ТЕМА 1. Приоритеты государственной образовательной политики в современных условиях. Становления программы развития образования и ее реализация в современных условиях. Национальный проект «Образование»: в системе общего и высшего образования.
ТЕМА 2. Современные концепции инновационного развития общего и высшего образования. Основные понятия: «Инновации, новации, инновационные процессы, инновационная деятельность, инновационные технологии и др.». Общая характеристика концепций инновации.
ТЕМА 3. Правовые акты об образовании: федеральные и региональные проблемы реализации Стандартов третьего поколения в вузе и новых ФГОС в школе: содержание и оценка. Требования, предъявляемые к условиям реализации новых ФГОС.
Раздел 2. Методологические основания компетентностного образования
ТЕМА 1. Функции компетенций и компетентностей. Структурные компоненты компетенции. Классификация компетенций. Функции компетенций в обучении. Основные понятия, критерии оценки, показатели и уровни.
Тема 2. Содержание ключевых компетенций как характеристика федеральных образовательных стандартов ООО, СПО, ВПО.
ТЕМА 3. Оценка качества профессионального образования с позиций компетентностного подхода. Основные направления совершенствования управления качеством. Стратегия и тактика улучшения инновационной деятельности.
Раздел 3. Проектирование и технологические аспекты реализации компетентностного подхода в образовании
ТЕМА 1. Модель профессиональной деятельности личности выпускника (профессиограмма) как основа проектирования системы профессиональных компетенций. Профессиограмма магистра
ТЕМА 2. Инновационная деятельность в школе. Система инновационной деятельности в школе, особенности формирования и развития ключевых компетенций. Модели системы экологического образования и формирования экологической культуры школьников. Основные формы организации обучения и воспитания школьников.
ТЕМА 3. Инновационная деятельность в Вузе. Система инновационной деятельности в Вузе. Особенности развития ключевых компетенций студентов и формирования у них экологической культуры в различных формах инновационного обучения и воспитания: лекции, практические занятия, практики.
РАЗДЕЛ 4. Опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании
ТЕМА 1. Технологии активного обучения как способ реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ. Общее представление о технологиях инновационного обучения и их многообразии. Технология проектного и интерактивного обучения в школе и вузе. Мотивация обучаемых к самостоятельной деятельности и ее организации в условиях личностно-ориентированного обучения: организация НИР учащихся.
ТЕМА 2. Способы формирования компетенций студентов в различных формах организации обучения в вузе. Интерактивные формы и методы обучения и воспитания студентов в процессе усвоения материалов конкретных тем курсов.
ТЕМА 3. Становление общепрофессиональных компетенций будущих специалистов. Направления совершенствования системы экологического образования. Характеристика методов экологического обучения и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности.
Содержание практических разделов дисциплины
На практических занятиях студенты приобретают и закрепляют навыки практической работы с нормативными документами, характеризующими особенности инновационного процесса в школе и вузе, внедрения технологий инновационного обучения, развития ключевых компетенций, учатся отбирать активные технологии и приемы, внедрять их в учебный процесс, разрабатывают различные формы проведения занятий: лекцию-визуализацию, занятия по методу проектов, составляют проектные задания по формированию экологической культуры и организации НИР во внеурочной и внеклассной работе. Студенты учатся анализировать и интерпретировать полученные результаты.
Темы практических занятий и вопросы для подготовки к ним*
Темы занятий и вопросы | Объем работы в часах | |
аудиторные | самостоятельные | |
ТЕМА 2. Правовые акты об образовании. | ||
1. Федеральные и региональные проблемы реализации. 2. Стандарты третьего поколения в школе и вузе: содержание и оценка. 3. Нормативно-правовые документы в области инновационных процессов в образовании. | ||
ТЕМА 3. Функции компетенций и компетентностей. | ||
1. Концепция компетентностного подхода к содержанию образования. 2. Понятия «компетенция» и «компетентность», их содержание. 3. Структурные компоненты компетенции. 4. Классификация компетенций. 5. Функции компетенций в обучении. | ||
ТЕМА 4. Содержание ключевых компетенций как характеристика федеральных образовательных стандартов | ||
1. Компетенции в ООО; 2. Компетенции в СПО; 3. Компетенции в ВПО | ||
ТЕМА 5. Оценка качества профессионального образования с позиций компетентностного подхода. | ||
1. Сущность проблемы. 2. Концепции оценки качества с позиций компетентностного подхода | ||
ТЕМА 6. Инновационная деятельность в школе | ||
1. Использование информационных технологий в практической деятельности по формированию новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. 2. Использование основных теорий, концепций и принципов инноваций в организации экологической деятельности в школе. 3. Главные задачи экологического образования в школе и вузе. 4. Международный и российский опыт инновационного обучения в школе и вузе. | ||
ТЕМА 7. Инновационная деятельность в школе | ||
1. Использование основных теорий, концепций и принципов инноваций в организации экологической деятельности в школе. 2. Использование информационных технологий в практической деятельности по формированию новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. 3. Организация, порядок инновационного обучения и взаимодействия с другими формами обучения. | ||
ТЕМА 8. Технологии активного обучения | ||
1. Технологии активного обучения: формы 2. Технологии АО, как способ реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ | ||
ТЕМА 9. Способы формирования компетенций студентов в различных формах организации обучения в вузе | ||
1. Формирование компетенций при очной форме обучения. 2. Формирование компетенций при дистанционном обучении. 3. Формирование компетенций при заочном обучении. | ||
ТЕМА 10. Становление общепрофессиональных компетенций будущих специалистов. | ||
1. Направления совершенствования системы экологического образования. 2. Характеристика методов экологического обучения и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности. | ||
Итого: |
* - литература для подготовки к семинарам приведена в разделе 3 Программы.