II тур (городской) Республиканской музыкально-теоретической олимпиады 2021-2022 учебного года
«Жизнь и творчество Йозефа Гайдна. К юбилею со дня рождения»
I. Знание музыкального материала.
Музыкальная викторина ( информация в скобках в баллах не учитывается)
1. | Соната e-moll, 1ч., гл.п. | |
2. | Соната e-moll, 1ч., поб.п. | |
3. | Соната e-moll, 2ч., осн.тема. | |
4. | Соната e-moll, 3ч., рефрен. | |
5. | Соната e-moll, 3ч., эпизод | |
6. | Соната D-dur, 1ч., гл.п. | |
7. | Соната D-dur, 1ч., поб.п. | |
8. | Соната D-dur, 2ч., осн.тема. | |
9. | Соната D-dur, 3ч., рефрен. | |
10. | Симфония №45, «Прощальная», 1ч. гл.п. | |
11. | Симфония №45, «Прощальная», 4ч. гл.п. | |
12. | Симфония №94, «Сюрприз», (G-dur), 2ч., осн. тема. | |
13. | «Детская симфония» 1ч. | |
14. | «Детская симфония» 2ч. | |
15. | «Детская симфония» 3ч. | |
16. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 1ч., вступление | |
17. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 1ч., гл.п. | |
18. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 1ч., поб.п. | |
19. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 2ч., 1-я тема. | |
20. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 2ч., 2-я тема. | |
21. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 3ч., осн.тема. | |
22. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 3ч., тема трио. | |
23. | Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 4ч., осн.тема. | |
24. | Струнный квартет №17 Фа мажор (ор3 №5), 2 часть, серенада, (Andante Cantabile). | |
25. | Оратория «Времена года», 1ч. «Весна», Ария Симона «Весёлый пахарь». | |
26. | Оратория «Времена года», 2ч., «Лето», хор «Гроза». |
Определение музыкального произведения по нотному тексту:

Соната Ре мажор, 2 ч., основная тема

Соната ми минор, 1 ч., главная партия.

Симфония № 103, Es-dur, «С тремоло литавр», 2ч., 1-я тема.
Симфония №103, Es-dur, «С тремоло литавр», 1ч., вступление
24 б. |

