдения, на­чатые в большой лаборатории.

Поставьте в помещении неболь­шой столик, придумайте вместе с


ребятами эмблему своей лаборатории и приготовь­те самое простое оборудование и материалы. Важно, чтобы к столику был свободный доступ. Оборудование и материалы нужно время от времени менять, что-то убирать, что-то добавлять. Для самостоятельных исследова­ний можно разработать различные схемы проведения опытов. Помогают детям в исследовательской деятельности и рисунки- символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с по­мощью каких органов чувств можно изучить предмет.

Мини-лаборатории могут быть тематическими. Так, в ЦРР- детском саду № 2333 г. Москвы в рамках экспериментальной работы по проблеме самостоятельной деятельности (городская экспериментальная площадка Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) в каждой группе созданы свои исследова­тельские уголки: «Юный географ», «Кладовая Гнома», «Мы и воздух», «Юный почвовед» и другие.

Лаборатория на участке

Лаборатория на территории детского сада или частного дома может функционировать круглый год, хотя ее использование особенно эффективно в теплое время. В теплый период родители могут выделить место для такой лаборатории на даче. Лаборато­рию можно огородить или отметить каким-либо специальным знаком. Лучше всего расположить ее вблизи водоема. Хорошо, если по соседству с ней располагается огород, компостная куча, крупные валуны, кормушки. Имеется опыт оформления летних лабораторий на веранде группы (шкафчики, полочки с оборудо­ванием и материалами, удобными столиками для самостоятель­ного экспериментирования). Главное, чтобы в лаборатории был

разнообразный природный ма­териал, с которым дети могли бы экспериментировать, и-вода.

Если лаборатория размещает­ся непосредственно на участке, подберите крупные емкости (это могут быть старые протекторы автомобилей, ванночки, тазы) для различных материалов. В каче­стве такого материала можно ис­пользовать песок разного цвета, состоящий из зерен разного раз­мера, глину, природные и искус­ственные камни разной формы и величины, шишки, крупные плоды растений. Можно выложить материалы в форме большого цветка. Его серединкой станет небольшой пруд круглой формы или кру­глые емкости с водой. Материалы же при этом располагаются на участках, огороженных в форме лепестков. В одном лепестке на­ходится песок, в другом — мелкие камни, в третьем — шишки и т. п. Если у каждого лепестка будет оградка определенного цвета, получится цветик-семицветик.

Удобно, если рядом с лабораторией располагаются лавочки и стол, на котором можно поместить оборудование (лупы, дожде­мер, настольный флюгер, барометр и т. п.). При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологиче­ской тропинки, фиксировать наблюдения. При проведении иссле­дований дети сами приносят необходимое оборудование: совочки,

 

лопатки, ведерки, стаканчики из-под йогурта, тазики, коробки, пластиковые ситечки, термоме­тры, барометр, дождемер, ло­вушку для почвенных животных и т. п. Практика показала, что ла­боратории в северных регионах, где много комаров, приходится оборудовать специальной про­зрачной накидкой из сетки. В теплое время года можно дополнить лабораторию календарем природы, сделанным из пластика. Специальная игра помо­гает узнать особенности времен года. Она состоит из двух де­ревянных кругов, между которыми помещены рисунки разных времен года (на рисунках отражены особенности именно той местности, где находится детский сад, а также маленькие рисун­ки для каждого месяца). У верхнего круга, который передвига­ется относительно нижнего, отсутствует один сектор, в котором появляются разные фрагменты рисунка. Вращая верхний круг, ребенок находит нужное время года, сравнивает рисунок с ре­альным ландшафтом, называет месяцы этого времени года. Сол­нечные часы могут быть разнообразными. Их может украсить

изображение солнышка, вокруг «циферблата» можно посадить красиво цветущие (низкорослые!) растения. Цифры можно на­писать на земле или выложить их из природного и искусствен­ного материала разного цвета.

Разнообразные флюгеры и другие приборы помогут сле­дить за ветром. Рядом с лабораторией можно разбить клумбу с растениями-часами или растениями-барометрами.

Своеобразный гигрометр, т. е. прибор для определения влаж­ности воздуха, можно сделать из шишек хвойных пород. В сухую погоду чешуи шишек открыты, а во влажную они закрываются. Можно объединить лабораторию с метеоплощадкой.

Оформление лаборатории

На дверях лаборатории (отдельное помещение) или над ней (столики в группе, дома) вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название дети придумывают вместе с воспитателями и родителями. Можно объявить по этой теме се­мейный конкурс. В настоящее время существуют самые разные названия лабораторий («Знайка», «Следопыт», «Почемучка», «Наш дом— природа», «Юный эколог», «Кабинет Ученого кота», «Друзья природы»), У лаборатории может быть «хозяин» — ска­зочный герой, который дает детям задания (Ученый кот, Звездо­чет, Мудрая сова, Карлсон, Знайка и т. п.).

