Тема: Основные качества хорошей речи.
Группа: 22
Дата: 15.12.2021г.
Изложите данный материал в виде тезисов в тетради:
Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).
Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определенной национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы ее поняли другие.
Речь – частное и во многих отношениях случайное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый из нас привносит в него что-то свое, собственное. Ведь у каждого из нас своя манера и привычка говорить, использовать свои любимые слова и обороты.
Речь воплощается в букве и звуке, диалогах и монологах, стенограммах и конспектах, в магнитофонной записи. Язык же материально не существует никак. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно.
Но язык есть! Есть в каждом из нас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он – и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения – остановится жизнь, потому что наличие языка – самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.
Язык вне речи не существует, речи без языка нет. Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи.
Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, - все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.
Язык можно понять только в действии, только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Потому что язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке.
Качества хорошей речи.
1. Содержательность.
Нужно знать, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.
• Она [проза] требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)
• На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова. (М.Лермонтов)
• Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Н.Некрасов)
2. Точность.
По мнению М.Горького, «точность дает языку силу и красоту».
Речь должна отражать знание предмета речи – темы. Точность изображения действительности – результат наблюдательности. Поражает точность наблюдений и простота описаний природы у мастеров художественного слова.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей. (А.Пушкин)
Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. Не следует употреблять слова, значение которых не вполне понятно. Это создает неблагоприятное впечатление. Особенно важна абсолютная точность в научной и деловой речи, где совершенно недопустимы искажения фактов, цифр и т.д. В публицистике возможны различные интерпретации фактов, но факты должны оставаться достоверными.
3. Логичность.
а) Речь должна строиться по определенным законам.
б) В речи необходимо соблюдать правила логики.
Известный каламбур Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет основан на игре двух значений глагола идти и многозначности предлога в. Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.
4. Правильность.
Соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др.)
Словарьпод редакцией Р.И.Аванесова дает ответы на конкретные вопросы о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании их грамматических форм. Словарь может служить надежным нормативным справочным пособием. |
Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения.
5. Выразительность.
Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. Особенно часто звучат в устной речи и украшают письменную фразеологизмы.
6. Чистота.
Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова-«сорняки».
Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов литературного языка.
Не украшают речь жаргонные слова и выражения (тащусь, по кайфу, крыша поехала и т.п.)
Нарушает чистоту речи злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в газетно-публицистическом стиле: консенсус (согласие), рейтинг (оценка, уровень известности, популярности), плюрализм (разнообразие мнений), прецедент (случай, имевший место ранее), плебисцит (всенародное голосование) и т.д.
7. Эмоциональность.
Речь сильнее воздействует на собеседника, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если речь эмоциональна. Этот признак хорошей речи не свойствен произведениям научного и делового стиля, но необходим для разговорного, публицистического и художественного стилей речи.
Эмоциональная окраска речи создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами и выражениями, специфической лексикой, многообразием художественно-изобразительных средств.
Таким образом, культуру речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачами высказываний. Чем глубже вы проникаете в тайны, природу языка, чем лучше узнаете его неисчерпаемые возможности, тем выразительней, точнее и совершеннее становится ваша речь.
2. Изучите схему «Композиционное построение речи». Письменно ответьте на вопросы:
- Какова задача каждой композиционной части выступления?
-Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны?
- Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Композиционное построение речи | |
Части выступления | Приемы привлечения внимания |
1. Вступление. Задачи: – Пробудить интерес к теме предстоящего разговора. – Установить контакт с аудиторией. – Подготовить слушателей к восприятию выступления. – Обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. 2. Главная часть. Задачи: – Последовательно разъяснить выдвинутые положения. – Доказать их правильность. – Подвести слушателей к необходимым выводам. 3. Заключение. Задачи: – Суммировать сказанное. – Повысить интерес к предмету речи. – Подчеркнуть значение сказанного. – Поставить задачи. – Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). | – Обращение; – изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; – прием сопереживания; – изложение парадоксальной ситуации; – апелляция к интересам аудитории; – прием соучастия; – апелляция к событиям; – апелляция к географическим или погодным условиям; – апелляция к речи предыдущего оратора; – апелляция к авторитетам или известным источникам; – апелляция к личности оратора; – юмористическое замечание; – вопросы к аудитории. |
Выполните письменно задания.
1. Орфоэпическая норма:
Запишите и расставьте ударения в данных словах.
- апостроф
- хвоя
- жалюзи
- приобретение
- сформированный
- бледна
- обеспечение
- осведомиться
- хлопковый
- подростковый
- перенявший
- жестка
- убывший
- занята
- баловать
- принудить
- благовест
- гражданство
- завидно
- исчерпать
- нефтепровод
- средства
- феномен
- заняла
2. Лексическая норма: выпишите предложения, в которых допущена речевая ошибка.
Мы довольно долго пробыли в Крыму.
Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
Каждый человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами.
Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве.
Текст написан очень понятливым языком.
Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство признания.
Во многих странах есть больницы для бедных, где оказывают бесплатную помощь.
Ни один укол, который эта медсестра делает, не бывает больным.
Он был смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь.
Важную роль в создании образа героя играют эпитеты.
3. ГРАММАТИЧЕСКАЯ НОРМА
Выпишите предложения, в которых допущена грамматическая ошибка.
- У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.
- Вопреки прогноза специалистов безработица в стране резко выросла.
- С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.
- Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.
- Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее.
- И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.
- В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как можно дом сделать теплее, а проживание в нем – экономичнее.
- Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.
- Хотелось бы рассказать собравшимся о том, что волнует людей сегодня.
- Благодаря умелым действиям пожарных возгорание удалось погасить в считанные
Д.з.: выучить конспект