Тогда частота вращения вала электродвигателя :
(1.4)
Выбираем электродвигатель АИР 112МВ6/3000:
- номинальная мощность двигателя ;
- номинальная частота вращения вала двигателя
Передаточное число редуктора (расчетное) :
. (1.5)
Передаточное число цепной передачи :
Определение кинематических и силовых характеристик на валах привода.
· Частоты вращения валов привода.
Ведущий вал:
Частота вращения ведущего вала будет равна частоте вращения вала электродвигателя:
n =
об/мин
Промежуточный вал:
Частота вращения находится по формуле:
n2= , (1.4)
подставляя данные в формулу (1.4) получается:
n2= об/мин
Ведомый вал:
Частота вращения находится по формуле:
n3= (1.5)
подставляя данные в формулу (1.5) получается:
n3= об/мин (1.6)
· Угловые скорости валов.
Вал электродвигателя:
Угловая скорость находится по формуле:
(1.7)
подставляя данные в формулу (1.6) получается:
с-1
Ведущий вал:
(1.8)
подставляя данные в формулу (1. 7) получается:
с-1
Промежуточный вал:
(1.9)
подставляя данные в формулу (1.8) получается:
с-1
Ведомый вал:
(1.10)
подставляя данные в формулу (1.9) получается:
с-1
· Вращающие моменты на валах.
На валу электродвигателя:
Тэд= (1.11)
подставляя данные в формулу (1.10) получается:
Тэд= Н•м
На ведущем валу:
Т1= (1.12)
подставляя данные в формулу (1.11) получается:
Т1= =24,26Н•м
На промежуточном валу:
Т2= (1.13)
подставляя данные в формулу (1.12) получается:
Т2= Н•м
На ведомом валу:
Т3= (1.14)
подставляя данные в формулу (1.13) получается:
Т3= Н·м
· Мощность на валах.
Вал электродвигателя:
кВт (1.15)
Ведущий вал:
(1.16)
подставляя данные в формулу (1.15) получается:
кВт
Промежуточный вал:
(1.17)
подставляя данные в формулу (1.16) получается:
кВт
Ведомый вал:
(1.18)
подставляя данные в формулу (1.23) получается:
кВт
Вычисленные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1- Кинематические и силовые характеристики на валах привода
Вал | Частота вращения n, об/мин | Угловая скорость ω, с-1 | Вращающий момент Т, Н·м | Мощность N, Вт | Переда-точное число |
Вал электрод-вигателя | 303,01 | 24,75 | |||
Ведущий вал | 303,01 | 24,26 | 3,15 | ||
Промежу-точный вал | 919,05 | 96,19 | 70,49 | 3,15 | |
Ведомый вал | 291,76 | 30,54 | 202,35 | 3,04 |
2 Расчёт цепной передачи [8]
Исходные данные: крутящий момент на третьем валу Т= 202,35·103 Н·мм; передаточное число цепной передачи Uц =3,15.
Выбираем цепь приводную роликовую однорядную ПР (по ГОСТ 13568-75).
Определим число зубьев звездочек:
(2.1)
принимаем Z1=25
(2.2)
Определим коэффициент эксплуатации
, (2.3)
где КД=1 – коэффициент динамичности; [табл.7.8]
- наклон передачи к горизонту;
Крег=1 – для регулировки натяжения цепи;
Ксм=1 – коэффициент смазки;
Креж=1 – режим работы передачи;
Ка=1 – коэффициент длины.
Определяем шаг цепи по формуле:
, (2.4)
где – допускаемое давление в шарнире цепи, 20Мпа.[табл.7.38]
По таблице принимаем ближайшее большее значение .
Проекция опорной поверхности шарнира А=262 мм2, разрушающая нагрузка Fраз=88,5 кН, q=3,8 кг/м.
Определяем скорость движения цепи:
(2.5)
м/с
Определяем окружное усилие:
(2.6)
Определяем среднее давление в шарнирах цепи:
(2.7)
Мпа
p<[p] - условие соблюдается.
Определяем число звеньев цепи:
(2.8)
, (2.9)
где р – шаг цепи, р=31,75
(2.10)
Определяем межосевое расстояние и длину цепи:
(2.11)
Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 1580×0,004»6 мм.
Натяжение цепи от центробежных сил:
(2.12)
Натяжение от провисания цепи:
(2.13)
Расчётная нагрузка на валы:
Определяем диаметры делительных окружностей звёздочек:
(2.14)
ведущей:
ведомой:
Определяем диаметры наружных окружностей звездочек:
(2.15)
,
где - диаметр ролика цепи; [табл.7.15]
ведущей:
ведомой:
Коэффициент запаса прочности:
(2.16)
3 Расчёт тихоходной передачи [8]
В условиях индивидуального и мелкосерийного производства, предусмотренного техническими заданиями на курсовое проектирование применяют зубчатые колеса с твердостью материала Н 350 НВ. При этом обеспечивается чистовое нарезание зубьев после термообработки, высокая точность изготовления и хорошая прирабатываемость зубьев.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначается больше твердости колеса НВ2.
Принимаем сталь 45. Термообработка – улучшение. Твердость шестерни НВ1=230НВ; твердость колеса НВ2=200НВ. [табл.3.2]
Коэффициент долговечности при длительной эксплуатации редуктора КHL=1; коэффициент запаса прочности [n]=1,15.
Принимаем значения коэффициента нагрузки КHβ=1,25.
Определяем главный параметр – межосевое расстояние аw, мм:
(3.1)
мм
Принимаем по стандарту аwТ=160 мм. [c.36]
Нормальный модуль:
(3.2)
мм
По СТ СЭВ 310-76 принимаем mnT=2,5мм.
Принимаем предварительный угол наклона зубьев β=10º и определяем числа зубьев шестерни и колеса:
; (3.3)
;
Принимаем Z3=30.
Тогда
; (3.4)
;
Уточняем значения угла β:
(3.5)
βТ= 13,48º
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
(3.6)
(3.7)
мм.
мм.
Диаметры вершин зубьев:
(3.8)
мм
(3.9)
мм
Ширина колеса:
(3.10)
мм
Ширина шестерни:
(3.11)
мм
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(3.12)
Окружная скорость колес тихоходной ступени:
(3.13)
м/с
При данной скорости назначаем 8-ю степень точности. [c.36]
Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
(3.14)
KHβ=1,095; KHα=1,09; KHv=1(табл.3.5,3.6,3.4,стр.32/5/)
Проверяем контактные напряжения:
(3.15)
Н/мм2 < [σН]
Силы, действующие в зацеплении тихоходной ступени:
Окружная:
(3.16)
Н;
Радиальная:
(3.17)
Н;
Осевая:
(3.18)
Н.
Проверка зубьев тихоходной ступени на выносливость по напряжениям изгиба:
(3.19)
Определяем коэффициент нагрузки:
(3.20)
KFβ=1.17(табл.3.7, стр.35/5/);
KFv=1.3 (табл.3.8, стр.36/5/);
Коэффициент прочности зуба по местным напряжениям YF выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
Для шестерни:
(3.21)
; YF1=3,78
Для колеса:
(3.22)
; YF4=3,60
Допускаемое напряжение:
(3.23)
σFº lim b=1,8НВ (табл.3.9,стр.37/5/).
Для шестерни: σFº lim b3=1,8·230=415 Н/мм2
Для колеса: σFº lim b4=1,8·200=360 Н/мм2
Коэффициент запаса прочности:[S]=1,75 (табл.3.9,стр.37/5/)
Допускаемые напряжения и отношения [σ]F/YF:
Для шестерни:
Для колеса:
Найденное отношение меньше для колеса, поэтому дальнейшую проверку проводим для зубьев колеса.
Определяем коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми:
(3.24)
Коэффициент KFα=0,92(стр.39/5/)
Проверяем зуб колеса по формуле 3.19:
Н/мм2,
Что значительно меньше [σ]F2=206 Н/мм2.
4 Расчет быстроходной ступени[8]
Из условия соосности aωБ=аωТ=160 мм.
Коэффициент ψbaБ=0,25.
Допускаемое контактное напряжение для материала колеса такое же, как в тихоходной ступени: [σ]Н=410 Н/мм2.
Нормальный модуль mn для быстроходной ступени в целях увеличения плавности и бесшумности передачи принимают несколько меньше, чем в тихоходной. Принимаем mnБ=2.
Предварительно принимаем β=10º и определяем числа зубьев шестерни и колеса:
; (4.1)
,
Тогда z2=z1·uБ=38·3,15=120.
Уточняем
(4.2)
βБ=9º
Основные размеры шестерни и колеса:
(4.3)
мм;
(4.4)
мм;
мм; (4.5)
мм; (4.6)
(4.7)
мм;
(4.8)
мм.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(4.9)
Окружная скорость колес быстроходной ступени и степень точности передачи:
(4.10)
м/с
Назначаем 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки КН:
(4.11)
KHβ=1,06; KHα=1,1; KHv=1,02(табл.3.5,3.6,3.4,стр.32/5/)
Проверяем контактные напряжения:
(4.12)
Н/мм2 < <[σН],
Что типично для I ступени двухступенчатых редукторов.
Силы в зацеплении:
Окружная
(4.13)
Н;
Радиальная
(4.14)
Н;
Осевая
(4.15)
Н.
Проверка зубьев быстроходной ступени на выносливость по напряжениям изгиба:
(4.16)
Определяем коэффициент нагрузки:
(4.17)
KFβ=1,12(табл.3.7, стр.35/5/)
KFv=1,2(табл.3.8, стр.36/5/)
Коэффициент прочности зуба по местным напряжениям YF выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
(4.18)
; YF1=3,68
(4.19)
; YF2=3,60
Допускаемое напряжение:
(4.20)
σFº lim b=1,8НВ (табл.3.9,стр.37/5/)
Для шестерни: σFº lim b1=1,8·230=415 Н/мм2
Для колеса: σFº lim b2=1,8·200=360 Н/мм2
Допускаемые напряжения и отношения [σ]F/YF:
для шестерни:
для колеса
Найденное отношение меньше для колеса, поэтому дальнейшую проверку проводим для зубьев колеса.
