АЛЬ-АКИДА АЛЬ-УАСИТИЯ
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного[Ученые расходятся в отношении «Басмала»: является ли она стихом (айятом), открывающим каждую главу (Суру), или же это отдельный айят, ниспосланный для разделения Сур, и благословенно начинать читать с нее; второе мнение предпочтительней. И они согласились на то, что это часть айята в Суре ан-Намль (27/30), и нужно оставить ее в начале Суры Бара?а или (ат-Тауба/9), так как она считалась одной Сурой с Сурой аль-Анфаль/8.]
Вся хвала принадлежит Аллаху[Аль-Хамду лил-Ляхи (вся хвала принадлежит Аллаху): Сообщено было от посланника,, что он сказал:
"Каждая беседа, если ее не открывают восхвалением Аллаха и просьбой милости для меня, несовершенна и не имеет благословения". (ар-Рахави) То же самое сообщается о Басмалле (Ибн Хиббан)], Который направил Своего посланника[Посланник – это человек, получивший Откровение Шари?а (религии и закона), и приказ от Аллаха провозгласить его, однако, если он получил Откровение и не получил приказа разгласить его, тогда он только пророк, а не посланник.] с руководством и религией истины (т.е., Ислам), чтобы сделать ее обязательной для всех религий. Аллах – лучший из свидетелей[(Шахада) Аллаха, Возвышенного, исполняется по Его Слову и Его Делом, и Его Поддержкой Его посланнику путем победы, чудес, и различных доказательств, что то, что он принес, есть Чистая Истина.], и я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, и что у Него нет сотоварищей[Ля илляха илля Лляху (Нет бога кроме Аллаха) есть формула Таухида (Единственности), с которой соглашались все посланники (мир над ними всеми), лучше сказать, что это сущность их посланий, и каждый посланник делал его началом своего послания и его столпом, как наш посланник,, сказал:
|
"Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: Ля иляха илля Лляху, и если они скажут это, тогда они защитят свою кровь и свое имущество от меня, кроме того, что причитается с них по закону, и Аллах, Всемогущий, Великий будет судить их" (Аль-Бухари и Муслим).]; я признаю и верую в единственность Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник[И совершить шахаду (свидетельство), что Рисала (послание) посланника,, 'Убадийя (Служение Аллаху и поклонение Ему) связано со свидетельством о Единственности Аллаха, что указывает на то, что оба свидетельства должны упоминаться вместе, и одно не заменит другого, так как они связаны в азане (призыве на намаз) и ат-ташаххуде (свидетельстве). Некоторые люди толкуют айят:
"И Мы возвысили твое имя." (аль-Инширах 94/4)
как: "Где бы Я не упомянул тебя, ты будешь упомянут вместе со Мной."
И Он объединил с ним (посланником,) два направления, именно, посланничество и служение как раба Аллаха, потому что это самое лучшее из всего, что могло быть предписано любому человеческому существу. Служение или поклонение – это причина, из-за которой Аллах создал свои творения, так как Он сказал:
"Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне поклонялись." (аз-Зарийят, 51/56)
Поэтому совершенство создания – в достижении этой цели, и чем больше человек увеличивает свое стремление стать рабом Аллаха, тем больше возрастает его совершенство и статус его становится выше, и потому Аллах наделил Своего посланника,, титулом 'Абд (раб, слуга, поклоняющийся) во время его величайших и достойнейших положений, таких как аль-Исра' (ночное путешествие из Мекки в аль-Кудс). А также, в правильном хадисе посланник,, сказал:
|
"Не молитесь мне, как христиане молятся Сыну Марии (Исе), ведь я только человеческое существо, а говорите: «Раб Аллаха и Его посланник»".]; да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников.
Такова вера спасенной общины[Спасенная община останется побеждающей согласно словам посланника,:
"Группа из моей 'Уммы будет крепко держаться истины и останется побеждающей, и не причинит ей вред никто из предавших ее до Дня Суда" (Аль-Бухари и Муслим).