II. Биографические знания.
Ответить на вопросы:
Назовите полное имя Й. Гайдна | Франц Йозеф Гайдн | ||
Что в переводе означает название деревни Рорау? | тростниковый луг | ||
Где учился будущий композитор? | Церковный хор1 в Хайнбурге1 и хоровая капелла1 при Кафедральном соборе Святого Стефана1 в Вене1 | ||
Назовите учителей детства и юности Гайдна | И. Франк, Г. Рейтер, Н. Порпора | ||
Назовите главные произведения последних лет, которые являются итогом творчества композитора? | «Лондонские»1 симфонии0,5, последние квартеты1, оратории0,5 «Сотворение мира»1 и «Времена года»1 |
16 б. |
Что в жизни композитора означают следующие даты:
1737 г. | покинул родительский дом, уехал на обучение к Франку | ||
1755 г. | знакомство с Фюрнбергом; создание первых квартетов. | ||
1761 г. | начало работы у князя Эстергази | ||
1791 г. | начало первой поездки в Англию | ||
1792 г. | знакомство в Бонне с Бетховеном |
10 б. |
Знаете ли вы?
В основу гимнов каких государств легли мелодии, созданные Гайдном? | Гимнов Австро- Венгрии и Германии | ||
Что ответил Гайдн на упреки тех, кто считал его мессы слишком веселыми? | «Бог даровал1 мне веселое сердце1, и он не прогневается1 на меня, что я служу1 ему в веселье1» | ||
Какие симфонические произведения были созданы Гайдном в первый год работы у князя Эстергази? | Симфонии «Утро», «Полдень», «Вечер» | ||
Что определило музыкальный стиль многочисленных произведений Гайдна? | Австрийская народно-бытовая музыка | ||
Какое почетное звание было присвоено Гайдну в Англии? | Доктор Оксфордского университета |
16 б. |
Кому принадлежат слова?
„Не будь его, не было бы ни Моцарта, ни Бетховена”. | П.И. Чайковский | ||
Й. Гайдн, 1790 г.: „В последние дни я не знал,....... | „... капельмейстер я или капельдинер... Печально ведь быть всё время рабом” | ||
О каком произведении написано: „Какая энергия, какая простота, какая простодушная грация! – это решительно выше всякого сравнения!”? | А. Серов по поводу оратории „Сотворение мира” | ||
Моцарт по поводу поездки Гайдна в Лондон воскликнул: „Вы не получили достаточного образования, чтобы путешествовать по миру, и Вы знаете так мало языков!” Что ответил Гайдн? | „Мой язык понимают1 по всему миру!1” | ||
Исправить изречение Й. Гайдна: „Вся красота музыки в гармонии” | „Вся прелесть1 музыки в мелодии1” |
10 б. |
Музыкальный эрудит.
На какой планете кратеру присвоили имя Гайдна? | На планете Меркурий | ||
Какое литературное произведение лежит в основе оратории «Сотворение мира»? | Поэма1 Джона Мильтона1 «Потерянный рай»1, сюжет которого заимствован из известного библейского мифа1 | ||
Что такое «золотой ход валторн» и его интервальная формула? | Это ход валторн, который ассоциируется со звуками лесных рогов во время охоты1,5. Интервальный состав – секста, квинта, терция1,5 | ||
Какой тип оркестра закрепился в творчестве Гайдна и каков его состав? | Парный1 состав оркестра: 2 флейты1, 2 фагота1, 2 валторны1, 2 трубы1, пара литавр1, струнный квартет1 | ||
Кто был любимым композитором Гайдна, и какие произведения автора произвели сильнейшее впечатление в ранний период творчества молодого музыканта? | Карл Филипп Эммануил Бах и его клавирные сонаты | ||
Когда и где состоялся последний артистический триумф Гайдна? | 27 марта 1808 года – Вена, большой зал Венского университета |
21 б. |
Образ композитора в художественных иллюстрациях
![]() | ![]() |
Й. Гайдн Л. Гуттенбрунн. – 1 балл | Й. Гайдн И. Циттерер. – 1 балл |
![]() | ![]() |
Дворец Эстерхази в Эйзенштадте – 2 балла (С литографии середины XIX века) | Памятник Гайдну в Вене – 1 балл |
![]() | ![]() |
Й. Гайдн на пути в Англию К. Релинг – 2 балла | Церковь в Эйзенштадте, где захоронен прах Й.Гайдна – 2 балла |
9 б. |
III. Тестирование
Протестировать примеры, определить правильные ответы и подчеркнуть их
В Лондоне Гайдн выступал с исполнением своих произведений в качестве: | а) певца б) дирижера в) клавириста | ||
На каком инструменте предпочитал играть Гайдн в квартете? | а) скрипка б) клавир в) альт | ||
Й. Гайдн – великий: | а) немецкий композитор б) австрийский композитор в) французский композитор | ||
Инструмент, который открывает симфонию № 103? | а) труба б) валторна в) литавры | ||
Какой композитор был одним из лучших друзей Гайдна? | а) Моцарт б) Бетховен в) Шуберт | ||
Отцом каких жанров называют Й. Гайдна? | а) симфонии, б) романса, в) квартета, г) сонаты. | ||
Сколько «Лондонских» симфоний написал Й. Гайдн? | а) 6, б) 12, в) 4, г) 8. | ||
Сколько разделов содержит классическая сонатная форма? | а) 2 б) 4 г) 3 | ||
Какое название обычно имеет третья часть симфоний Й. Гайдна? | а) менуэт, б) финал, в) Анданте, г) трио. |
10 б. |
«Привести в соответствие
Название произведения и форму:
1 I часть симфонии «С тремоло литавр» | 1 рондо |
2 III часть сонаты ми-минор | 2 двойные вариации |
3 II часть симфонии «С тремоло литавр» | 3 сонатная форма |
Номер задания | ||||
Цифра ответа | ||||
Баллы |
Название произведения и жанр:
1 «Времена года» |
2 «Часы» |
3 «Детская» |
4 «Новый хромой бес» |
5 «С тремоло литавр» |
6 «Сотворение мира» |
7 «Траурная» |
1 симфония |
2 опера |
3 оратория |
Номер задания | ||||||||
Цифра ответа | ||||||||
Баллы |
Произведение и год написания:
1 Оратория «Сотворение мира» | 1 1801 |
2 Симфония «С тремоло литавр» | 2 1792 |
3 Оратория «Времена года» | 3 1798 |
4 Симфония «Сюрприз» | 4 1795 |
Номер задания | |||||
Цифра ответа | |||||
Баллы |
«Вычеркнуть лишнее»
1. Симфония, опера, соната, квартет.
2. «Часы», «Героическая», «Курица», «Неоконченная», «Сюрприз».
3. Фюрнберг, Морцин, Колоредо, Эстергази.
18 б. |