Элементы сменного времени | Затраты времени |
Продолжительность смены | 8 ч 12 мин |
Простои по организационным причинам, мин: | |
из–за отсутствия фронта работ | |
из–за несвоевременного обеспечения ТСМ | |
в связи с устранением мелких неисправностей | |
в связи с переходом машины из одной рабочей зоны в другую | |
Простои по метеорологическим причинам, мин | |
Полезное рабочее время машины | 7 ч 27 мин |
Перерывы в работе по конструктивно–техническим причинам, в том числе: | 1 ч 06 мин |
подготовительно – заключительное время – заправка машины топливом, передача смены | |
ЕО | |
Перерывы, связанные с организацией труда машинистов, мин, в том числе время | |
на получение бригадой задания и ознакомление с чертежами и объектом | |
на оформление нарядов, сменных рапортов и другой документации | |
на отдых и личные надобности | |
Время работы машины | 5 ч 19 мин |
Перерывы по технологическим причинам, мин, в том числе время: | |
на передвижение вдоль забоя | |
на очистку ковша от налипшего грунта | |
Время чистой работы | 4 ч 52 мин |
В настоящее время появилась возможность организовать более точный учет работы и простоев строительных машин с последующей обработкой учетных данных. Для этой цели всем маркам машин, видам работ, простоям и техническим обслуживаниям присваивают определенные шифры. Первичным документом для обработки учетных данных является сменный рапорт, заполняемый на каждую машину по установленному шифру, данные из которого заносятся в накопительную ведомость.
Рекомендуется определять фактическое значение Кв на основе наблюдений за работой машины в течение смены по определенной методике. Сущность последней сводится к последовательному обходу группы машин и регистрации в наблюдательном листе (табл. 3.2), работает (+) или не работает (–) каждая машина в момент подхода к ней наблюдателя.
|
Если одна из обследуемых машин в данную смену не находится в наряде, то в клетках наблюдательного листа ставят 0. В конце смены данные двух последних граф суммируются.
Полученные данные обследования обрабатывают (табл. 3.3). Таблицу заполняют ежесменно по суммарным данным, получаемым в наблюдательных листах.
Коэффициент внутрисменного использования рабочего времени машин Кв вычисляют после каждой смены по формуле
Кв = Nр / Nн,
где Nр – число машин, находящихся в работе, или число наблюдений;
Nн – число машин в наряде или фонд записи.
Суммарное число наблюдений Мс, необходимое для получения достоверных результатов, определяют по формуле
,
где V – гарантийный коэффициент точности результатов наблюдений;
Ко – ориентировочный коэффициент использования рабочего времени;
Δо – допустимая точность результата наблюдений, %.
Численное значение V зависит от стабильности процесса производства. При относительно стабильном процессе (дробильное, смесительное и другое оборудование) его принимают равным 2, а при нестабильном (экскаваторы, бульдозеры и другие аналогичные машины) – 3.
Численное значение Ко принимается по имеющимся данным текущего учета работы машины или справочным данным. Ориентировочно для одноковшовых, а также траншейных многоковшовых экскаваторов, бульдозеров, скреперов и грейдеров значение Ко – 0,75.
|
Численное значение Δо рекомендуется принимать 5%.
Таблица 3.2.
Лист наблюдений
№ обхода | Начало и конец обхода | Продолжительность обхода | Номер наблюдаемых машин | Число машин в наряде и сменный фонд | Число машин в работе | |||||||||||||
8ч 05мин, 9ч 35мин | – | + | + | + | – | – | + | + | + | + | – | |||||||
10ч 10мин,11ч 45мин | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
13ч 20мин,14ч 40мин | – | + | + | + | + | + | + | + | – | – | – | |||||||
15ч 15мин,16ч 42мин | + | + | + | + | – | + | + | + | + | + | + | |||||||
Таблица 3.3.
Сводная таблица результатов обследования машин
№ наблюдательного листа | Дата (смена) | Число машин в наряде | Фонд записи машин | Число машин в работе | Коэффициент использования машинного сменного времени | ||
число машин за смену | число машин нарастающим итогом | за смену | всего нарастающим итогом | ||||
15.09 | 0,796 | ||||||
16.09 | 0,783 | ||||||
. | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | |
. | . | . | . | . | . | . | . |
23.10 | 0,670 | ||||||
24.10 | 0,671 | ||||||
0,670 |
Потребное число обходов А обследуемых машин N, необходимое для записи суммарного числа наблюдений Мс устанавливают из выражения
А = Мс/ N.
Время одного обхода t всех обследуемых машин ориентировочно определяют по формуле
|
t = + to,
где l – длина маршрута обхода, км;
υ – средняя скорость передвижения наблюдателя по маршруту, км/ч;
tо – перерыв между обходами (20...30мин).
Число обходов в смену находят из выражения
n = 480 / t.
Необходимое число смен D для выполнения полного объема обследования вычисляют из соотношения
D = А / n.
Исходя из продолжительности смены и числа обходов в смене, назначают время начала каждого обхода в смене и указывают предел рекомендуемого отклонения начала обхода.
Всем машинам, подлежащим обследованию, присваиваются порядковые номера, и назначается кольцевой маршрут. При каждом обходе необходимо менять порядковый номер машины, с которой начинают обход.
По мере увеличения данных в сводной таблице значения Кв будут иметь все меньшие колебания. Стабилизация значения коэффициента указывает па достаточный объем проводимых исследований и на определение фактического значения этого коэффициента.
Точность полученного значения коэффициента внутрисменного использования рабочего времени машин проверяют определением относительной ошибки Δ по формуле
где К'в – устойчивое значение коэффициента внутреннего использования рабочего времени машин, наблюдаемое в сводной таблице результатов обследования машин.
Если Δ ≤ 5%, то дальнейшие обследования не проводятся и значение Кв принимается равным К'в.
При суточном режиме работы машин распределяют суточное календарное время на сменное (когда машина находится в работе) и несменное (когда машина не работает). Показателем исполнения суточного режима работы машины служит коэффициент сменности.
Коэффициент сменности Ксм показывает среднее число рабочих смен среднесписочной машины в сутки и определяется из отношения среднего числа часов работы tсф среднесписочной машины в сутки к продолжительности смены tсм
Ксм = tсф / tсм.
Списочный парк машин представляет собой инвентарное число машин, состоящее на балансе хозяйства. Если парк машин за отчетный период изменялся, то среднесписочное число машин по маркам Нс определяют по формуле
где n – число групп машин с одинаковой длительностью пребывания в организации за отчетный период;
Ni – число машин в i–й группе;
ti – длительность пребывания машин i–й группы в организации, календарных дней;
dк – число календарных дней за отчетный период.
Фактический средневзвешенный коэффициент сменности находят по формуле
tсм = Tчф / Nc Dрti,
где Тчф – фактически отработанные часы группой машин за отчетный период;
Nс – среднесписочное число машин в группе, для которой определяется коэффициент сменности;
Dр – число рабочих дней за отчетный период.
Плановый коэффициент сменности устанавливают с учетом фактического средневзвешенного его значения по машине данной марки или данного типа за отчетный период.