И его слова:
"Эта 'Умма разделится на 73 части, и все из них пойдут в Ад, кроме одной, которая будет следовать тому, чему я и мои сподвижники следуют сегодня"(ат-Тирмизи).], которая останется побеждающей до Дня Суда, людей Сунны и Джама′а[Сунна означает путь, по которому посланник,, и его сподвижники жили и действовали до появления еретических нововведений.] (т.е., вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти, вера в Божественное предписание (кадар), счастливое ли оно или несчастливое)[Эти шесть пунктов – столпы веры, и каждый истинный верующий должен принять их согласно руководству Кор'ана и Сунны, а кто отрицает любой пункт из этого, не может считаться истинным верующим. Эти столпы упоминаются в истории с Джибраилом, когда он пришел к посланнику,, как бедуин, чтобы расспросить его об Исламе, и Имане (вере), и Ихсане (поклонение Аллаху, словно мы видим Его; так как если мы не видим Его, то Он нас видит); и посланник,, сказал:
|
"Верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, и в Воскрешение после смерти, и в Кадар (Божественное Предписание), счастливое ли оно или несчастливое. Книги эти ниспосланы с Небес посланникам, из которых нам известны: Свитки Ибрахима (Сухуф Ибрахим), Ветхий Завет (ат-Таура), Новый Завет (аль-Инджиль, Забур (псалмы Дауда), и Кор'ан, Завершающее Откровение ".
Посланники: только двадцать пять из них упомянуты в Кор'ане, что касается остальных, то мы должны верить в них не беспокоясь их подсчетом, или знанием их имен, потому что это Аллах удержал у Себя, как сказал Он Кор'ане:
"Истинно, посылали мы посланников до тебя, о некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали" (Гафир или аль-Му'мин 40/78).].
Частью веры в Аллаха есть вера в то, как Он описал Себя в Своей Книге (Кор'ане), и как Его посланник Мухаммад,, описывал Его. Верить без искажения или отрицания и без сомнения или придания формы; это и есть вера в Аллаха, Всевышнего:
"Нет ничего подобного Ему; Он - Всеслышащий, Всевидящий" (аш-Шура 42/11).
Не отрицай то, как Он описал Себя; не изменяй слова в их контексте; не отрицай имен Аллаха и Его Знамений; не сравнивай Его Атрибуты со свойствами Его творений, потому что Аллах, Возвышенный, не имеет подобия – никто не сравнится с Ним; нет никого, равного Ему; Возвышенный, Великий не может быть измерен Своими творениями; на самом деле, Он лучше всех знает Себя и остальных; Он Истинный; и слово Его торжествует над речью Его созданий.
Более того, Его посланники истинны, и потому говорят истину. Она противоположна речам тех, кто говорит о Нем то, о чем у них нет знания. И об этом Возвышенный, Великий сказал:
"Хвала же Господу твоему, Господу Величия, превыше Он того, что они (многобожники) приписывают (Ему). И мир посланникам. И Хвала Аллаху, Господу миров" (aс-Саффат 37/180-182).
Он восславил Себя от того, что противники посланников говорили о Нем; и приветствовал посланников, ведь то, что они говорили, свободно от недостатков.
Он (Хвала Ему) сочетал в Своем описании то, что находится между отрицанием и утверждением[Отрицание есть двух видов: общее и специфическое. Общее отрицание – это устранение от Аллаха все, что отрицает Его Совершенство недостатками и изъянами, так как Он сказал: "Нет ничего подобного Ему" и "Разве вы знаете что-либо сходное с Ним?" "Прославляйте Аллаха от того, что они приписали Ему". Специфическое отрицание – прославлять Аллаха от наличия отца, или сына, или жены, или сотоварища, или равного Ему, или от неведения, слабости, беспорядка, забывчивости, дремоты или сна, лжи и игривости. Все эти отрицания не требуются собственно для них самих, но в то же время нужны для подтверждения того, что противоположно им, так, отрицание сотоварища и равного Ему подтверждает Его абсолютное Величие, и т.д.
Утверждение также двух видов: общее и специфическое. Общее подтверждает Его Абсолютное Совершенство, и Абсолютную Похвальность, и Абсолютное Великолепие, и т.д., так как Аллах сказал:
"Хвала – Аллаху, Господу миров" (аль-Фатиха 1/1) и "Для Аллаха – притча величайшая, поистине, Он – велик и мудр" (ан-Нахль 16/3).
Специфическое утверждение включает в себя каждое наименование атрибута, упомянутого в Кор'ане и Сунне, а они многочисленны, что затрудняет их перечисление здесь, но каждый может найти их в Кор'ане и Сунне.]. Следовательно, люди Сунны и Джама'а не должны отклоняться от того, что принесли посланники; поистине, это правильный путь, путь тех, кого Аллах одарил Своей милостью, путь пророков, святых, мучеников, и праведных людей.
