Исследовательская работа по изучению фольклорного и этнографического материала.
Основные требования ведения документации.
Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.
В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.
Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.
Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.
Перед полевой работой нужно ознакомиться с основной этнографической литературой по данному району и по тем вопросам, которые намечаются для исследования, затем составить план работы и маршрут. При этом желательно составить также детальный вопросник на основании прочитанной этнографической литературы и при консультации специалиста по изучаемой теме, чтобы не упустить ничего важного и исследовать тему возможно полнее.
Необходимым условием успешной работы этнографа-исследователя является его сближение с населением. Легче всего этого можно достичь, включившись в повседневную жизнь и работу местного населения. Желательно, чтобы этнограф сам непосредственно наблюдал изучаемое явление, напр., изучая охоту, знакомился с местными охотниками, ходил вместе с ними на охоту; или, наблюдая весенний лов рыбы, подробно описывал его, а затем устанавливал уже путем расспросов особенности и отличие летнего и зимнего лова. Получаемые сведения нужно проверять расспросом нескольких лиц, записывать рассказ каждого лица, а затем записать отдельно установленный факт.
Наблюдая какую-либо сторону современного быта, нужно расспрашивать также стариков, каковым было это явление в прошлом, какие происходили изменения в разное время. Так, при изучении обряда народной свадьбы, где он еще сохранился, желательно, чтобы исследователь сам побывал на нескольких свадьбах, путем расспросов уяснил смысл и значение всех деталей обряда, роль отдельных участников, содержание песен, особенности свадебной одежды, убранства праздничного стола и кушаний, а также отметил со слов стариков, как этот обряд справлялся в прежнее время, как к нему готовились, кто не имел права на нем присутствовать.
Цели этнографической школьной экспедиции:
1. расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;
2. знакомство с первичными навыками исследовательской работы;
3. развитие навыков сбора и обработки первичного материала;
4. развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;
5. воспитание интереса к истории края.
Задачи:
- развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;
- стимулировать развитие творческих способностей;
- способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;
- стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.
Рекомендации по сбору экспонатов.
В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.
Рекомендации по сбору информации по программам.
1. Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.
2. Информаторами могут стать только местные жители. Ими должны быть представители разного пола и возраста.
3. При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информация: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.
3. Участники не должны подсказывать информатору ответ. Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.
4. Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.
5. Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда в данный населенный пункт.