Образовательная среда - проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися и их родителями) область их совместной деятельности, в которой между ними и образовательными системами или их элементами выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования.
Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В педагогической науке понятие Субъект определяется как конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного. Первоначально под субъектом учебной деятельности понимался только обучающий, который передавал свои знания и опыт обучаемому – объекту учения. Затем было отмечено, что обучающийся также является субъектом обучения.
Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. К субъектам относятся учащиеся, администрация школы, органы государственной власти и органы управления образованием. К участникам образовательного процесса относятся лица, выступающие на стороне какого-либо субъекта. На стороне учащихся выступают их родители (законные представители), на стороне общеобразовательного учреждения, как правило, педагоги и администрация.
Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:
|
* отношений между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;
* режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;
* внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;
* организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;
* включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.
Субъект является первичным и исходным; среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость. Взаимодействия учащегося со своей образовательной средой. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, комплементарные его потребностям и таким образом мотивирующие деятельность, учащийся проявляет соответствующую активность. То есть учащийся становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Учащийся превращается в субъект процесса своего развития, у которого раскрыты пока еще не все необходимые для того психологические средства. Безусловно, качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса — для педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент данной образовательной среды.
|
Сегодня происходит становление субъект-объект-субъектной парадигмы
образовательной деятельности. Сущностью такого подхода является то, что в качестве
нового предмета анализа выделяется та сторона деятельности, которая интенционально
ориентирована на другого. Конечная ориентация здесь – не преобразование вещи с целью
удовлетворения тех или иных интересов субъекта деятельности, а другой человек,
«значимый другой», которому первый адресует свои идеи и ценности. Даже если это
взаимодействие распределено во времени и пространстве, оно происходит в едином
континууме культуры. Наоборот, собственно человеческой деятельностью, которая
реализует его сущностные силы, является деятельность, ориентированная на другого
человека, реализация субъект-объект-субъектных, а не субъект-объектных отношений в
контексте деятельности.
Таким образом, образовательная деятельность не «вещная», «объектная», хотя без
вещи в ее правильном понимании обойтись невозможно. Вещь в данном случае (текст,
предмет, символ и др.) выступает средством контакта, диалога субъектов в процессе
общей деятельности. Даже если субъекты, действующие совместно, отделены во времени
и пространстве, их взаимодействие происходит в едином континууме культуры. Вообще
любая деятельность человека, которая реализует его сущностные силы, сориентированная
на другого человека, является, по сути, субъект-субъектной деятельностью. Объектом
такой общей деятельности субъектов образования является объективный мир, который
познается и превращается в соответствии с законами существования этого мира.
Объектом деятельности человека всегда есть условия ее существования и развития, целью
– воспроизведение и развитие личности и общества. Безусловно, качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и др. лиц, включаемых в социальный компонент данной образовательной среды.