/////////////////////////
ИМЕНА И АТРИБУТЫАЛЛАХА В КОР′АНЕ
Глава первая
Нижеследующее включает то, как Аллах описывает Себя в Суре аль-Ихлас, (Сура 112), что равна одной трети Кор'ана[Этой Суре (глава) придается особый статус, потому что она содержит то, чего нет в других Сурах Кор'ана, и отсюда ее название аль-Ихлас (очищение веры), потому что она очистила веру от пятен многобожничества. Аль-Имам Ахмад Ибн Ханбали сообщал в своем Mуснаде от 'Убайя Ибн Ka'ба (да будет доволен им Аллах), что причиной ее ниспослания было то, что неверующие сказали: "Mухаммад, расскажи нам родословную твоего Бога", и Аллах, Благословенный, Возвышенный открыл: "Скажи: Он – Аллах – един, Аллах, Вечный..." Было подтверждено в Сахихе (Книге правильных Хадисов), что эта Сура равна одной трети Кор'ана, но ученые спорили о толковании этих слов, самое приемлемое толкование – то, что Шейх аль-Ислам (т.е., Ибн Таймийя) передал от Aбу аль-'Аббаса, который сделал следующее резюме: Кор'ан содержит три основных цели:
A. Закон, включающий правила и практическое регулирование, что является предметом Фикха и Нравственности.
B. Истории и разъяснения, в которых описываются положение посланников (мир над ними всеми) у их народов, и виды наказания, посланные на неверующих; награда и угроза, и подробное описание награды и наказания в жизни будущей.
C. Tаухид (Единственность Бога), и что люди должны знать об Аллахе и Его Именах и Атрибутах, и это считается самым важным из трех пунктов.
Так как Сура аль-Ихлас содержит суть этого рода знания, то обычно говорят, что по существу она равна трети Кор'ана. То же самое можно сказать об Aйяте аль-Курси, в котором Аллах сообщил нам о Самом Себе, что Он – Единственный в Своем Господстве, и это означает, что нет другого божества, кроме Него. ], где Он говорит:
"Скажи: Он – Аллах – един, Аллах, Вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один".
И Он описал Себя в величайшем айяте (стихе) Своей Книги (т.е., Aйят аль-Курси):
"Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его Знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его (курси) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он – Высокий, Великий!" (aль-Бакара 2/255)
Таким образом, Аллах защищает каждого, кто читает этот Aйят ночью, и ни один шайтан не может приблизиться к нему до утра. Аллах также сказал:
"И полагайся на Живого, Который не умирает" (аль-Фуркан 25/58).
И Он, Прославляемый, сказал:
"Он – Первый (аль-Авваль) и Последний (аль-Ахир), Явный (аз-Захир) и Тайный (аль-Батин)[Эти четыре имени имеют дело с всеобъемлющими понятиями; Его Имя "Первый" указывает на Его неограниченное во времени существование и вечность; и Его Имя "Последний" указывает на Его бессмертность и вечную сущность; и Его Имя "Явный" указывает на Его Возвышенность и Величие тем фактом, что Он объемлет все; и Его Имя "Тайный" указывает на Его близость и присутствие вблизи и в пределах всего.]; и Он о каждой вещи знающ" (аль-Хадид 57/3).
Знание:
"Он знает, что входит в землю и что выходит из нее; что нисходит с неба и поднимается на него. Он – Милостивый, Прощающий!" (Саба' 34/2)
"У Него – ключи тайного (мафатих аль-гайб); знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы (записано) в книге ясной" (аль-Ан'ам 6/59).
Он сказал:
"И носит самка и слагает только с Его ведома" (Фатир 35/11).
И Он сказал:
"Чтобы вы знали, что Аллах над всеми мощен, и что Аллах все объемлет знанием" (ат-Талак 65/12).
Мощь:
И Он сказал:
"Ведь Аллах – податель надела, Обладатель Силы, Мощный" (аз-Зарийят 51/58).
Зрение, Слух:
И Он сказал:
"Нет ничего, подобного Ему; Он – Слышащий, Видящий" (аш-Шура 42/11).
И Он сказал:
"Ведь Аллах – как прекрасно то, чем Он нас увещевает! Ведь Аллах – Слышащий, Видящий!" (ан-Нисса' 4/58).