 


 

Оформление лаборатории не требует больших до­полнительных затрат. В зависимости от размера по­мещения в комнате можно поставить либо небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же разме­щаются стеллажи (полки) для оборудования и материа­лов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини-теплицу, создать мини-огород. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. Для придания лаборатории «научного вида» поставьте на полочки стеклянные емкости разного цвета (пробирки, колбы, бутылоч­ки), крупные красивые камни, раковины, глобусы, «старинные» свитки. В прозрачную посуду можно налить подкрашенную воду разного цвета или выложить в них слоями яркие камешки, засу­шенные ягоды, цветы. Емкости с песком и водой помогут орга­низовать опыты с детьми младшего возраста. Большая емкость с песком может послужить в качестве места хранения кладов, кото­рые дети так любят отыскивать. Здесь же можно проводить архео­логические и палеонтологические раскопки. В лаборатории хра­нятся энциклопедии и другие книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы-задания, тетради, блокноты, простые и цветные ка­рандаши, фломастеры для оформления результатов наблюдений. Повесьте на стену географическую карту, портреты известных ученых, барометр, часы, комнатный термометр. Настенное зерка­ло зрительно увеличит пространство и поможет организовать ряд исследований. Если позволяет место, разместите в этом помеще­нии и разнообразные макеты, с которыми можно эксперименти­ровать и играть, в том числе макеты ландшафтов, а также неболь­шой аквариум, в котором нет ничего искусственного.

Оформите лабораторию с учетом современных экологических требований: установите на раковине легко открывающийся и за­крывающийся кран, который позволяет экономить воду; вставь­те энергосберегающие лампы, установите емкости для раздель­ного сбора мусора.

Оборудование I

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы. К подбору оборудования хорошо привлечь детей и ро­дителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории бу­дет иметь воспитательное значение (реализация лозунга «Отхо-


 

ды в доходы!»). В группах Монтессори для проведения опытов можно использовать имеющийся специаль­ный материал (кувшинчики, стаканчики для пере­ливания воды, цилиндры ит. п.). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассо­вые банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках нужны лупы, хотя бы по одной на двоих детей. Но лучше, чтобы у каждого ребенка была своя лупа, это повысит эффективность работы. К тому же ребенку удобнее


 

и интереснее рассматривать объекты самостоя­тельно, без ограничения времени. В качестве до­полнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем до­роже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Вряд ли целесообразно покупать микроскоп на каждого ребенка, достаточно иметь пять штук на подгруппу. Если же микроскоп только один, дети рассматривают объекты по очереди.

Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на ин­дивидуальном небольшом подносе или клеенке. Ниже приводится примерный перечень оборудования для ла­боратории:

флюгеры, вертушки, вентилятор; лупы, микроскопы, барометры;

фотоаппарат, бинокль, часы (будильник, настенные, детские); пластиковые стаканчики, баночки из-под йогурта, сметаны (прозрачные и цветные), прозрачные коробочки и коробки из- под кондитерских изделий (тортов, пирожных, мороженого), разнообразные баночки разного размера, одноразовые чайные и столовые пластмассовые ложки для сыпучих продуктов; пластиковые бутылки разного размера, формы и цвета; палочки,трубочки для коктейля;

коробки из-под конфет для коллекций камней; прозрачные ем­кости для хранения песка, глины;

небольшие подносы или клеенчатые салфетки, на которых раз­мещаются оборудование и материалы для опытов; <■ песочные часы, настольные сувениры, при переворачивании ко­торых пересыпается песок; резиновые и матерчатые перчатки; резиновые груши разного размера; зеркала разного размера; лейки разного размера; календарь природы; ножницы, клейкая лента;

лопатки, совочки (в том числе из упаковочного материала); большой базовый рисунок к программе «Наш дом — природа» (изображение «дома-природы» и обычного дома человека), на котором дети отыскивают компоненты природы, которые они исследуют);

видеофильмы, слайды, иллюстрации, картины, настенные ка­лендари о природе;

волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке» (для определения предметов на ощупь); фонарики, настольные лампы, компасы; ящик ощущений;

емкости для фильтрования воды (отрезанная нижняя часть пласти­ковой бутылки, в которую вставлена перевернутая верхняя часть; края емкости для безопасности оклеиваются клейкой лентой); металлические и пластиковые ситечки разного размера, бумаж­ные и тканевые фильтры;

 

тазики, миски;

линейки;

воронки;

полиэтиленовые мешки разного размера, в том числе прозрачные; пульверизаторы;


 

термометры для измерения температуры воды и воздуха и тем­пературы человека;

специальное детское оборудование для экспериментирования, например, для игр с водой, водяные мельницы; дощечки для рисования камнями; столы «песок — вода»;

салфетки, губки для уборки и проведения опытов; магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

Как сделать оборудование своими руками (

Ряд оборудования можно сделать своими руками с использова­нием бросового материала. Нередко в этом педагогам помогают родители, особенно папы и дедушки.

