Все участники становятся друг за другом, а руки кладут на плечи впереди идущему.
Ведущий просит всех закрыть глаза и довериться ему. И чтобы ни случилось, просит, не отпускать рук и не открывать глаз!
Так группа путешественников движется под бодрую музыку и выполняется команды ведущего:
«Яма» - дружно все перешагиваем воображаемую "яму"
«Пещера» - наклоняемся,
«Разбудили летучих мышей! » - приседаем,
«Болото» - перепрыгнем,
«Пустыня» - идем на носочках,
«Стряхнули песок с ног» - попеременно трясем то правой, то левой ногой.
Открываем глаза!
Ребятам очень нравиться эта игра, ведь почувствовать себя руководящим путешествием (лидером команды) может каждый!
«Связующая нить» (для детей 4—7 лет)
Задачи:
- развитие умения осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
-преодоление застенчивости, замкнутости;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим». Взрослый, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.
Когда все дети выскажутся и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза. Взрослый просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.
«Мост дружбы» (для детей 5—7 лет) (модификация Е. П. Чесноковой)
Задачи:
- развитие эмпатии (ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, умения видеть и ориентироваться на позитивное в другом) у эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистичных детей;
- преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Взрослый показывает детям воздушный шарик (мяч) и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное, рассказывать друг о друге что-либо хорошее».
Взрослый и ребенок удерживают шарик лбами и говорят друг другу что-нибудь приятное (начинает взрослый), например: «Мне очень нравится так стоять, я хотел бы держать с тобой шарик очень долго», «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо танцевать (петь, рисовать, прыгать через скакалку и т. д.)», «У тебя красивое платье» и т. д. Если ребенок не идет на контакт «лоб в лоб», то вначале можно удерживать шарик носами, ладонями, большими пальцами и т. д. Можно предложить удерживать шарик с закрытыми глазами.
Пары могут образоваться в таких вариантах, как «воспитатель — ребенок», «помощник воспитателя — ребенок», «ребенок — ребенок» и др.
Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает та пара, которая продержалась дольше других (используется секундомер).
Важно стимулировать к участию в игре застенчивых, эмоционально отгороженных, эгоистичных, непринятых сверстниками детей. s Желательно предлагать им образовать игровую пару с наиболее доброжелательными, коммуникабельными дошкольниками.
«Назови ласково» (для детей 4—6 лет)
Задачи:
- преодоление эмоциональной отгороженности, эгоцентричности, агрессивных тенденций поведения, застенчивости у детей;
- оптимизация взаимоотношений в группе.
Упражнение целесообразно проводить в начале или в конце игрового комплекса по укреплению психологического здоровья.
Дети становятся в круг и по часовой стрелке передают друг другу мяч, называя при этом того, кому передают мяч, ласково по имени (например, Оленька, Олюшка, Ванечка, Ванюша и т. д.). Затем, когда мяч вернулся к тому ребенку, с которого начиналось выполнение упражнения, передачу мяча можно продолжить в противоположном направлении.
Можно также предложить детям поменяться местами в круге, чтобы каждый ребенок ласково обратился к нескольким детям и, в свою очередь, услышал ласковое обращение к себе от нескольких детей. При наличии такой возможности желательно участие в игре взрослых (воспитателей, помощников воспитателей, руководителей кружков и др.). Это будет способствовать накоплению детьми позитивного эмоционального опыта.
«По тонкому льду» (для детей 4—6 лет)
Задачи:
- развитие саморегуляции;
- преодоление несдержанности в поведении и общении.
Детям предлагается как можно аккуратнее пройти по обручу (нарисованному мелом кругу), изображающему прорубь. Ступать надо мягко, осторожно, стараясь не попасть в «воду» и не проломить «лед» вокруг проруби.
Важно стимулировать участие в игре гиперактивных, несдержанных детей, обладающих неуравновешенной нервной системой с пре обладанием возбуждения.