Воля:
И Он сказал:
"И если бы ты, когда вошел в свой сад, сказал: Такова воля Аллаха, нет мощи, кроме как с Аллахом" (аль-Кахф 18/39).
И Он сказал:
"Если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись, и среди них были такие, что уверовали, и такие, что не верили. А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает" (аль-Бакара 2/253).
И Он сказал:
"Дозволено вам всякое животное из скота (для пищи), кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в паломничестве. Поистине, Аллах решает то, что захочет" (аль-Ма'ида 5/1).
И Он сказал:
"Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому сердце для Ислама; а кого пожелает сбить с пути, делает сердце его узким, тесным, как будто бы он поднимается на небо" (аль-Ан'ам 6/125).
Любовь:
Он сказал:
"И благодетельствуйте; поистине, Аллах любит добродеющих" (аль-Бакара 2/195).
И Он сказал:
"Будьте беспристрастны; ведь Аллах любит беспристрастных" (аль-Худжурат 49/9).
И Он сказал:
"И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним; ведь Аллах любит богобоязненных" (ат-Тауба 9/7).
И Он сказал:
"Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся" (аль-Бакара 2/222).
И Он сказал:
"Скажи, [о Мухаммад, людям]: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; будет любить вас тогда Аллах" (аль-'Имран 3/31).
И Он сказал:
"Аллах приведет людей, которых Он любит, и которые любят Его" (аль-Ма'ида 5/54).
И Он сказал:
"Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они – плотное здание" (ас-Сафф 61/4).
И Он сказал:
"Он Прощающий, Любящий" (аль-Бурудж 85/14).
Милосердие:
И Он сказал:
"Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного".
Он сказал:
"Господь наш! Ты объемлешь все Своей милостью и ведением" (аль-Му'мин 40/7).
И Он сказал:
"Он милостив к верующим" (аль-Ахзаб 33/43).
И Он сказал:
"Милость Моя объемлет всякую вещь" (аль-A'раф 7/156).
И Он сказал:
"Начертал Господь ваш Самому Себе Милость" (аль-Aн'ам 6/54).
И Он сказал:
"Он Прощающий, Милостивый" (Юнус 10/107).
И Он сказал:
"Аллах – лучше, [чем любой из вас] как хранитель, Он Милостивейший из милостивых" (Юсуф 12/64).
Довольство и Гнев:
Он сказал:
"Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом" (аль-Ма'ида 5/119).
И Он сказал:
"А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание" (ан-Нисса' 4/93).
И Он сказал:
"Это – за то, что они последовали за тем, что разгневало Аллаха, и ненавистно было им Его благоволение" (Мухаммад 47/28).
И Он сказал:
"А когда они Нас прогневали, Мы наказали их" (аз-Захруф 43/55).
И Он сказал:
"Но возненавидел Аллах их отправление и задержал их" (ат-Тауба 9/46).
И Он сказал:
"Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете" (ас-Сафф 61/3)..
Приход:
Он сказал:
"Неужели они ждут только, чтобы пришли к ним Аллах в сени облаков и ангелы? Тогда дело уже будет решено" (аль-Бакара 2/210).
И Он сказал:
"Разве они ждут, что придут к ним ангелы? Или придет твой Господь [Сам]? Или придет какое-нибудь Знамение от Господа твоего? Этот День Знамений от Господа твоего придет" (аль-Ан'ам 6/158).
И Он сказал:
"Так нет! Когда будет распростерта земля плоско, и придет твой Господь и ангелы рядами" (аль-Фаджр 89/21-22).
И Он сказал:
"И в тот день, когда расколется небо с облаками, и низведены будут ангелы" (аль-Фуркан 25/25).
Лицо и Рука:
Он сказал:
"И остается лик твоего Господа со Славой и Достоинством" (ар-Рахман 55/27).
И Он сказал:
"Всякая вещь гибнет, кроме Его Лика" (аль-Касас 28/88).
И Он сказал:
"Что удержало тебя (Иблис) от поклонения тому, что Я создал Своими Руками?" (Сад 38/75).
И Он сказал:
"И сказали иудеи: "Рука Аллаха привязана!" У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет, Руки у Него распростерты; расходует Он, как желает" (аль-Ма'ида 5/64).
Глаза:
Он сказал:
"Ожидай терпеливо решения Господа твоего, [О Мухаммад], ведь ты на Наших Глазах" (ат-Тур 52/48).
