Вид технического обслуживания | Одноковшовые экскаваторы и экскаваторы непрерывного действия | Тракторы, бульдозеры, корчеватели–кусторезы, грейдеры, скреперы и др. машины на базе тракторов | Автомобили, автокраны, скреперы, самоходные и др. машины на базе автомобилей | Прицепы и тележки |
ТО при использовании машин | ||||
ЕО | + | + | + | + |
ТО–1 | + | + | + | – |
ТО–2 | + | + | + | – |
ТО–3 | + | + | – | – |
СТО–ВЛ | + | + | + | – |
СТО–ОЗ | + | + | + | – |
Специальное техническое обслуживание | ||||
При подготовке к эксплуатационной обкатке | + | + | + | + |
При эксплуатационной обкатке | + | + | + | + |
По окончании эксплуатационной обкатки | + | + | + | + |
При подготовке к хранению | + | + | + | + |
В процессе хранения | + | + | + | + |
После окончания хранения | + | + | + | + |
При подготовке к транспортированию | + | + | + | – |
После транспортирования | + | + | + | – |
Тех. обслуживание в особых условиях эксплуатации (песчаные, каменистые и болотистые почвы, пустыни, высокогорья, низкие температуры) | + | + | + | – |
Специальное техническое обслуживание проводят при эксплуатационной обкатке, хранении, транспортировании и в особых условиях работы машин.
Техническое обслуживание при эксплуатационной обкатке выполняют в три этапа: при подготовке к эксплуатационной обкатке, в процессе ее проведения и по окончании обкатки.
Техническое обслуживание при хранении машин включает также три этапа: при постановке на хранение, в период хранения и при снятии с хранения.
Техническое обслуживание при транспортировании проводят в два этапа: при подготовке машин к транспортированию и после него.
Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации предусматривает проведение ряда технологических операций при ежесменном и периодических технических обслуживаниях, которые способствуют нормальной эксплуатации машин в условиях пустыни и песчаных почв, на каменистых грунтах, в высокогорных условиях и при низких температурах.
Отдельные виды специального ТО выполняют в объеме, указанном в технической документации предприятия – изготовителя.
Ремонт машин представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление работоспособности машин путем устранения неисправностей и отказов. В зависимости от назначения и характера выполнения работ его подразделяют на текущий (ТР) и капитальный (КР).
Текущий ремонт машин выполняют в плановом порядке через определенную наработку. Основное его назначение – восстановление и обеспечение работоспособности машины до очередного планового вида ремонта. В состав работ, выполняемых при текущем ремонте, включают частичную разборку; замену отдельных деталей, сборочных единиц, достигших предельного состояния; контрольно–диагностические, регулировочные и другие операции, входящие в состав периодического технического обслуживания № 3.
Капитальный ремонт проводят также, как и текущий. Основное назначение капитального ремонта – восстановление исправности и полного или близкого к полному ресурса машин. В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте, входят: полная разборка машины; мойка и дефектация деталей; замена или ремонт всех составных частей, в том числе и базовых; сборка машины, ее регулировка, обкатка и испытание.
Каждой группе машин соответствует своя структура межремонтного цикла.
Структура межремонтного цикла – это число, периодичность и последовательность проведения ТО и текущих ремонтов за межремонтный ресурс. Она служит одним из важнейших элементов системы планово–предупредительного ТО и ремонта машин. От нее зависят эффективность применения системы, длительность простоев машин при техническом обслуживании и ремонте, а также потребность в рабочей силе и материалах. Применение оптимальной структуры ремонтного цикла (экономически и технически обоснованной) позволяет поддерживать высокое техническое состояние машин при наименьших затратах на их содержание; лучше использовать площади, оборудование и передвижные средства для выполнения работ по ТО и ремонту машин; создавать реальные предпосылки для совершенствования технологических процессов производства.
Оптимальную структуру межремонтного цикла выбирают с использованием различных критериев: закономерности изменения и предельно допустимого изменения параметра технического состояния машин, максимальной их производительности, допустимого уровня вероятности безотказной работы, минимальных удельных суммарных затрат на ТО и ремонт.
Более доступный способ определения оптимальной структуры межремонтного цикла основан на изучении закономерностей изменения параметров технического состояния деталей, сборочных единиц, материалов и машины в целом, а также предельно допустимых их значений (износа, зазора, содержания механических примесей в масле и др.). При этом исходят из следующего.
По мере увеличения наработки параметр технического состояния машины постепенно ухудшается.
Зная наработки до предельно допустимых значений параметров технического состояния деталей, сборочных единиц и машин, распределяют наработки по группам. Устанавливают для каждой группы среднюю наработку и корректируют ее так, чтобы она была кратна наработкам других групп. В результате межремонтный ресурс оказывается разделенным на интервалы наработок, по истечении которых машина должна останавливаться для выполнения определенного комплекса технических мероприятий. Чем больше в машине деталей, сборочных единиц и материалов с одинаковой наработкой до предельного состояния их параметров, тем меньше требуется остановок для выполнения различных технических мероприятий. Идеальны в этом отношении машины с одинаковыми наработками до предельного состояния всех параметров технического состояния. Такие машины практически не требуется ремонтировать, их заменяют новыми.
В системе планово–предупредительных ТО и ремонтов каждый из комплексов технических мероприятий именуют одним из видов периодических ТО и ремонтов, которые в сумме составляют структуру межремонтного цикла. При этом независимо от структуры выполнение разных видов периодического технического обслуживания и ремонтов устанавливают так, чтобы каждый последующий включал работы предыдущих видов.
Различают две системы планово–предупредительного технического обслуживания и ремонта, для мелиоративных и строительных машин и для подвижного состава автомобильного транспорта.
Первая система предусматривает три периодических технических обслуживания (ТО–1 – через 60, ТО–2 – через 240 и ТО–3 – через 960 мото–часов) для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа. Текущий ремонт у этих машин по периодичности совпадает с ТО–3, поэтому их проводят одновременно. Число периодических ТО и ремонтов в одном межремонтном цикле зависит от периодичности проведения капитального ремонта. На рис. 2.2, а показано число периодических технических обслуживаний и ремонтов в межремонтном цикле для одноковшовых экскаваторов третьей размерной группы с гидравлическим приводом.
Для машин на базе автомобилей и с двигателями автомобильного типа предусмотрено два периодических технических обслуживания (ТО–1 – через 50 и ТО–2 – через 250 мото–часов). Текущий ремонт для этих машин проводят через 1000 мото–часов (рис. 2.2, б).
«Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» допускают корректирование показателей трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта мелиоративных и строительных машин. Корректируют с помощью коэффициентов К1 и К2, учитывающих соответственно число машин в парке и природно–климатические условия. Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принят для организаций с составом 100…200 машин различного типа, расположенных в Центральной природно–климатической зоне с наличием эксплуатационной базы.
Рис 2.2. Структура межремонтного цикла: