ЧТО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЧЕРНОМ МОРЕ?




ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫ.

учебно-методическое пособие для вожатых

ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Артек

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ФГБОУ «МДЦ «Артек» Протокол № 14 от 02 сентября 2015 г.

Ответственный за выпуск Гармаш В.С., начальник методического отдела Редактор Огурцова О.В.

Автор-составитель Огурцова О.В., методист методического отдела

Составители Буракова Н.А., старший методист методического отдела,

Подкорытова О.П., методист методического отдела.

Содержание:

Что такое «Артек»? 4

Что такое оргпериод? 5

Какую цель ставит и какие задачи решает вожатый в оргпериод? 6

Как подготовиться к встрече с детьми? 7

Чем занять детей во время заезда? 8

Как быстро запомнить имена детей? 9

Как познакомить детей друг с другом? 9

Как познакомить детей с лагерем? 11

Как провести первую встречу с морем? 15

Что такое кричалка? 20

Как провести вечер знакомств? 25

Какие дела проводить в оргпериод? 30

Как организовать отрядную деятельность? 31

Что такое КТД и как ее организовать? 32

Какие малые формы работы с детьми проводят в «Артеке»? 35

Как назвать отрядное дело? 43

Как объединить детей в творческие группы? 44

Как планировать работу с детьми? 45

Кто такой дежком? 46

Есть в отряде лидеры? 47

Как провести оргсбор отряда? 49

Как подвести с детьми итоги дня? 51

Как сплотить отряд? 57

Как оформить отрядный уголок? 60

Что такое диагностика? 61

Что такое социометрия и как ее провести? 62

Какими могут быть итоги оргпериода? 64

Дети: какие они? Что надо знать о возрастных особенностях детей? 65

Как дать возможность ребенку почувствовать себя значимым? 67

Как понравиться детям? 67

Что следует помнить о нормах поведения c детьми? 68

Что следует помнить о нормах поведения c коллегами по работе? 69

Что может помешать «услышать» ребенка? 70

Что делать в сложных педагогических ситуациях? 70

Особые ситуации, с которыми можно столкнуться в лагере. 73

Кто такой абсолют? 77

О чем шептало море (легенды)? 77

Знаете ли вы Крым? 94

Какие речки текут в «Артеке»? 98

Какие минералы можно встретить на территории «Артека»? 99

Что рассказать детям о представителях крымской фауны? 100

Какие самые распространенные растения в «Артеке»? 104

Где все это прочитать? 122

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Возможно, вы уже опытные пловцы в педагогическом море, а может, вы только открываете прекрасные острова, материки, бухты, а вместе с ними, не без этого, конечно, коварные рифы воспитания.

Действительно, организация педагогического процесса в условиях детского лагеря дело ответственное и достаточно сложное: требует от педагога знаний, опыта, такта.

Вдвойне труднее быть вожатым в «Артеке» - международном детском центре богатыми событиями девяностолетней истории добрыми традициями: ритуалами, связавшими невидимой нитью артековца 1925 года и 2016 года; сложившимся за десятилетия фирменным стилем работы.

Каждую смену в «Артеке» создаются все условия для обучения, оздоровления и развития детей и подростков.

ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» на протяжении многих лет является, помимо всего прочего, школой педагогического опыта, где максимально объединяются традиционные формы работы с новаторскими методиками. Мы хотим помочь вам быть успешными в педагогической деятельности.

Желаем вам семь футов под килем и, как говорится, счастливого плавания. Будьте смелы в своих педагогических начинаниях, ведь основная роль в педагогическом процессе лагеря принадлежит вам – ВОЖАТЫМ, вы являетесь непосредственными носителями образовательной миссии «Артека».

v ЧТО ТАКОЕ «АРТЕК»?

16 июня 1925 года в Крыму, в урочище Артек был создан пионерский лагерь-санаторий «Артек». Основателем его был Зиновий Петрович Соловьев – заместитель Наркома здравоохранения РСФСР, председатель Центрального комитета Российского общества Красного креста. На первой линейке присутствовало 80 детей. Первым директором и главным врачом был Федор Федорович Шишмарев. За первое лето в лагере отдохнуло 320 человек.

В настоящее время Международный детский центр «Артек» является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Российской Федерации. Общая площадь – 216 га, из них 102 га – парки (в том числе парки – памятники садово-парковой архитектуры республиканского значения – парк Гартвиса-Виннера (в комплексе д/л «Горный»), д/л «Лазурный», «Кипарисный», 42 га – пляжная зона. Протяженность береговой линии от мыса Аю-Дага до поселка городского типа Гурзуф – 7,9 км.

Среднегодовая температура воздуха + 13,2° С, солнечных дней в году – 250.

Лагерь получил свое название по месту расположения – в урочище Артек на берегу одноименной реки (первоначальное название – «Лагерь в Артеке»). Происхождение самого слова, как и многих других крымских топонимов не имеет однозначного толкования. Наиболее обоснованные версии связывают его с греческими словами «άρκτος» (медведь) — по расположению у «Медведьгоры», «oρτύκια» (перепёлка), «άρτος» (хлеб) или татарским «арты́ к» (особенный). В трудах академика Б.Д. Грекова упоминается населяемая русами «Артания», располагавшаяся, по мнению учёного, в Причерноморской Руси.

В «Артеке» сейчас наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками. Существует устойчивое выражение «Артек — перепелиный островок».

В космосе тоже есть свой «Артек» - 5 февраля 1978 г. научные сотрудники Крымской астрофизической обсерватории М. Огирь и Н. Черных вручили Артеку свидетельство об открытии малой планеты и присвоении ей имени «Артек».

 

v ЧТО ТАКОЕ ОРГПЕРИОД?

Это первые 3 – 4 дня смены, которые являются точкой отсчета, перспективой будущей смены. Артековские вожатые знают, что оргпериод – это суперважно и помнят «правило трёх дней», которое иллюстрирует знаменитая вожатская примета: «Как пройдет оргпериод, так пройдет вся смена».

В эти дни закладывается фундамент Ваших отношений с детьми, взаимоотношений в отряде, принятие детьми правил, норм и традиций «Артека», происходит адаптация к новым климатическим условиям, условиям совместного проживания.

В оргпериод с отрядом находятся все педагоги. Не потому что это традиционно или принято, а потому что оправданно и необходимо: в первые дни смены дети, как никогда, нуждаются в Вашей поддержке и помощи. Очень важно с каждым поговорить, поближе познакомиться, проявить внимание и интерес. Необходимо педагогически грамотно управлять процессом складывающихся взаимоотношений, чтобы никто из детей не остался «за кругом» отношений, не искал самовыражения в агрессивном или демонстративном поведении, не был одиноким и тоскующим. Втроём это сделать легче, но не забывайте о единстве требований всех педагогов в работе с отрядом.

На этом этапе важно добиться принятия традиций и отношений лагеря, носителями которых Вы являетесь. Если Вы говорите детям о том, что в «Артеке» традиция носить форму, а сами приходите к детям в джинсовых брюках, то Ваши дети вряд ли однозначно примут другие традиции.

Деятельность в оргпериод носит импровизированный, увлекательный и разнообразный характер. Она должна обладать высоким темпом. Вся деятельность организуется по малым (5-7 чел.) постоянно меняющимся группам, с целью организации интенсивного общения, возможности продемонстрировать каждому ребенку свои способности, знания и умения. Постарайтесь «увидеть» каждого ребёнка, помогите ему проявить, заявить о себе.

В первые дни для педагогов важно: Для детей важно:
ü запомнить имена всех детей; ü узнать (диагностика) интересы, увлечения, ценностные ориентации детей, выявить лидеров, аутсайдеров; ü создать условия для сплочения детского коллектива; ü выработать стиль общения и поведения с детьми отряда; ü предъявлять единые педагогические требования по выполнению режимных моментов, самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарногигиенических требований; ü выстроить работу с напарниками; познакомить детей с программой смены, скорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят. ü познакомиться с отрядом; ü ориентироваться на территории детского лагеря; ü чувствовать себя комфортно; ü почувствовать себя нужным; ü ориентироваться в режимных моментах; ü определить свое место в детском коллективе; ü узнать программу смены.  

В организационный период происходит адаптация детей к жизни в лагере, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей.

v КАКУЮ ЦЕЛЬ СТАВИТ И КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ВОЖАТЫЙ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД?

Общая цель – создать условия для адаптации ребёнка к новым социальным условиям.

Задачи:

v познакомить детей друг с другом, со взрослыми, с условиями проживания; создать благоприятный эмоциональный настрой;

v создать психологически безопасную (обеспечить детям чувство защищенности, самостоятельности) атмосферу в коллективе для раскрытия потенциала личности каждого ребенка;

v создать условия для адаптации ребенка к режимным моментам лагеря и нормам поведения в коллективе (предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине);

v провести диагностику: узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

v сформировать чувство «Мы» (отряд, особенные, вместе), доверия друг к другу; формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

v сформировать групповые нормы, ценности и традиции;

v познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Одна из важнейших задач вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное, изучение детей, их интересов и ожиданий, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

v КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ?

Специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые могут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом.

Существует большое количество игр на знакомство, которые можно объединить под одной рубрикой «Снежный ком».

ü Снежный ком. Все стоят (сидят) в кругу. Первым представляется вожатый. Затем, сидящий слева от него ребенок, называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы (желательно, чтобы это был вожатый).

ü Имя + ассоциация. Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя. Например: Море – Марина, свет – Светлана, романтик – Роман, тайна – Тая.

ü Имя + движение. Все участники игры становятся в круг, таким образом, чтобы все играющие видели друг друга. Участники по очереди входят в центр круга, не только называя свое имя, но и сопровождая его каким-нибудь движением (жестом). Следующий участник – повторяет имя и движение предыдущего, называет свое имя и сопровождает его движением.

ü Имя и фрукт (игра «Компот»). Все сидят в кругу. Первый игрок представляется и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени. Например: «Меня зовут Миша, я люблю мандарины». Его сосед повторяет - «Миша любит мандарины», представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д.

ü Великолепная Валерия. Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

ü Я возьму с собой в «Артек». Участники встают в круг. Начинает игру один из вожатых, называя свое имя и предмет, который он берет с собой в «Артек»: «Меня зовут Роман, я еду в «Артек» и беру с собой рюкзак ». Второй участник: «Роман берет с собой рюкзак. Меня зовут Костя, я беру с собой в «Артек» коврик » и т.д. Всем участникам необходимо догадаться, что предмет должен начинаться с той же буквы, что и имя.

ü Меня зовут…. я умею делать так … Участники игры стоят в кругу. Вожатый предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает вожатый. Например, «Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … (например, приседает)».

ü Кругосветное путешествие. Участники называют страны, которые они хотели бы посетить: Игорь - Италия, Галя - Греция, Саша - Судан, Петр - Парагвай, Маша - Мексика, Лена - Люксембург, Яна - Япония и т.д. Можно дополнительно поставить условие, что участники должны называть только те страны, которые они действительно хотели бы посетить.

ü Паровоз. Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я - паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, «паровоз» повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

ü Близнецы. Условие игры – найти человека, родившегося с тобой в один день, или с разницей в несколько дней, поговорить с ним и расспросить обо всем. А затем представить его всем играющим.

ü Веселые задания. Ведущий произносит слова: «Слушай, смейся, выполняй, имена запоминай». После этих слов ведущий дает задания участникам. Например: 1. Саши взяли Марин за руки и станцевали. 2. Лены спели песню «Во поле береза стояла».

ü Давай-ка, познакомимся. Участники становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи?». И бросает при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом бросает мяч другому игроку, произнося при этом слова ведущего.

ü Интервью. Каждый участник получает карточку, на которой написано имя одного из игроков. По сигналу ведущего нужно найти этого игрока и взять у него интервью. Перечень вопросов определяется вожатыми. Все сведения нужно записать на листе.

ü А я еду, а я заяц, а я тоже … Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок - со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, тот становится водящим. Игра начинается сначала.