И Он сказал:
"И понесли Мы его [Нуха] на [ковчеге], сделанном из досок и гвоздей, чтобы плыла она на Наших Глазах, в воздаяние тому, кого они отвергли" (аль-Камар 54/13-14).
И Он сказал:
"Я устремил на тебя [Муса] Мою Любовь, чтобы ты был выращен на Моих Глазах" (Та Ха 20/39).
Слух:
Он сказал:
"Услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой [О Мухаммад] о своем муже и жаловалась Аллаху, а Аллах слышал вашу беседу: ведь Аллах – Слышащий, Видящий" (аль-Муджадала 58/1).
И Он сказал:
"Слышал Аллах речи тех [иудеев], которые говорили: "Ведь Аллах беден, а мы богаты" (Аль 'Имран 3/181).
И Он сказал:
"Или думают они, что Мы не слышим их тайны и переговоры? Да [Мы слышим], и посланцы Наши у них записывают" (аз-Захруф 43/80).
Зрение и Слух:
Он сказал:
"Не бойтесь, [Муса и Харун], Я с вами, слушаю и вижу" (Та Ха 20/46).
И Он сказал:
"Разве не знал он, что Аллах видит?" (аль-'Аляк 96/14).
И Он сказал:
"Который видит тебя, когда ты встаешь [на молитву]? И [видит], как обращаешься среди поклоняющихся? Ведь Он – Слышащий, Знающий" (аш-Шу'ара' 26/218-220).
И Он сказал:
"Скажи [им]: Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его, и верующие" (ат-Тауба 9/105).
Сила в замысле:
Он сказал:
"А ведь в Могуществе Своем Он быстр и силен" (ар-Ра'д 13/13).
И Он сказал:
" И хитрили они [неверующие] и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов" (Аль-'Имран 3/54).
И Он сказал:
" Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали" (ан-Намль 27/50).
И Он сказал:
"Ведь они замышляют хитрость [против тебя, о Мухаммад], и Я замышляю хитрость [против них]" (ат-Тарик 86/15-16).
Прощение:
Он сказал:
"Если вы обнаружите или скроете его, или простите зло, то, поистине, Аллах – Прощающий, Мощный" (ан-Нисса' 4/149).
И Он сказал:
"Пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам? Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный" (ан-Нур 24/22).
Величие:
Он сказал:
"У Аллаха величие, и у Его посланника" (аль-Мунафикун 63/8).
И Он сказал об Иблисе (шайтане):
"[Иблис] сказал: Клянусь же Твоим Величием, я собью их всех с пути" (Сад 38/82).
И Он сказал:
"Благословенно Имя Господа твоего, обладателя Славы и Почета" (ар-Рахман 55/78).
Единственность:
Он сказал:
"Поклоняйся же Ему и будь терпелив в поклонении Ему; Разве ты знаешь Ему соименного?" (Мариам 19/65)
И Он сказал:
"Никто не равен Ему" (аль-Ихлас 112/4)
И Он сказал:
"Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете [Истину]" (аль-Бакара 2/22)
И Он сказал:
"А среди людей есть такие, которые берут [идолов как] равных Аллаху; они любят их, как [надлежит] любить Аллаха [только], но те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха" (аль-Бакара 2/165).
И Он сказал:
"И скажи: "Хвала Аллаху, Который не брал Себе детей, и не было у Него сотоварища в царстве, и не было у Него защитника от унижения!" И величай Его величанием!" (аль-Исра' 17/111)..
И Он сказал:
"Восхваляет Аллаха то, что в небесах и то, что на земле; Ему принадлежит власть; Ему - слава; Он над всякой вещью мощен" (ат-Тагабун 64/1).
И Он сказал:
"Благословен Тот, Который послал Различение [аль-Фуркан] Своему рабу [Мухаммаду], чтобы он стал для миров проповедником. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и не брал Он Себе ребенка; и не было у Него сотоварища во власти. Он создал всякую вещь и размерил ее мерой" (аль-Фуркан 25/1-2).
И Он сказал:
"Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возносились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше он того, что они Ему приписывают, ведающему сокровенное и наличное; превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" (аль-Му'минун 23/91-92).
И Он сказал:
"Не приводите Аллаху притч. Поистине, Аллах знает, а вы не знаете" (ан-Нахль 16/74).