Повышение прочности косых зубьев учитываем коэффициентом:
Коэффициент KFα=0,83(стр.39/5/)
Проверяем зуб колеса:
Н/мм2,
Что значительно меньше [σ]F2=206 Н/мм2.
Дальнейшие расчеты и конструирование ведутся по фактическим межосевому расстоянию и основным параметрам передачи.
5 Уточнение размеров зубчатых колес.[3]
На первом валу:
Диаметр ступицы колеса:
(5.1)
Длина ступицы:
(5.2)
Ширина торцов зубчатого венца:
(5.3)
Толщина диска:
(5.4)
Фаска:
(5.6)
Для второго вала быстроходная:
Диаметр ступицы колеса:
Длина ступицы:
Ширина торцов зубчатого венца:
Толщина диска:
Фаска:
Для второго вала тихоходная:
Ширина торцов зубчатого венца:
Толщина диска:
Фаска:
Для третьего вала:
Диаметр ступицы колеса:
Длина ступицы:
Ширина торцов зубчатого венца:
Толщина диска:
Фаска:
6 Расчет размеров корпуса.[2]
Толщина стенки корпуса:
(6.1)
Толщина стенки крышки корпуса редуктора:
(6.2)
Толщина верхнего пояса корпуса редуктора:
(6.3)
Толщина пояса крышки редуктора:
(6.4)
Толщина нижнего пояса корпуса редуктора:
(6.5)
Толщина ребер жесткости корпуса редуктора:
(6.6)
Диаметр фундаментальных болтов:
(6.7)
Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора:
(6.8)
Диаметр болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора около подшипников:
(6.9)
Диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору:
(6.10)
Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия:
(6.11)
Диаметр резьбы пробки:
(6.12)
Длины входного и выходного валов:
(6.13)
7 Расчёт валов [8]
7.1 Предварительный расчёт валов:
Крутящие моменты в поперечных сечения валов:
на тихоходном валу: T3=202,35 Н·м;
на промежуточном валу: T2=70,49 Н·м;
на быстроходном валу: T1=24,26 Н·м.
Входной вал.
Диаметр входного конца вала d, мм по расчёту на кручение, при допускаемом напряжении на кручение [τ]=18 МПа определяется по формуле (5.1):
d= (8.1)
подставляя данные в формулу (5.1) получается:
dвх= 19,64 мм=21мм
dуп=24; dп=25; dст=25+5=30
Полученные данные сводим в таблицу 5.1.
Таблица 5.1 – Диаметры валов
Вал | Диаметр входного/ выходного вала, dвх/вых мм | Диаметр под уплотнения, dуп мм | Диаметр под подшипник, dп мм | Диаметр под ступицу, dст мм |
- | - | |||
7.2Построение эпюр валов:[8]
Входной вал:
Горизонтальная плоскость
(Относительно точки 1,2):
(7.2.1)
Проверка:
(7.2.2)
Вертикальная плоскость:
(относительно точки 1):
(7.2.3)
Вертикальная плоскость:
(Относительно точки 2):
(7.2.4)
Проверка:
На левый подшипник действует сила:
(7.2.5)
На правый подшипник действует сила:
Горизонтальная плоскость:
(7.2.6)
Вертикальная плоскость:
(7.2.7)
Суммарные:
(7.2.8)
Исходные данные:
Радиальная сила на колесе Frш=232,4 Н
Окружная сила на колесе Ftш=630,79 Н
Осевая сила на колесе Faш=99,66 Н
Усилие, действующее на валы, со стороны цепи R (ремня Q) =0 Н
Крутящий момент Tкр=24,26 Н·м
Диаметр колеса D=80,92 мм
Расстояние от подшипника до колеса a=61 мм
Расстояние от колеса до подшипника b=61 мм
Расстояние от подшипника до звездочки (шкива) c=51,5 мм
Рис.1 – Расчетная схема входного вала
Расчеты:
Силы:
Rx1=315,39 Н Rx2=315,39 Н
Ry1=83,14 Н Ry2=149,25 Н
Rs1=326,16 Н Rs2=348,92 Н
Моменты горизонтальная плоскость:
Мг1=19,239 Н·м Мг2=0 Н·м
Рис.2 – Эпюра моментов входного вала в горизонтальной плоскости
Моменты вертикальная плоскость:
Мв1=5,072 Н·м Мв2=9,104 Н·м
Рис.3 – Эпюра моментов входного вала в вертикальной плоскости
Моменты суммарные:
Мs1=19,896 Н·м Мs2=21,284 Н·м Мs3=0 Н·м
Рис.4 – Эпюра суммарных моментов входного вала
Крутящий момент:
Tкр=24,26 Н·м
Рис.5 – Эпюра крутящего момента входного вала