(Вариант 2). Играющие садятся на стулья, образуя круг, в котором один стул - пустой. Сидящий слева садится на него со словами: «А я еду», следующий – на его место: «А я тоже», третий: «А я – заяц», четвертый – «А я с …» (произносит имя присутствующего, который пересаживается на пустой стул).

Игра возобновляется с того места, где стоит пустой стул.

 

v КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ?

O Экскурсия по лагерю, корпусу и его окрестностям.

Цель: познакомить детей с территорией, чтобы они знали местоположение всех важных для них объектов.

Время проведения: 20 – 30 мин.

Участники: все дети отряда.

Место проведения: вся территория лагеря.

Экскурсия по лагерю проводится в первый (крайний срок – второй день, с утра) день смены. Ребятам будет гораздо интереснее, если вы организуете из этой прогулки веселое действо полное тайн и интересных встреч. Можно двигаться по легенде всем вместе (ее надо продумать заранее: хорошо подойдет какое-нибудь путешествие, легенда об аргонавтах) или объединить детей в группы по 6-8 человек. По окончанию поинтересуйтесь мнением ребят. Обязательно спросите, что они запомнили (это можно сделать в форме викторины или простой беседы).

 

O РВС (разведай, выполни, сообщи). Это первая коллективная отрядная игра, которая направлена на знакомство с лагерем и первичное сплочение отряда.

Цель: способствовать ознакомлению детей с территорией лагеря, сотрудниками, вызвать интерес к информации об «Артеке», Крыме, сформировать первые умения общения в отряде на основе общего дела.

Предварительная подготовка вожатого:

- оформление маршрутного листа;

- разработка маршрута с учетом проведенной ознакомительной экскурсии по территории лагеря, комплекса;

- подготовка вопросов с учетом маршрута;

- подготовка цветных картинок, фишек для формирования групп;

- обсуждение правил игры с коллегами;

- подготовка канцелярских товаров для выпуска творческого отчета ребят.

Правила игры.

Отряд объединяется в группы (команды, патрули, экипажи и т.д.). Каждая команда получает маршрутный лист с вопросами и подсказками, где можно найти ответ на вопрос. Вопросы предполагаются простые по содержанию, на основе первичных представлений ребят об «Артеке».

Обязательно необходимо с ребятами обговорить время выполнения заданий и соблюдение правил безопасности во время прохождения маршрута.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Для повышения заинтересованности в поиске информации можно использовать систему подсказок или ориентиров: спрятанные «ключи», конверты с картой или схемой поиска и т.д.

Вопросы должны быть продуманы так,

чтобы дети в поиске ответов получили полезную информацию.

К каждому вопросу продумываются «подсказки», из которых дети сами выбирают ход поиска. Все сотрудники лагеря должны обязательно придерживаться определенных правил, в случае, если дети обращаются к ним с вопросом. Об этом обязательно сообщается коллективу лагеря на вечернем совещании.

Лучше не сразу отвечать на вопрос, а подсказать, где еще можно поискать. Для получения необходимой информации ребята должны иметь ресурсы, с которыми их просто нужно познакомить.

В игре важен не соревновательный момент, а познавательный и коммуникативный.

Примерный перечень вопросов, из которых может быть составленосодержание игры.

1. В каком году, и с какой целью был основан «Артек»? (1925 год, для оздоровления детей).

2. Сколько лагерей в «Артеке»? (10, в настоящее время работает ….).

3. Назовите лагеря комплекса «Прибрежный» («Речной», «Озерный», «Полевой», «Лесной»).

4. Сколько лет нашему детскому лагерю?

5. Что в переводе с древнегреческого означает слово «Артек»? (перепелка).

6. Какой лагерь находится на месте, где стояли первые артековские палатки? (лагерь «Морской»).

7. На территории какого лагеря находится Холмик славы героям артековцам? (возле столовой л. «Лазурный»).

8. Как на самом деле называлась скала, названная Шаляпинской. Какова история появления нового названия? (скала Султанка. История названия связана с идеей Ф. Шаляпина построить на ней Замок искусств).

9. Какие три вида дельфинов обитают в Черном море? (азовка, белобочка, афалина).

10. Назовите не менее трех видов ядовитых растений, произрастающих в «Артеке»? (олеандр, лавровишня, ароник, тис ягодный, магнолия).

11. Как называются две скалы у побережья «Артека»? (Адалары).

12. Что означают названия: Cуук-Cу (холодная вода), Артек (перепелка), Аю-Даг (медведь гора).

 

O Игра «Звездопад».

Ночью в лагере можно было наблюдать красивый звездопад. Вожатый предлагает собрать как можно больше звезд для отряда.

По территории лагеря разбросаны звёзды в коробочках (в каждой коробочке количество звёзд соответствует количеству детей в одной команде), и развешаны разноцветные карандаши. Отряд объединяется в равные команды. Каждой команде выдаётся карта (схема) лагеря, на которой крестиками указаны примерные места нахождения карандашей (в каждом месте по одному карандашу определённого цвета). В радиусе 10 шагов от карандаша спрятана коробочка со звёздами. Команда, нашедшая карандаш, должна этим карандашом отметить данное место на карте, и найти коробочку со звёздами, на которых написаны вопросы или творческие задания. Задача команд: как можно быстрее найти звёзды, отмечая места находок соответствующими карандашами.

Старт командам даётся одновременно. Порядок поиска карандашей команды выбирают сами.

По мере прохождения маршрута команды собираются на отрядном месте и готовят ответы на вопросы или выполняют творческие задания.

Итоги игры: обязательно отметить, как команды работали, что нового узнали, кто и почему лучше справился с заданиями.

v КАК ПРОВЕСТИ ПЕРВУЮ ВСТРЕЧУ С МОРЕМ?

Для многих детей поездка в «Артек» - это еще и первая в их жизни встреча с морем. Продумайте, как вы ее проведете. Желательно сделать это в первый день смены.

Море зовет и манит к себе. Оно большое, красивое, ласковое и какого-то волшебного синего цвета. Солнечные лучики переливаются в волнах-барашках, и от этого море становится еще сказочнее. Всем очень хочется до него дотронуться и убедиться, что оно настоящее (если есть возможность, разрешите ребятам потрогать его рукой).

Расскажите ребятам, почему море называется Черным, поведайте о его обитателях.

ЧТО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ЧЕРНОМ МОРЕ?

Черное море имеет площадь около 422 000 км2, глубину до 2245 м, соленость до 18 %о. Это - внутреннее море бассейна Атлантического океана, омывающее берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Грузии и Турции. Проливом Босфор, Мраморным морем и проливом Дарданеллы соединено со Средиземным морем, Керченским проливом - с Азовским морем. Температура воды морской поверхности зимой от 0° до + 8°С, летом до + 26°С. Северная часть моря, вследствие небольших глубин (80...- 120 м) и получения в летний период теплых речных вод прогревается лучше, чем южная его часть. В Черное море впадают реки Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр. Это море, имеющее наибольшую толщу сероводородного заражения. Уникальность Черного моря состоит в том, что оно является как бы «двухэтажным». В его верхнем, опресненном слое, насыщенном кислородом, сосредоточена почти вся органическая жизнь (свыше 2000 видов морских организмов). Начиная с глубины 150... 200 м и до самого дна (до 2245 м) вода Черного моря лишена кислорода и заражена сероводородом. В этом «нижнем этаже» моря нет органической жизни, кроме сероводородных бактерий.

Черное море населяют три вида дельфинов (зубатых китов). Самый крупный бутылконос, или афалина. Поменьше - белобочка и самый маленький дельфин - морская свинья (пыхтун, азовка, чумка). Обитатель дельфинариев и океанариев - афалина, с которым экспериментируют ученые во многих странах мира. Дельфины являют собой образец высочайшей приспособленности к водной стихии. Длина тела 2,0 - 2,5 метра. Вес 130 - 300 кг. Живут 25-30 лет. К передвижению в воде приспособлены гораздо лучше рыб. Скорость их передвижения может достигать до 40 км/ч. Дельфины могут выпрыгивать из воды на высоту до 5 м.

На берегу Черного моря можно встретить чайку с черной головой, которая издает громкие хохочущие звуки. Ее так и называют – черноголовый хохотун.

Интересна маленькая черноморская уточка-нырок. Нырки, или поганки, это птицы с длинными шеями и хохолками на голове. «Нырками» их называют за способность часто погружаться в воду и подолгу, до 5 минут, задерживаться там, а «поганки» – их научное название. Взлетают они неохотно, летают редко, большую часть времени проводят на воде. В случае необходимости они все же могут летать.

Над морем можно часто видеть бакланов. Баклан прекрасно летает и ныряет на глубину до 4 метров. Он способен несколько десятков метров преследовать добычу под водой и при этом плыть так быстро, что его не догнать лодке с хорошими гребцами. Баклан съедает в сутки до двух килограммов рыбы. Крупная (масса 1,8-3,0 кг) водная птица с характерной внешностью: сложение плотное, хвост и шея довольно длинные. Очень осторожная птица. Взлетает с трудом, но полет сильный. По земле ходит плохо, держа туловище почти вертикально. Может лазать по деревьям (особенно птенцы).

Опасных для жизни человека акул в Черном море нет. Здесь водится только лишь катран (колючая акула, морская собака) длиной до 2 метров.

Разрешите детям бросить камешки (соблюдая правила безопасности, не бросайте их через головы) и загадать желание.

 

v КАК ПРОВЕСТИ ВЕЧЕР ЗНАКОМСТВ?

Цель: продолжить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому представителю отряда, узнать об интересах, увлечениях и талантах ребят.

O Огонек«Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании знакомства и общения детей и вожатых.

При проведении огонька необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей» и поэтому мальчики помогают девочкам. Вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемешку, чтобы места были для каждого удобны, и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма единения - круг. Желательно, чтобы места вожатых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что вожатые задают образец общения.

Схема проведения огонька: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены «Мы вам рады», «Мы ждали встречи с вами», о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции, каждый рассказывает о себе то, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. Поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - кипарисовой шишки, игрушки – талисмана отряда, уголька от костра прошлого отряда и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание). Разговор о себе начинает второй вожатый. Рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, что ценит в отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15—20 мин. вожатый делает паузы, чтобы разговор не был монотонным. В паузах могут звучать вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен. Можно торжественно вручить наказ ребят предыдущего отряда (он зачитывается). Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать и в середине огонька ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек. Завершается огонексловами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Разговор можно завершить общей песней или прощальной речевкой.

O Пакет дружеских вопросов. Отряд собирается на заранее определенном месте, которое оформлено соответствующим образом (по периметру могут быть развешаны большие красочные звезды). Вожатые заранее готовят необычно оформленный конверт с вопросами, на которые вы хотите получить ответы, чтобы составить для себя портрет отряда. Ваши вопросы могут быть написаны на «звездочках» из цветного картона.

Примеры вопросов: Что мне нужно для счастья? Твой любимый литературный герой? Твой любимый художественный фильм? Что ты больше всего ценишь в людях? О чем ты мечтаешь? Мой любимый праздник – это… Почему?

Каждый ребенок называет свое имя, затем достает из конверта «звездочку» с вопросом и отвечает на него.

Такая форма проведения помогает раскрыться личности каждого ребенка с необычной стороны, дает возможность увидеть неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

O Памятный день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек – тест. Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета «Расскажи мне о себе».

O Музей любимых вещей. Ребенок ведет рассказ не о себе, а о предмете, который его характеризует. Если есть возможность, то можно показать его (попросите ребят заранее взять с собой любимую вещь на вечер знакомств). У ребят развивается абстрактно-образное мышление, происходит фиксация ассоциативного внимания. Это хорошая возможность каждому ребенку презентовать себя.

O Пожелания. С этой игры можно начать вечер знакомств. Необходимо заранее написать на отдельных листочках (в форме звездочек, цветочков и т.д.) пожелания (приятные слова, афоризмы) по количеству участников, пронумеровать их и разложить (или приклеить на скотч) по всему пространству, в котором предстоит играть. Участники сидят в кругу. Им предлагается рассчитаться по количеству и запомнить свой номер. Говорим участникам, что для каждого из них в этой комнате есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Необходимо найти пожелание с вашим номером. Тот, кто нашел свой «подарок», возвращается в круг. Когда все вернулись, предлагается представиться и по очереди зачитать пожелания, адресовав его всем остальным ребятам.

O Паутинка. Клубок ниток передается от вожатого ко всем участникам вечера. Получая клубок, каждый ребенок рассказывает о себе – как его зовут, откуда он приехал, чем увлекается, что любит и т.д. При этом он наматывает несколько оборотов нитки себе на руку. Затем он передает клубок следующему ребенку по своему выбору. Так продолжается до тех пор, пока клубок не побывает в руках каждого ребенка вашего отряда. Когда все расскажут о себе, нити обрываются, а «браслетики», намотанные на руку, являются символом принадлежности к вашему отряду.

O У Лукоморья дуб зеленый. Вожатым необходимо подготовить «дерево», на которое поместить «листочки» разного цвета (желтого, красного, зеленого, оранжевого – это поможет во второй части вечера объединить детей в команды; цветов должно быть столько, сколько команд вы планируете создать). На белой стороне «листочка» написано творческое задание (исполнить песню о лете, станцевать танец веселых бегемотиков, прочитать любимое стихотворение и т.д.). Первый «листочек» с «дерева» отрывает вожатый. Он пишет на нем свое имя и рассказывает о себе. Затем каждый ребенок отрывает «листик», вписывает свое имя и рассказывает о себе. Время на выполнение – 5-6 минут. Вечер продолжает импровизированный концерт. В конце вечера предложите ребятам вернуть «листочки» на дерево и обратите их внимание на то, что теперь это не просто безымянное дерево, а «дерево дружбы» вашего отряда.

v КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ОТРЯДНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Формы работы с отрядом – это варианты организации конкретного педагогического процесса; композиционное построение творческого дела. Формы всегда связаны с содержанием.

Выбор форм организации педагогической деятельности зависит от многих компонентов:

▪ содержания и направленности педагогических задач;

▪ возраста детей;

▪ уровня их воспитанности и личного социального опыта;

▪ особенностей детского коллектива и его традиций;

▪ технических и материальных возможностей лагеря; ▪ уровня профессионализма вожатого.

 

МОДЕЛИ (способы) проведения педагогических дел с детьми:

Модель Способ организации, участие детей
Первая модель (оргпериод) Вожатый сам организует отрядное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт отрядное дело.
Вторая модель (первые дни основного периода) Предполагает привлечение наиболее активных детей для проведения дела.
Третья модель (основной и заключительный периоды) Организация отрядного дела, в полной мере реализует принцип активности детей (воспитания в деятельности), которую называют методикой организации коллективного творческого дела (КТД).

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: темп; разнообразие; дела не имеют длительной подготовки и непродолжительны по времени; в основе дела лежит имеющийся у детей и вожатых опыт.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА: ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ → ПЛАНИРОВАНИЕ → ОРГАНИЗАЦИЯ → ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ → АНАЛИЗ → ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

 

v ЧТО ТАКОЕ КТД И КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ?

КТД – это коллективное творческое дело. Понятие «КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым (60-е годы ХХ века), как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В основе методики три главные идеи:

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать: совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела; его социальный характер (для кого это нужно?); высокая мотивация создателей (организаторов).

КТД – форма работы, которая направлена на:

Ø развитие творческих способностей,

Ø развитие интеллектуальных способностей,

Ø реализацию коммуникационных потребностей,

Ø обучение правилам и формам совместной работы.

Создание мотивации ребенка для участия в КТД. Ребенок, также, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но условно их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он мотивирован положительно (то есть, если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и порывам).

Основные мотивы ребенка для участия в коллективных творческих делах:

Ø потребность в коммуникации;

Ø выполнение данного КТД, чтобы принимать участие в других делах;

Ø желание выиграть (дух соревнования);

Ø интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);

Ø осознание развивающей роли КТД;

Ø осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей, так как это наиболее простой в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: