Сущность детского творчества
Процесс детского творчества включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые раскрывают механизм создания образа. Для большей наглядности рассмотрим взаимосвязь компонентов в виде схемы (схема 1).
Процесс детского творчества начинается прежде всего с мотива, с желания ребенка творить: «Я хочу нарисовать, слепить...», которое оказывает непосредственное действие на замысел: «Я хочу нарисовать машину...» Замысел постепенно формируется в идею: «Я хочу нарисовать фломастерами большую машину, у нее будет синий кузов, серая кабина, желтые фары. Машина будет ехать по дороге, а вокруг я нарисую поля...» На мотив, замысел и идею оказывают влияние следующие условия: во-первых, материальные (материалы и инструменты) и духовные (мечты, фантазии), субъективные (непредвиденные обстоятельства) и объективные (перспективное и календарное планирование); во-вторых, эмоциональное состояние ребенка, выраженное в его вдохновении; в-третьих, личная цель малыша: «Я сделаю маме открытку»; в-четвертых, социальная необходимость, проявляющаяся в заданной установке: «Ребята, сегодня мы с вами будем готовить подарки к новому году». Однако социальная необходимость возникает только тогда, когда взрослый руководит или направляет процесс детского творчества. Оформившаяся идея реализуется в процессе изобразительных действий, на которые также могут оказывать влияние условия и состояние вдохновения. Изобразительные действия приводят к конкретному результату, который может не удовлетворить дошкольника, что способствует его возвращению на стадию замысла или идеи. В этом случае возникают новые изобразительные действия, приводящие к новому результату, который окончательно формируется только при условии удовлетворенности им со стороны ребенка.
Взаимодействие компонентов творческого процесса
Взаимосвязь компонентов детского творчества проявляется в его сущностных характеристиках и функциях.
Сущность детского изобразительного творчества:
- важно для становления личности ребенка, поскольку его результаты обладают объективной и субъективной значимостью;
- служит средством разностороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности, влияет на становление ребенка как личности и формирование у него важных личностных качеств: целеустремленности, трудолюбия, внимательности, аккуратности, способности к взаимопомощи, уважения к чужому мнению, умения слышать и т.д.;
- выступает результатом преобразования ребенком внешнего и внутреннего мира в процессе созидания и сотворчества;
- помогает ребёнку самовыразиться, передать свои ощущения, представления через рисунок, аппликацию, пластический или конструктивный образ;
- позволяет ребенку не только реализовать различные замыслы, но и создавать полезные вещи. При этом ребёнок руководствуется как собственными потребностями, так и общественной необходимостью, например при изготовлении украшений к празднику;
- способствует различного рода коррекции психологического состояния ребёнка.
Детское изобразительное творчество, выступающее как полифункциональное социальное явление, способствует формированию различных качеств творческой личности:
1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.
2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стремлением получить интересную работу, отличающуюся от других.
3.Способность находить альтернативные решения при возникающих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.
4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из различных видов детской деятельности в процессе создания выразительного образа.
5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в самостоятельной деятельности.
6.Способность творчески интерпретировать уже известные способы действия.
7. Умение вычленять простые формы в более сложных.
8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).
9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.
10. Способность гармонизировать различные выразительные средства для достижения целостности образа.