Эксперт: Евгения Васильевна Халина, первый заместитель директора ГПОУ «Профессиональный колледж г.Новокузнецка»
- Евгения Васильевна, насколько осознанно дети приходят в профессию?
- Когда в 15 лет к нам ребенок приходит, он не совсем зрелый, может быть, ещё не знает, что ему нужно. Например, один мальчик у нас участвовал в Абилимпиксе, в олимпиадах, но потом в сельское хозяйство ушел. Сейчас в университет на первый курс поступил. Никак ему это не помешало, сейчас связан с ландшафтным дизайном. Окончательный выбор делают, когда взрослеют. Наша задача – адаптировать их к жизни, чтобы они поняли, что им нужно.
Очень редко кто осознанно приходит. В основном, (мы проводим анкетирование) друзья посоветовали, родители посоветовали. Особенно друзья: мне там хорошо и тебе тоже там хорошо будет. Некоторые адаптируются, а некоторые: нет это не моё, я получил компьютерные знания, устройство знаю, системы, программировать могу, но это не моё. Поэтому мы свою задачу выполняем – мы даём базу.
Например, по юридическим специальностям – даем все виды права. Потом они уже сами определяются что они будут дальше изучать. У нас экономика, страховое дело, банковское дело и коммерция – это экономика и управление. Системное администрирование и информационные системы, в информационных системах две квалификации: веб и программирование. Стараемся быть на острие спроса.
- Дальше идут учиться?
- Массово нет, скорее таких единицы. Чему мы их учим? Не надо у родителей на шее сидеть, если ты выбрал себе специальность, ты уже плати сам. И таких большинство ребят. Они все-таки идут работать. Кто-то не сразу устраивается, кто-то в смежные области идёт. Например, зайдешь в ДНС – многие наши работают. Может быть получают высшее образование потом, но пока здесь работают, в продуктовых магазинах – сисадминами, сети обслуживают. Мы проблем с трудоустройством не испытываем.
|
Юристам сложнее, особенно девушкам. У парней вообще никаких проблем нет. Их берут рядовыми в полицию, помощником дознавателя, участковыми. Они сразу же младшего лейтенанта получают, потому что у них - среднее специальное образование. Девочек я убеждаю, когда они поступают: «девчата, идите вот социальная работа, такой сектор, где нужна доброта, ваши личные качества душевные». Нет, они без пяти минут федеральные судьи. К сожалению, жизнь потом показывает, кто был прав.
- Вы взаимодействуете с работодателями?
- Конечно. У нас есть такие специальности, как сварщик, машинист электропоезда. Мы единственные, кроме города Тайга – там специализированное учебное заведение, в Кемеровской области имеем договор с РЖД. И когда мы готовим машинистов, квалификация помощник машиниста электровоза, электропоезда, то предоставляем рабочие места всем. Мы ничего никому не гарантируем, но их как горячие пирожки расхватывают. Очень востребовано страховое дело. Коммерция – это торговля, недвижимость, логистика здесь.
- Отсутствие опыта работы у выпускников мешает при трудоустройстве?
- Кто хочет работать, то ему не мешает, а кто не хочет – тот оправдывается: меня не берут, потому что опыта работы нет. И на такие должности берут, на какие сразу хотели и с таким доходом, какой хотели.
Сейчас мы формируем контрольные цифры приема в училище на следующий год. Готовим обзорную справку. В позапрошлом году в Центр занятости на учет встали 18 наших выпускников (из 400), а в этом году - 16. Это тоже о чем-то говорит. И то, я считаю, эти шестнадцать – те, кто не хочет работать. Особенно этим отличаются некоторые дети, у которых есть статус «сирота». Им выплачивается порядка 20 тысяч рубле1, пока они стоят на учете в Центре занятости. Поэтому пока можно, они все идут в Центр.
|
- Происходит ли изменение профессий, специальностей, по которым вы учите?
- Происходит. Вот, казалось бы, еще только 5 лет назад вышли федеральные образовательные стандарты, а сейчас уже всё поменялось. Сейчас пришли актуализированные стандарты: по банковскому делу, по экономике. Это всё совершенно новое. У нас поменялся даже срок обучения. Был 3 года 10 месяцев, стало 2 года 10 месяцев. Сейчас что-то по туризму новое будет… По предположениям для среднего специального образования срок обучения будут снижать – на полгода, год – максимум. Сотрудник нужен здесь и сейчас, а не через три года, когда его научат. Нужна узкая специализация, за год её конкретно можно дать. Дали – и он пошел работать.
Профессии модернизируются. Был когда-то оператор ЭВМ, давно нет. Уже дома сам каждый может компьютер выучить. Мастер по цифровой обработке информации – сменил оператора ЭВМ. Это самая низшая ступень. Сейчас уже тоже не набираем по этой профессии, это вчерашний день. Эти специальности поглощаются новыми. Или раньше назывался просто электрогазосварщик – сейчас есть специализации: автоматом, аргоном, под флюсом. Модернизация идет постоянная.
|
Но у нас махина большая – колледж 1650 человек, 200 человек коллектив. У нас много профессий – 14. Мы могли бы ещё, но это ещё надо расширяться. А для этого нужно много чего. Это нужно новое лицензирование… Новую специальность сейчас не просто открыть. Нужно подобрать кадры. Оборудование обязательно, литературу. Сейчас немного с этим проще – используем электронные библиотечные системы. У нас центральная библиотечная система – все студенты к ней подключены. В любой момент зашли, почитали. Справочные системы. «Консультант плюс» идет навстречу, и студенты бесплатно пользуются информационными ресурсами. И ещё каждый по своей специальности – у них специализированные ресурсы.
Сейчас мы участвуем в гранте на материальное обеспечение колледжа. Грант был по восьми направлениям подготовки. Были определенные условия: надо было иметь не менее трех специальностей этого направления, входящих в топ-50 профессий. Суть гранта – получить материальное обеспечение колледжа. Ещё должны иметь компьютеры не ниже А-7 и т.д. И мы сейчас закупаем новые компьютеры и сетевое оборудование
- Евгения Васильевна, какие еще профориентационные мероприятия вы проводите?
- Кафедра информатики проводит большую работу, в прошлом году организовали «круглый стол» для преподавателей информатики. Проводили профпробы – около 200 человек прошли. У нас в городе проводится ярмарка учебных заведений, где каждое образовательное учреждение представляет то, что может. И школьники выбирают. В прошлом году 196 человек к нам прошло, в том числе и инвалиды. Например, из 38-й школы дети – глухие, у нас 6 человек учится. За ними закреплен специальный системный администратор. Учатся хорошо. Один из учеников на Абилимпиксе – слабослышащий мальчик, учится на системном администрировании – администратор баз данных – занял первое место по области. И сейчас он готовится на Абилимпикс всероссийский.
- У вас учится много инвалидов?
Это очень большой сектор деятельности – это инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас 88 человек учится с ограниченными возможностями. Для этого мы создавали доступную среду – это пандусы, подъемники, санитарные комнаты, другое оборудование, необходимое по всем нозологиям: для слабовидящих, для слабослышащих, для нарушений опорно-двигательного аппарата. На сегодняшний день, если не сравнивать со специализированным учебным заведением (социальный интернат), то у нас лучшее положение, чем у других в городе. И если инвалиды приходят к ним, они говорят – идите в профессиональный колледж, там вам будет хорошо.
У нас есть инвалиды-дети из Прокопьевска, Осинников, Калтана. Они в дистанционном режиме работают. Пять групп у нас таких. Небольшие по 5-6 человек. По скайпу им преподаватель объясняет, они ещё успевают друг с другом пообщаться. Мы мечтали, что когда-нибудь будет так: идет урок, камеру в кабинет поставим, мы его транслируем и инвалиды участвуют с группой вместе. Не получилось. Но пока они между собой общаются, всё равно это группа.
Есть специальный человек у нас, который отвечает за работу оборудования. Ездит, проверяет. Мы свою схему работы выработали, чтобы люди учились, получали качественное образование независимо от состояния здоровья. У нас есть одна студентка в выпускной группе – она вообще из дома не выходит, живет на девятом этаже, девочка-колясочница, у них не оборудован дом. Она уже два курса окончила. Мы подобрали ей тьютора. Там живут рядом ребята по этой специальности, ходят помогают. И по скайпу занятия. Ещё есть молодой человек, он получил травму в автомобильной аварии, вообще лежит. И вот их два человека. И тем не менее учатся.
Эксперт: Константин Николаевич Светлаков, заместитель директора по внедрению информационных технологий в учебный процесс, ГПОУ «Профессиональный колледж г.Новокузнецка»
- Константин Николаевич, как выдумаете, какие профессии будут востребованы через 20 – 30 лет?
- Профессии, связанные с информационными технологиями, будут в любом случае перспективны. Может быть, они изменятся и будет изучаться не то, что изучается сейчас, но то, что они будут – это неизбежно. В любой отрасли – в добывающей, в металлургии, на многих предприятиях всё будет автоматизировано и будет управляться IT. А, вообще, перспективны профессии, вошедшие в топ-50. На текущий момент у нас три основных направления: системное администрирование, веб-дизайнер и программист. Конкурс на эти специальности есть. В этом году мы набрали 100 человек, но желающих было больше.
- Выпускники идут работать по специальности?
- Около 50 % идут работать по специальности. Продолжают обучение процентов 20-30, некоторые уходят в армию. На этих специальностях учатся практически одни мальчики, поэтому общий процент трудоустройства, включающий устроившихся на работу, продолжающих обучение и ушедших в армию составляет 82-83%. Многие выпускники на выпуске уже имеют конкретные рабочие места. И когда они уходят на практику на третьем-четвертом курсе, они уже начинают совмещать работу и учебу. Не совсем это хорошо, но они учатся, всё сдают, поэтому к ним претензий нет, когда они работают в своё свободное от учебы.
- Вы проводите профориентационную работу в школах?
- Мы проводим профпробы, организуем чемпионат WorldSkills по IT направлению. Со всех школ позовём участников. Проводится сейчас юниорское направление. Основная группа - 16-22 года, а юниоры – это 16 лет и моложе. Эта группа имеет подгруппу – 14 лет и моложе. По факту юниоры решают задачи не намного проще, чем основная группа. Задачи очень сложные, оборудование тоже самое. Это тоже профориентационное мероприятие. Общее количество участников 300-400 человек, а с гостями – до 500 человек. Мы работаем с Комитетом образования. Они готовят письмо, рассылают его по школам, преподаватели тоже участвуют в наших мероприятиях.