Взаимодействие компонентов творческого процесса




Сущность детского творчества

Процесс детского творчества включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые раскрывают механизм создания образа. Для большей наглядности рассмотрим взаимосвязь компонентов в виде схемы (схема 1).

Процесс детского творчества начинается прежде всего с мотива, с желания ребенка творить: «Я хочу нарисовать, слепить...», которое оказывает непосредственное действие на замысел: «Я хочу нарисо­вать машину...» Замысел постепенно формируется в идею: «Я хочу нарисовать фломастерами большую машину, у нее будет синий кузов, серая кабина, желтые фары. Машина будет ехать по дороге, а вокруг я нарисую поля...» На мотив, замысел и идею оказывают влияние следующие условия: во-первых, материальные (материалы и ин­струменты) и духовные (мечты, фантазии), субъективные (непред­виденные обстоятельства) и объективные (перспективное и кален­дарное планирование); во-вторых, эмоциональное состояние ребен­ка, выраженное в его вдохновении; в-третьих, личная цель малыша: «Я сделаю маме открытку»; в-четвертых, социальная необходимость, проявляющаяся в заданной установке: «Ребята, сегодня мы с вами будем готовить подарки к новому году». Однако социальная необхо­димость возникает только тогда, когда взрослый руководит или на­правляет процесс детского творчества. Оформившаяся идея реали­зуется в процессе изобразительных действий, на которые также могут оказывать влияние условия и состояние вдохновения. Изо­бразительные действия приводят к конкретному результату, кото­рый может не удовлетворить дошкольника, что способствует его возвращению на стадию замысла или идеи. В этом случае возникают новые изобразительные действия, приводящие к новому результату, который окончательно формируется только при условии удовлетво­ренности им со стороны ребенка.

Взаимодействие компонентов творческого процесса

 

Взаимосвязь компонентов детского творчества проявляется в его сущностных характеристиках и функциях.

Сущность детского изобразительного творчества:

- важно для становления личности ребенка, поскольку его резуль­таты обладают объективной и субъективной значимостью;

- служит средством разностороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности, влияет на становление ребенка как личности и формирование у него важных личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, внимательности, аккуратности, способности к взаимопомощи, уважения к чужому мнению, умения слышать и т.д.;

- выступает результатом преобразования ребенком внешнего и внутреннего мира в процессе созидания и сотворчества;

- помогает ребёнку самовыразиться, передать свои ощуще­ния, представления через рисунок, аппликацию, пластический или конструктивный образ;

- позволяет ребенку не только реализовать различные замыслы, но и создавать полезные вещи. При этом ребёнок руководству­ется как собственными потребностями, так и общественной не­обходимостью, например при изготовлении украшений к празд­нику;

- способствует различного рода коррекции психологического со­стояния ребёнка.

Детское изобразительное творчество, выступающее как полифунк­циональное социальное явление, способствует формированию раз­личных качеств творческой личности:

1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.

2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стрем­лением получить интересную работу, отличающуюся от других.

3.Способность находить альтернативные решения при возника­ющих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.

4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из раз­личных видов детской деятельности в процессе создания выразитель­ного образа.

5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в само­стоятельной деятельности.

6.Способность творчески интерпретировать уже известные спо­собы действия.

7. Умение вычленять простые формы в более сложных.

8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).

9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.

10. Способность гармонизировать различные выразительные сред­ства для достижения целостности образа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: