Рабочая программа учебной дисциплины
Б1.В.ОД.1 Инновационное обучение в школе и вузе
06.04.01. Биология. Магистерская программа «Сохранение биоразнообразия и рациональное природопользование»
Курс_______ 1 _______
Форма обучения _____ очная ________
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО:______ 72 ____ часа
_______ 2 _____ зачетных единицы
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 06.04.01. Биология. Магистерская программа «Сохранение биоразнообразия и рациональное природопользование». _ утвержденного от 23 сентября 2015г.№1052.
(дата)
2. Разработчик (и) рабочей программы
___ доцент ___ ботаники и общей биологии ____________ _ Н.М.Дерешева
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
___________________________ _____________________ _______________ ________________________
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры (ПЦК) ___________________________________________
____24.08.2016___________________ протокол № _____1______
(дата)
Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ _________Анкипович Е.С.___________
(подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой ______________ _____Злотникова Т.В.____ _25.08.2016__________
(подпись) (ФИО) (дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ____________________________________ протокол № ____ дата _____________________
Зав. кафедрой ______________________ _________________________
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи курса
Курс «Инновационное обучение в школе и вузе» направлен на развитие у студентов знаний о современных тенденциях в образовании, инновационных процессах, как в школе, так и в вузе. Происходит совершенствование профессионального мастерства через изучение основ организации учебного процесса в школе и вузе на основе новых педагогических технологий.
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
владением навыками формирования учебного материала, чтения лекций, готовность к преподаванию в общеобразовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования и руководству научно-исследовательской работой обучающихся, умением представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-9).
После изучения курса «Инновационное обучение в школе и вузе» студент должен:
Знать:
- инновации, новаторов, принципы организации инновационных процессов, существующие и прогнозируемые направления и средства решения проблем образования в школе и вузе (ОК-2);
- теоретические основы саморазвития, самореализации, использования творческого потенциала (ОК-3);
- основные принципы создания и управления педагогическими системами; - нормативно-правовые основы инновационного обучения в школе и вузе, его цели, организацию и порядок взаимодействия с другими формами обучения, международный и российский опыт инновационного обучения в школе и вузе(ПК-9).
|
Уметь:
· - использовать виды педагогических новаций, инновационные процессы в образовании, инновационной деятельности (ОК-2);
· - использовать технологии инновационной деятельности (ОК-3);
- использовать нормативно-правовые основы инновационного обучения в школе и вузе; применять инновационные технологии и их приемы в различных видах учебной деятельности в школе и вузе, использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-9).
1.3 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Курс «Инновационное обучение в школе и вузе» для студентов, обучающихся по направлению подготовки магистров по профессионально-образовательной программе 06.04.01 «Биология» Магистерская программа «Сохранение биоразнообразия и рациональное природопользование», относится к обязательным дисциплинам. Является курсом, который представляет основу для дальнейшего обучения в вузе и применения практики организации обучения в школе. Может служить основой для проведения многих курсов по выбору.
1.4. Организационно-методический план
Вид учебной работы | Кол-во часов | № семестров (по учебному плану) | |
I. Аудиторная: | |||
Лекции | |||
практические работы | |||
ИТОГО: | |||
II. Внеаудиторная: | |||
Самоподготовка: | |||
Самостоятельное изучение разделов | |||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||
подготовка к семинару | |||
……подготовка к зачету | |||
ИТОГО: | |||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | зачет | зачет | |
Общая трудоемкость дисциплины: |
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
|
№ п/п | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | ||
1 | Программный элемент | ||
1.1 | Рабочая программы учебной дисциплины | Дерешева Н.М. Инновационное обучение в школе и вузе. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2016 (рукопись, электронная версия) | Кафедра, https://www.edu.khsu.ru |
2 | Теоретический элемент | ||
2.1 | Учебник (основной) | 1. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: методическое пособие/ Э. Г. Скибицкий, Т. А. Артюшкина, О. В. Артюшкин; Фед. гос. образоват. учреждение ВПО "Красноярский государственный аграрный университет", Хак. филиал. -Абакан: Хак. кн. изд-во, 2009.-190, [2] c. 2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учеб.: допущено УМО...: для студентов вузов, обучающихся по направлению "Естественнонаучное образование"/ Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. -М.: Изд. центр " Академия", 2009.-208 c. 3.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: рек. УМО по пед. образованию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика"/ А. П. Панфилова. -М.: Academia, 2009.-192 c. | Библиотека |
2.2 | Учебник(и) (дополнительные) | Библиографический список приведен в РП | Библиотека кафедра |
3 | Методико-технологический элемент | ||
3.1 | Методические рекомендации по изучению дисциплины | Дерешева Н.М. Инновационное обучение в школе и вузе. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2016 (рукопись, электронная версия) | В рабочей программе |
2 Структура и содержание дисциплины
2.1 Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем курса | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самос- тоятель-ная работа | ||
лекции | практические работы | |||
Раздел I Процессы модернизации в профессиональном образовании современной России. | ||||
ТЕМА 1. Приоритеты государственной образовательной политики в современных условиях. Национальный проект «Образование ». | ||||
ТЕМА 2.Современные концепции инновационного развития общего и высшего образования | ||||
ТЕМА 3 Правовые акты об образовании: федеральные и региональные проблемы реализации Стандартов третьего поколения в школе и вузе: содержание и оценка. | ||||
Раздел IIМетодологические основания компетентностного образования | ||||
ТЕМА 1. Функции компетенций и компетентностей. Структурные компоненты компетенции. Классификация компетенций. Функции компетенций в обучении. | ||||
ТЕМА 2. Содержание ключевых компетенций как характеристика федеральных образовательных стандартов ООО, СПО, ВПО | ||||
ТЕМА 3. Оценка качества профессионального образования с позиций компетентностного подхода | ||||
Раздел III.Проектирование и технологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании | ||||
ТЕМА 1. Модель профессиональной деятельности личности выпускника (профессиограмма) как основа проектирования системы профессиональных компетенций | ||||
ТЕМА 2. Инновационная деятельность в школе. | ||||
ТЕМА 3. Инновационная деятельность в вузе | ||||
Раздел IV. Опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании | ||||
ТЕМА 1. Технологии активного обучения как способ реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ | ||||
ТЕМА 2. Способы формирования компетенций студентов в различных формах организации обучения в вузе | ||||
ТЕМА 3. Становление общепрофессиональных компетенций будущих специалистов. Направления совершенствования системы экологического образования. Характеристика методов экологического обучения и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности. | ||||
ИТОГО: |
Содержание теоретических разделов дисциплины