 

Ящик ощущений. Дети очень любят играть с ящиком ощуще- • ний, который всегда таит в себе сюрприз. С ящика ощущений можно начинать любое исследование. Например, если дети про­водят опыты с камнями, воспитатель заранее кладет в ящик один или несколько камней. В начале занятия педагог сообщает, что сегодня ученые будут изучать новые объекты природы, образцы которых находятся внутри ящика. Дети на ощупь определяют содержимое ящика ощущений. Дошкольники могут заниматься


 

с ящиком ощущений и самостоятельно. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви, посылочный ящик. Хорошо, если крышка легко открывается, так как через нее вы будете помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верх­нюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто или используя специальную конструкцию с «рукавами»? Что-то подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными на­клейками (с изображением пейзажей, животных, растений) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание детей.

 

Макет пустыни. Трехлитровая банка с полиэтиленовой крыш- •кой для безопасного проведения опытов с песком. В крышке проделайте отверстие, вставьте в него резиновый шланг, банку переверните на бок и насыпьте в нее песок. Через шланг вы буде­те создавать воздушные потоки в «пустыне», при этом песок не попадет в глаза ребенку;

 

Дождемеры. Это нехитрое устройство для измерения количе­ства осадков несложно сделать из больших пластиковых буты-


 

лок разного размера. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните ее верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам емкости и ска­пливаться на дне. Для безопасности нужно заклеить острые края бутылки клейкой лентой. Можно нанести на стенки дождемера шкалу (цветные полосочки для младших детей или же цифры — для старших).

 

Ловушки для почвенных животных. Также изготавливаются

• из пластиковых бутылок. Разрежьте бутылку пополам, обмотай­те края ее нижней части изолентой. Можно для этих целей ис­пользовать банки. Ловушку для почвенных обитателей зарывают в неглубокую яму в наименее посещаемой территории детского сада так, чтобы ее края находились вровень с поверхностью зем­ли. (Если края емкости останутся над землей, животные в нее не попадут, если же зарыть емкость слишком глубоко, в нее насы­плется земля.) Обязательно проверяйте ловушки после дождя: вода попадает в них и насекомые, черви гибнут. Рассмотрите в лаборатории всех, кто попал в вашу ловушку, а затем аккуратно всех выпустите.

 

Модель почвы. Модель помогает детям представить (в очень

• упрощенном варианте) строение почвы. На дно высокой про­зрачной банки, например из-под растворимого какао, насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них — слой песка, смеси песка и глины или только глины. Сверху поместите верхний слой по­чвы с корешками растений, сухими листьями (его можно взять в парке, сквере, в саду). Завершите эту своеобразную «пирами­ду» мхами и лишайниками. При периодическом смачивании они длительное время остаются живыми. В результате ваша модель
будет состоять из нескольких слоев. (Почву не зря сравнивают со слоеным пирогом.)

 

«Дом для червей». Это аквариум или другая прозрачная ем-

• кость с почвой. В земле обязательно должны быть опавшие, пе­регнивающие листья — пища подземных обитателей. Запустите в аквариум несколько дождевых червей. (Чем больше аквариум, тем многочисленнее его жители.) Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать, как передвигаются эти существа, как перера­батывают остатки растений и делают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии. После проведения наблю­дений дошкольники выпустят дождевых червей «на волю».

 

«Прозрачный горшок». Приготовьте стеклянную емкость (бан-

• ку, небольшой аквариум), позволяющую наблюдать за ростом корней растений. Можно также взять плоскую стеклянную ем­кость. Особенно интересно следить за развитием лука. Длинные корни образуются также у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появят­ся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдений нужно сажать растения поближе к стенкам банки, тогда часть корней всегда будет на виду.

 

Термометр. Для того чтобы сделать термометр, вам понадобят-

• ся: небольшая бутылочка объемом 50-100 мм (50-100 г воды), резиновая пробка и стеклянная трубочка. Вместо стеклянной трубки можно взять пустой прозрачный стержень от шариковой ручки. Сделайте в пробке с помощью шила дырочку. Наберите в трубочку немного подкрашенной воды. Воткните трубочку в

пробку, которую, в свою очередь, вставьте в бутыл­ку. Чтобы жидкость не выскочила в тот момент, ког-

 

да вы вставляете пробку с трубочкой в бутылку, сначала вставьте пробку, и только потом уже трубку с капелькой (когда отверстие уже сделано). Нагрейте бутылку руками. Капелька воды при этом должна подняться вверх, но не выскочить.

 

Оборудование для наблюдения за солнцем. Подберите не- • большую коробку размером приблизительно 30 на 30 на 60 см. Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. Сделайте отверстия в ее верхней части. Они должны быть такого размера, чтобы в них можно было вставить окуляры бино­кля. Вырежьте картонный круг. Закрепите его с помощью клейкой ленты на одном из объективов бинокля. Поместите бинокль в ко­робку так, чтобы его окуляры были направлены вниз. С помощью клейкой ленты закрепите его в таком положении. Во время наблю­дений за солнцем открытая сторона коробки должна быть повер­нута к вам. Поставьте коробку таким образом, чтобы солнечные лучи попадали в незаклеенный объектив. (Прямо на солнце через бинокль смотреть нельзя!) Положите лист белой бумаги внутри коробки прямо под биноклем. Если вы все сделаете правильно, на листе бумаги будет видно изображение солнца. (Окуляр бинокля собирает, фокусирует солнечные лучи на листе бумаги.) 1Л Оборудование для игр с водой. Можно сделать специальную И/.емкость для опытов, проделав отверстия в нижней части прозрач­ной пятилитровой бутыли из-под воды. Когда в такую бутыль наливают воду, через дырочки в разные стороны выходят струи воды. Оборудование используют в лаборатории на участке.

И

Вертушки. Можно использовать готовые игрушки, можно сде-.лать вертушки вместе с детьми и родителями. Возьмите лист бу­маги и сложите его крест-накрест. Надорвите уголки и согните их по направлению к центру. Прикрепите бумажную вертушку к деревянной палочке, прибив ее гвоздиком в центре. Можно сде­лать вертушки из блестящей бумаги и упаковочного материала, например из алюминиевой банки. В последнем случае надо со­блюдать осторожность, чтобы не порезаться. Лопасти вертушки изготавливают из стенок банки. Закрепляются они так же, как и в предыдущем случае. Еще один вариант изготовления вертуш­ки: две небольшие бумажки прикрепите к концам палочки. При­бейте эту палочку перпендикулярно к другой палочке. Получит­ся своеобразная вертушка. 10 Флюгеры. Приготовьте кусок картона, квадратик плотной.[//.цветной бумаги, старый цветочный горшок, две соломинки для коктейля, тонкую палочку, клей, пластилин, ножницы, линейку, карандаш, ручку или фломастер. Из картона вырежьте треуголь-


 

ник и отрежьте его вершину. Надрежьте соломинку с двух концов. В один разрез вставьте отрезанную верхушку треугольника, в другой (противополож­

ный) — его оставшееся основание. (Так, чтобы по­лучилась стрелка.) Осторожно насадите соломенную стрелку на острую палочку, проткнув соломинку точно посередине. Затем на бумажном квадрате проведите карандашом линии, соединяю­щие его углы. Поставьте горшок на бумагу так, чтобы дырочка в его дне находилась точно над пересечением линий. Обведите на бумаге дно горшка. Вырежьте круг по нарисованному конту­ру. Сделайте небольшое отверстие в месте пересечения линий в центре круга. Приклейте его ко дну горшка. Вырежьте из остат­ков картона четыре небольших треугольника. Можно написать на них ручкой или фломастером буквы «Ю», «С», «3», «В». Так обозначают стороны света, которые должны быть расположены в том же порядке, что и на компасе. Приклейте их как указате­ли к концам четырех линий. Вставьте в дырочку на дне горшка вторую соломинку, закрепите ее пластилином, а в середину со­ломинки очень осторожно поместите палочку, на которую на­сажена стрелка. Такой флюгер можно даже брать на прогулки. Если вы захотите узнать, откуда дует ветер, найдите на компасе направление на север и соответственно расположите флюгер. Направление ветра определяется тем, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера и приносит, как правило, похолода­ние, а южный соответственно — потепление.

Можно сделать флюгер попроще. Возьмите палку, привяжите к ней ткань, бумагу или плотную фольгу и воткните в грунт на открытом месте (в лаборатории на участке). Такой флюгер мож­но прикрепить и возле окна, но в этом случае зда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: