Теория субкультурного взрыва Тоффлера – специализация, новизна, ювенильная культура, одиночество человека в мире, интернет.





Субкультура

Общество по своей природе неоднородно, и вследствие этого мы можем говорить о своеобразных «отсеках» или «векторах» культуры.

Теория векторов Лесли Уайта.

Теория субкультурного взрыва Тоффлера – специализация, новизна, ювенильная культура, одиночество человека в мире, интернет.

В результате осознания неоднородности культурного пространства и сформировалось понятие «субкультура».

Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг. ХХ в. в связи с активным исследованием молодежных движений Западной Европы и США. Первоначально все неинституциональные культурные явления рассматривались как низовые – в противоположность «высокой» официальной культуре, – а само понятие «субкультура» обозначало явления, воспринимавшиеся как «антикультура» (в терминологии Ю.М. Лотмана), то есть противостоящие (противоречащие) фундаментальным принципам основной культуры, или контркультура. Различие субкультуры и контркультуры.

Прежде всего, префикс «суб-» подразумевает, что речь идет о подсистеме. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого, так как является составной частью более широкого феномена – культуры: субкультура дистанцируется от господствующей культуры в части своих проявлений, но по основным параметрам с ней совпадает. Субкультура может формироваться под влиянием таких факторов, как возраст, этническая принадлежность, религия, местожительство, социальный слой и др. Принадлежность к какой-либо субкультуре не предполагает отказа от общепризнанных ценностей и отрицания главенствующей культуры.

Субкультура – это базовый компонент культуры, которая в свою очередь действует как «некий механизм, функционирование которого осуществляется за счёт существования в нём многочисленных субкультур, одни из которых являются конформными основным направления культуры (традиционные субкультуры), в то время как другие не следуют превалирующим в обществе культурным нормам и ценностям (периферийные субкультуры), часто обладая инновационным характером, оказывающим воздействие на дальнейший ход развития культуры (инновационные субкультуры)» [Титоренко – с.12].

Эффективное обновление главенствующей культуры возможно только благодаря подвижности её составных частей (таких как различные субкультурные объединения), обладающих меньшей массивностью, а, следовательно, и легче адаптирующихся к изменяющейся реальности, нежели вся культура целиком. По тем же причинам основная культура обладает относительным постоянством, а субкультура временна по самой своей природе. Она может изменяться даже в течение жизни одного человека (изменяться могут внешние атрибуты, язык, и даже значимые для субкультуры ценности), при этом и сам человек на протяжении своей жизни может принадлежать не к одной субкультуре, а ко многим (будь то попеременно или одновременно). Таким образом, реализуется самая важная функция субкультуры – альтернативность: она накапливает большое количество возможных социальных ролей, норм, ценностей, вариантов личностного развития, становясь, таким образом, источником новых смыслов для будущей культуры. В качестве примера можно привести начальный этап распространения какой-либо религии. Так, дзен-буддизм, возникнув на культурной «периферии» как своего рода «секта», в течение нескольких столетий распространился по всей Японии, а на сегодняшний день – и по всему миру. Таким образом, субкультура вносит в господствующую культуру различные инновации. К примеру, основная культура в изменившейся ситуации (под влиянием каких-либо обстоятельств или просто по прошествии времени) может воспринять произведения, созданные субкультурой как собственные ценности, или, по крайней мере, использовать элементы символики, изначально принадлежавшие какой-либо субкультуре.

Итак, если в целом посмотреть на феномен существования различных субкультур, как специфических сегментов целостной культуры, отличающих группы по субэтническим, конфессиональным, функциональным и другим признакам, можно сделать вывод, что такие сегментарные образования существовали всегда: культура принципиально неоднородна – в противном случае сама ее динамика была бы невозможна. Но почему же это явление стало предметом исследования лишь в ХХ веке?

Говоря о XX в., среди характерных особенностей «современной культурно-исторической эпохи» – появление «такой социально-демографической группы как молодёжь, которой не было ни в одной из предыдущих эпох» [Левикова -http://www.philology.ru/linguistics2/levikova-04.htm]. Выделение молодёжи в отдельную социально-демографическую группу связано в первую очередь с началом индустриальной революции, потребовавшей увеличения переходного периода от детства к взрослости.

С другой стороны Ю.М. Лотман в своей работе «Семиосфера» отмечает, что вторая половина XX века характеризуется особой «агрессией маргинальных форм культуры» [Лотман – с.260]. В подтверждение своих слов автор приводит примеры из сферы искусства: не случайно во второй половине ХХ в. центральным явлением эпохи стал авангард, прошедший до этого «период бунтующей периферии» [Лотман – с.260], а позицию основного вида искусства занял кинематограф, выросший из ярмарочного зрелища. Авангард как стиль, и кинематограф как вид искусства, оба пришли в культуру XX в. с периферии: кинематограф долгое время после своего возникновения воспринимался всего лишь как картинки, оживающие для развлечения публики,; авангард же не только не признавался искусством, но даже подвергался резкому порицанию.

Говоря о причинах культурных изменений, приведших к актуализации понятия «субкультура», нужно отметить ещё и общее состояние нестабильности, характерное для XX в. Нельзя забывать, что это время двух мировых войн, падения тоталитарных режимов, распада СССР и перестройки, после которых мир вышел изменённым: ни семья, ни дом, ни нация не могли помочь человеку найти себя. В то же время мир вступил в «информационную эру», которая благодаря развитию новых технологий открыла новые перспективы, принесла новые смыслы, а также сделала возможным взаимное проникновение различных культур, ранее обособленных друг от друга. Но ответ на вопрос «что такое хорошо, и что такое плохо» уже никогда не сможет быть однозначным. Человек, лишийся привычной опоры (ни государство, ни общество больше не могут предложить готовых формул, только он сам может найти верный для себя ответ), неожиданно приобретает массу новых возможностей, разнообразие которых пугает его ещё больше. В силу этих причин в обществе началось своего рода «брожение». Вторая половина XX века ознаменовалась настоящим субкультурным взрывом.

Молодые люди, вступающие в сознательную жизнь, всегда остро реагировали на окружающую их обстановку, что закономерно, так как основная характеристика молодёжи как социально-демографической группы – это маргинальность, то есть промежуточность, неопределённость, неустойчивость. Молодёжь маргинальна, потому что находится между мирами «детства» и «взрослости», но окончательно не принадлежит ни к одному. Поколение же, которому довелось взрослеть в ситуации сложного переходного периода, оказалось вдвойне маргинально, так как в «позиции между» (В.Библер) оказались не только они, но и всё общество в целом. Весь мир очутился в неустойчивом состоянии, а маргинальность стала общей чертой для всех. Именно это – «проигрывание» различных ролей, из которых предстоит выбрать свою– и является основной задачей молодёжных субкультур [Запесоцкий - с.20].

Различные молодёжные субкультуры формируются на основе возрастного фактора и возникают в силу еще недостигнутого, но желанного обретения социального статуса. Среди причин возникновения неформальных молодёжных объединений можно назвать следующие:

- религиозные или идейные убеждения;

- несогласие с общественными устоями;

- вызов окружающей действительности;

- непонимание в семье;

- нежелание быть, "как все";

- обратное желание утвердиться в новой среде, привлечь к себе внимание;

- неразвитая сфера организации досуга для молодежи

- подражание западным молодёжным течениям, дань моде и др;

Молодёжная субкультура выполняет ряд значимых функций, первой из которых можно назвать аксиологическую функцию (формирование взглядов, системы ценностей молодого человека в большинстве случаев проходят под влиянием группы. Молодой человек стоит перед выбором: либо принять ряд уже готовых истин господствующей культуры, либо искать нечто иное. Субкультура предлагает варианты альтернативных ценностей либо, по крайней мере, новый взгляд на ценности традиционной культуры. При этом совершенно не обязательно, что субкультурные ценности будут координально отличаться от общекультурных, или, что ценности различных неформальных молодёжных объединений будут похожи между собой. Например, панки демонтрируют абсолютное пренебрежение ко всем материальным благам, а яппи в качестве главной для себя ценности декларируют успешность. Таким образом, в сознании представителя субкультуры выстраиваются две пересекающиеся ценностные шкалы – официальная и субкультурная, которые ложатся в основание личностной системы ценностей.

коммуникативная функция, которую принято считать одной из важнейших для молодёжных объединений (очень часто они создаются именно как средство общения молодых людей), в разных группах может проявляться по-разному: где-то в на первом месте стоит личная свобода (панки, анархисты), а где-то дружеские привязанности между членами группы (авторская песня).

среди прочих функций, выполняемых молодёжными субкультурами, можно назвать:

- группообразующую (молодые люди объединяются в группы на основе увлечения каким-либо видом спорта, музыкой или просто предпочтения определённого образа жизни, а самое главное, что таким образом они приобретают единомышленников);

- компенсаторную (с помощью субкультуры юноша или девушка компенсирует эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни);

- рекреативно-гедонистическую (свободное общение позволяет восстановить силы и отдохнуть от повседневности, которая зачастую представляется молодым людям некой враждебной и агрессивной средой);

- функцию самореализации и самоутверждения;

- функцию эскапизма (молодые люди используют субкультуру как своеобразный способ уйти от «несовершенств» окружающего мира) [Омельченко - с.37].

Любая субкультура обладает набором определённых знаков, позволяющих идентифицировать «своих» и «чужих». Знаково-символическую функцию молодёжной субкультуры можно также рассматривать как производную аксиологический функции культуры. Для молодёжной субкультуры характерно наличие особо богатой символики, которая включает как внешние знаковые (одежда, поведение), так и символизированные «внутри» знаковых форм элементы (жизненная позиция, философия, стиль, мироощущение).

Наряду со внешними средствами идентификации в каждой группе также существует определённая манера общения и своеобразная лексика, то есть сленг в в большей или в меньшей степени отличающийся от языка главенствующей культуры и сленга других субкультурных объединений.

Субкультура призвана, с одной стороны, дать молодому человеку мощную опору в виде единомышленников, а с другой – создать относительно независимый "анклав", где ее представители будут повиноваться не только узаконенным официальной культурой нормам общежития (школьным, студенческим и т.д.), но и должны будут создать собственную систему ценностей, норм и идеалов внутри этого пространства. Таким образом, молодёжную субкультуру можно охарактеризовать как культуру некой группы молодых людей, обладающих общностью стиля жизни и поведения, ценностей, норм, стереотипов, имеющих выражение в особой знаково-символьной системе.

Эпоха стремительного развития информационных технологий отразилась на жизни людей в XX в. Естественным образом, это не могло не повлиять и на более мелкие составные части целого общества, то есть на субкультуры и на молодёжные субкультуры в частности. С компьютером в той или иной мере сегодня связаны и учение, и работа, и досуг современных молодых людей. Поэтому он всё чаще становится основным фактором, формирующим новые субкультуры: хотя они по-прежнему объединяются на основе собственных увлечений и интересов, но сами интересы меняются. Это может быть, например, увлечение компьютерными играми (будь то определённые виды виртуальных модуляторов, в которые играют самостоятельно, чтобы потом делиться впечатлениями и опытом, или пристрастие к сетевым играм, требующим участия других людей в качестве персонажей), занятие программированием (которое с распространением интернета стало основой для возникновения хакерства), занятие компьютерным творчеством (двухмерная и трёхмерная компьютерная графика, анимация, компьютерный дизайн, фото и видеомонтаж, создание музыки при помощи компьютерных программ) или потребление компьютерного творчества (например, любители аниме) и т. д.

Феноменом, одновременно связанным и с глобализацией, и с информатизацией является так называемая "Повсеместно Протянутая Паутина"[1], которая даёт дополнительные возможности для возникновения новых субкультурных сообществ. Именно с Сетью связана следующая волна развития молодёжных субкультур. Виртуальные субкультуры неоднородны по своей природе, поскольку доступность Интернета позволила стать ему своеобразной платформой для реальных субкультур. Сегодня в Сети можно найти практически любую информацию об интересующей вас «реальной» молодёжной субкультуре, которые просто перекочевали в интернет, не изменив при этом своей сути: хиппи, байкеры, готы, металлисты, скинхеды, антифа, рэперы, ролевики, футбольные фанаты и фан-клубы музыкальных групп и отдельных исполнителей, растаманы, рыцарские клубы, панки, диггеры и т. д. – все они используют Интернет, с одной стороны, как "площадку", откуда можно заявить о себе, а, с другой, как действенное средство поиска новых единомышленников и удобный канал коммуникации. В то же время само электронное пространство стало источником появления новых субкультурных объединений, оно породило целый ряд виртуальных субкультур, не существовавших ранее. При этом, хоть интернет в качестве единого источника возникновения и роднит все эти субкультуры, между собой они могут быть принципиально отличны. В качестве примера можно привести чаты по интересам, участники которых регулярно встречаются на «реалках» - обычно это определённое место в городе и очень часто одно и то же время (здесь следует учитывать, что формат общения в чатах зачастую отличен от общения на форумах, участники которых чаще всего взаимодействуют только в виртуальном пространстве); а также ряд «on-line» субкультур, которые не могут существовать вне Сети (например, любители «он-лайн» игр также не имеют традиции встречаться в городе, так как «в реале» исчезает объединяющий их фактор). Кроме того, благодаря своей открытости и доступности интернет объединил людей, живущих в разных странах и даже на разных континентах, и таким образом дал новую жизнь традиционным по содержанию объединениям (например, любители поэзии или фотографы-любители). Подобные субкультуры приобрели дополнительные возможности, но не изменили своей сути.

Сравнивая виртуальные и реальные сообщества между собой, следует отметить некоторые особенности символических систем молодёжных субкультур в традиционном понимании этого слова и виртуальных новообразований. Для «реальных» субкультурных групп, большую роль играют внешние атрибуты (одежда, манера поведения, значки, нашивки, наклейки) – своеобразные «опознавательные знаки», которые помогают молодым людям выделится из окружающего общества и сплачивает группу (организуют коммуникативное пространство) [Левикова 5 - с.32]. Что же касается сленга, то в виртуальных субкультурах именно он, как особое семантическое средство, выходит на первое место, так как остаётся единственным способом идентификации и самовыражения в виртуальном пространстве (отдельно или как часть сленга могут быть рассмотрены ник-неймы и экспрессивный синтаксис, также участвующие в процессе самоидентификации).

 


[1]Термин, предложенный в 90-х гг. для использования в Рунете в качестве эквивалента WWW [«Ощупывая] слона».





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.025 с.