И Он сказал:
"Скажи: Господь мой запретил только мерзости, явные из них и скрытые, грех и злодеяние без права, и чтобы вы придавали Аллаху в сотоварищи то, о чем Он не низвел власти, и чтобы говорили против Аллаха то, о чем у вас нет знания" (аль-А'раф 7/33).
Утверждение на Троне:
(Аль-Истива' А'ля Аль-'Арш)
Он сказал:
" Милосердный – Он утвердился на Троне (аль-Арш)" и "Потом Он взошел на Трон".
Аллах повторил эту тему шесть раз в Кор'ане.
Он сказал:
"Поистине, Господь ваш – Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне" (аль-А'раф 7/54).
И Он сказал:
"Истинно! Господь ваш – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, потом утвердился на Троне" (Юнус 10/3)
И Он сказал:
"Аллах – тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы видели, потом утвердился на Троне" (ар-Ра'д 13/2).
И Он сказал:
"Милосердный – Он утвердился на Троне" (Та Ха 20/5).
И Он сказал:
"Потом утвердился на Троне - Милосердный" (аль-Фуркан 25/59)
И Он сказал:
"Аллах сотворил небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, потом утвердился на Троне" (ас-Саджда 32/4).
И Он сказал:
"Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне"[Истава 'аля аль-Арш (Он утвердился, или основался на Троне). Это должно быть принято так, как сказал аль-Имам Малик:
"То, что Он утвердился, известно, но "как" - неизвестно. Другими словами, должен быть принят тот факт, что Аллах утвердился на Троне без вопроса каким образом. Так как лучше для мусульманина проводить свое время, думая об улучшении положения мусульман и всего человечества, чем тратить его в спорах, на которые нет ответов. Есть определенные положения веры, ответы на вопросы о которых знает только Аллах, Всевышний, и потому оставим это Ему".] (аль-Хадид 57/4)
Величие:
И Он сказал:
"Вот сказал Аллах: 'О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне" (Аль'Имран 3/55).
И Он сказал:
"Нет, Аллах вознес его к Себе; ведь Аллах Велик, Мудр" (Ан-Нисса' 4/158).
И Он сказал:
"К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает"[Эти айяты указывают на Величие Аллаха над Его созданиями, отсюда следует, что к Нему все должно подниматься.] (Фатир 35/10).
И Он сказал:
"И сказал Фираун: О Хаман! Выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей – путей в небеса, и поднимусь к Богу Мусы; я ведь думаю, что он [Муса] лжец " (Гафир 40/36-37).
И Он сказал:
"Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он не заставит землю поглотить вас? И вот она движется. Обезопашены ли вы от Того, Кто в небе, что Он нашлет на вас вихрь, и камни с неба? И узнаете вы, каково Мое увещание" (аль-Мульк 67/16-17).
И Он сказал:
"Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается там. И Он – с вами, где бы вы ни были. Аллах видит то, что вы делаете!" (аль-Хадид 57/4).
Вездесущность:
И Он сказал:
"Не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым; и меньше, чем это, и больше, без того, чтобы Он не был с ними, где бы ни были они. Потом Он сообщит им, что они делали, в День Воскресения: ведь Аллах о всякой вещи знающ!" (аль-Муджадала 58/7).
И Он сказал, обращаясь к Aбу Бакру, находившемуся в пещере во время Хиджры:
"Не печалься, ведь Аллах – с нами" (ат-Тауба 9/40).
И Он сказал:
"Не бойтесь, Я с вами, слушаю и вижу" (Та Ха 20/46).
И Он сказал:
"Поистине, Аллах – с теми, которые боятся, и теми, которые делают добро" (ан-Нахль 16/128)
И Он сказал:
"Терпите: ведь Аллах с терпеливыми"[Из этих айятов мы узнаем, что Аллах с нами все время, наблюдает за нашими деяниями и слышит наши мысли. Если мы постоянно будем помнить это, мы станем намного лучше, и будем осторожнее в наших поступках и поведении.] (аль-Анфаль 8/46).
И Он сказал:
"Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха! Поистине, Аллах – с терпеливыми" (аль-Бакара 2/249).
Речь:
Он сказал:
"А кто правдивее Аллаха в рассказе (Хадисе)?" (ан-Нисса' 4/87).
И Он сказал:
"А кто правдивее Аллаха в речах (Киль)?" (ан-Нисса' 4/122).
И Он сказал:
"И вот Аллах сказал (кала): О Иса, сын Мариам!" (аль-Ма'ида 5/116).
И Он сказал:
"И завершилось Слово (калимату) Господа твоего по Истине и Справедливости" (аль-Ан'ам 6/115).
И Он сказал:
"А Аллах говорил (каллама) прямым разговором" (ан-Нисса' 4/164).
И Он сказал:
"Из них (посланников) были такие, с которыми говорил (каллама) Аллах" (аль-Бакара 2/253).
И Он сказал:
"И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал (каллама) с ним Господь" (аль-А'раф 7/143).
И Он сказал, обращаясь к Mусе:
"И воззвали Мы к нему (надаинаху) с правой стороны [горы] ат-Тур и приблизили его для тайной беседы" (Мариам 19/52).
И Он сказал:
" И воззвал (нада) твой Господь к Мусе: Иди к народу тиранящему" (аш-Шу'ара' 26/10).
И Он сказал:
"И воззвал к ним (надахума) [Адаму и Хаува'] их Господь: Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам (ва-акуль), что Сатана для вас – явный враг?" (аль-А'раф 7/22).
И Он сказал:
"И в тот день воззовет Он к ним (йунадихим) и скажет: Где Мои сотоварищи, которых вы измышляли?" (аль-Касас 28/62).
И Он сказал:
"И в тот день воззовет Он к ним (йунадихим и) и скажет: Что вы ответили посланным?" (аль-Касас 28/65).
И Он сказал:
"А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слово (калам) Аллаха" (ат-Тауба 9/6).
И Он сказал:
"Партия из них слушала Слово (калам) Аллаха, а потом искажала его, после того как уразумели, хотя сами и знали" (аль-Бакара 2/75).
И Он сказал:
"Они желают переменить Слово Аллаха (калам). Скажи: Вы никогда не последуете за нами. Так сказал вам Аллах (кала) раньше" (аль-Фатх 48/15).
И Он сказал:
"И прочитай то из Книги Господа твоего, что открыто тебе; нет меняющего Его Слова (калиматихи)" (аль-Кахф 18/27).
И Он сказал:
"Поистине, этот Кор'ан повествует (йaкуссу) сынам Исраила большую часть того, о чем они расходятся" (ан-Намль 27/76).
И Он сказал:
"И это – Книга Благословенная (китабун мубаракун), которую Мы ниспослали тебе" (аль-Ан'ам 6/92).
И Он сказал:
"Если бы Мы низвели Кор′ан на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом" (аль-Хашр 59/21).
И Он сказал:
"А когда Мы заменяем одно знамение (айят) другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: Ты – только измыслитель! Да, большинство их не знает. Скажи: Ниспослал его (Кор'ан) дух святой (т.е., Джибраил) от Господа твоего во Истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: Ведь его учит только человек. Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это – язык арабский, ясный" (ан-Нахль 16/101-103).
Вид Аллаха:
Он сказал:
"Лица одних в тот День будут сиять (в чистоте и красоте), и взирать на Господа своего" (аль-Кийама 75/22-23).
И Он сказал:
"(Возлежа) на ложах и созерцая (своего Господа)" (аль-Мутаффифин 83/35)[См. Тафсир Ибн Касира, для объяснения этого айята. (прим.переводчика)].
И Он сказал:
"Те, которые добродеяли, - доброе (вознаграждение) и придача * (кроме этого) " (Юнус 10/26).
И Он сказал:
"Им – то, что они пожелают там; и у Нас – добавка" (Каф 50/35).
И в Кор'ане много айятов, которые относятся к этой теме; кто тщательно изучает Кор'ан в поисках руководства от него, тому ясна дорога истины.
*Согласно некоторым толкованиям: "Они увидят Лик Аллаха".
//////////////////////
ИМЕНА И АТРИБУТЫАЛЛАХА В СУННЕ
Глава вторая
Сунна[Что касается атрибутов Аллаха, то о них можно только размышлять, так как вокруг них много споров и разногласий, до такой степени, что некоторые люди отвергают их полностью, тогда как другие обращаются с ними как с телесными свойствами и придают им форму, как например "Лик Аллаха" или "Глаза Аллаха", или "Рука Аллаха", и т.д. Я считаю, что эти атрибуты нужно объяснять аллегорически, не придавая формы и не отвергая их, другими словами, когда они означают мощь, защиту, зрение и слух без вопроса "как". Идея, стоящая за упоминанием этих атрибутов – как заставить наши ограниченные умы понять Аллаха и связаться с Ним, в противном случае как мы можем рассчитывать на то, чтобы Аллах Сам описал Себя нам?] посланника Аллаха,, толкует Кор'ан и разъясняет его, и ведет к нему, и выражает его значение. Мы должны принимать и верить в правильный Ахадис, в котором посланник,, описал своего Господа, Всемогущего, Возвышенного[Что касается атрибутов Аллаха, то о них можно только размышлять, так как вокруг них много споров и разногласий, до такой степени, что некоторые люди отвергают их полностью, тогда как другие обращаются с ними как с телесными свойствами и придают им форму, как например "Лик Аллаха" или "Глаза Аллаха", или "Рука Аллаха", и т.д. Я считаю, что эти атрибуты нужно объяснять аллегорически, не придавая формы и не отвергая их, другими словами, когда они означают мощь, защиту, зрение и слух без вопроса "как". Идея, стоящая за упоминанием этих атрибутов – как заставить наши ограниченные умы понять Аллаха и связаться с Ним, в противном случае как мы можем рассчитывать на то, чтобы Аллах Сам описал Себя нам?], например, как в этом хадисе:
"Наш Господь в последнюю треть каждой ночи нисходит на нижнее небо, и говорит: 'Есть ли кто-нибудь, кто взывает ко Мне, чтобы Я мог ответить ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Меня о том, что Я могу дать ему? Есть ли кто-нибудь, кто просит Моего Прощения, чтобы Я мог простить его? ' " (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Истинно, Аллах более доволен покаянием Его раба (поклоняющегося), чем любой из вас, когда находит потерянного верхового верблюда" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Аллах улыбнется двум, которые убьют друг друга, но оба войдут в Рай[Смысл этого хадиса в том, что верующий идет на войну с неверующими, и неверующий убивает мусульманина, и потому мусульманин входит в Рай, потеряв свою жизнь ради Аллаха, однако после этого неверующий принимает Ислам и становится верующим, и затем он умирает как истинный верующий, и в свою очередь входит в Рай, так что убитый и убийца оба входят в Рай. Это показывает нам Милосердие, Благосклонность и Великодушие Аллаха к Его созданиям.]" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Аллах удивляется отчаянию Своих созданий ('ибад), тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко" (Это хороший иснад; передан Ахмадом Ибн Ханбалом и др.)
И хадис:
"(В День Суда), когда неверующие будут брошены в Ад, Ад попросит еще и так до тех пор, пока Господь Всемогущий не поставит Свою Ногу на него; тогда он сложится и скажет: «Хватит, хватит!' " (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Аллах, Возвышенный скажет: 'Адам!' И Адам ответит: 'Здесь я, Твой слуга!' Тогда голос позовет: 'Истинно! Аллах приказывает тебе послать представителя из твоего потомства в Ад' ". (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Аллах будет говорить с каждым человеком прямо, без посредника между ними" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И слова посланника,, о лечении болезни:
"Наш Господь, Аллах, Кто на небесах, да святится Имя Твое, Твой закон на небесах и на земле; как Твоя Милость на небесах, так соверши Свою Милость на земле. Прости нам наши ошибки и грехи. Ты Господь всех добрых людей, одари нас из Своей Милости, и облегчи Своим лекарством боль, чтобы больной излечился" (Иснад этого хадиса хороший, изложен Абу Даудом и др.).
И хадис:
"Вы не доверяете мне, тогда как мне доверяет Тот, Кто на небесах?" (Правильный хадис; изложен Аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Трон – над водой, и Аллах – на Троне; Он знает, что вам предстоит" (Хороший хадис, изложен Абу Даудом и др.)
И слова посланника,, рабыне:
"Где Аллах?" И она ответила: "На небесах". И он спросил: "Кто я?" И она сказала: "Ты – посланник Аллаха". И он сказал: "Отпустите ее на волю; она - верующая" (Муслим).
И хадис:
"Когда кто-либо из вас встает на молитву, вы не должны плевать ни перед собой, ни на правую сторону от себя, потому что Аллах впереди вас; но можно сплюнуть налево, или под ноги" (Согласовано с аль-Бухари и Муслимом).
И хадис:
"Господи! Господь Семи Небес и Господь великого Трона, наш Господь и Господь всего, Создатель растений и деревьев, Ниспославший Тауру (Ветхий Завет), Инджиль (Новый Завет) и Кор'ан: прибегаю к Тебе от зла в самом себе и зла всех соз