(1927 - 1982)
Ярко выраженный лиризм рассказов писателя. Его творчество как ʼʼроман рассказчикаʼʼ - своеобразная духовная автобиография. Настойчивое обращение к традициям русской литературной классики: стремление восстановить прерванные связи. Отказ от рассмотрения человека преимущественно в его социальном статусе, внимание к нравственным проблемам. Обращение к изображению природы как равноправной человеку части мироздания. Музыкальность как важнейшая черта стиля.
Ранние рассказы писателя (ʼʼНа полустанкеʼʼ (1954)) как полемика с традиционной для литературы 1930–50-х годов концепцией положительного героя. Традиции И.А. Бунина в стремлении к жесткому реалистическому изображению жизни и человека.
Порожденная впечатлениями военного детства идея быстротечности и необратимости жизни и связанное с ней стремление писателя ʼʼостановить мгновениеʼʼ. Фрагментарность как основная черта структуры рассказов писателя. Понимание счастья как наивысшей напряженности проживаемых ʼʼмгновений жизниʼʼ, изобразительное мастерство в воссоздании картин этих ʼʼмгновенийʼʼ. Роль мотива воспоминания как попытки возвращения к былому счастью (рассказыʼʼНочьʼʼ (1955), ʼʼНа охотеʼʼ (1956), ʼʼВ туманеʼʼ (1959)).
Поиск Ю. Казаковым устойчивых начал жизни, стремление к познанию коренных основ национального духа. Обращение вслед за М.М. Пришвиным к теме русского Севера (рассказыʼʼПоморкаʼʼ (1957), ʼʼНикишкины тайныʼʼ (1957), ʼʼМанькаʼʼ (1958), книга ʼʼСеверный дневникʼʼ (1972), повесть ʼʼМальчик из снежной ямыʼʼ (1972-1976 гᴦ., опубл. В 1983 году). Проблема извечно драматического противостояния человека и природы и формирования подлинно значимых ценностей именно в условиях этого противостояния.
Исследование современного человека в аспекте его взаимосвязи с землей (рассказы ʼʼНа полустанкеʼʼ (1954), ʼʼПо дорогеʼʼ (1960), ʼʼВ городʼʼ (1960), ʼʼЛегкая жизньʼʼ (1962), ʼʼНестор и Кирʼʼ (1965): изображение процесса распада исконных основ человеческого существования.
Своеобразие соотношение мотивов дома и дороги в творчестве писателя: дорога как способ обретения счастья в познании жизни писателя: дорога как разрыв связей с местом, в котором родился.
Рассказ ʼʼТрали-валиʼʼ (1958) как этапный в творчестве писателя. Глубокий лиризм произведения. Острая постановка проблемы таланта и его влияния на позицию человека в жизни. Объективный подход к выявлению причин духовной вялости героя. Исследование процесса самосознания современного человека через акцентирование внутренних скрытых процессов духовного существования. Музыкальность структуры рассказа.
Мотив ʼʼразлучения душʼʼ в рассказах 1960 - 1970-х годов как свидетельство активизации размышлений писателя о смерти, ее катастрофической сущности.
Своеобразие художественного решения темы любви как прощания в рассказах ʼʼОсень в дубовых лесахʼʼ (1962), ʼʼДвое в декабреʼʼ (1962), ʼʼАдам и Еваʼʼ (1963).
Изображение процесса утраты современным человеком чуткости и понимания во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. (ʼʼВон бежит собакаʼʼ (1963), ʼʼНочлегʼʼ (1963), ʼʼКабиасыʼʼ (1964). Глухота героев к звучанию бытия, их стремление отгородиться от ʼʼживогоʼʼ звука жизни.
Эсхатологические мотивы в позднем творчестве писателя. Образы войны, разрушения, смерти в повести ʼʼДве ночиʼʼ (1962), очерке ʼʼЗавистьʼʼ (1969) как свидетельство неправедности бытия человека.
Рассказы ʼʼСвечечкаʼʼ (1973) и ʼʼВо сне ты горько плакалʼʼ (1977). Усложнение структуры рассказов, ее ориентация на миф и аллегорию. Детство и Смерть как трагически взаимосвязанные начала бытия. Исследование души ребенка в ее гармонической взаимосвязи с естественной жизнью и мистической связи с высшими началами бытия.
В творчестве Ю. Казакова — мастера лирико-психологического рассказа, ярко заявившего о себе в 50—60-е годы XX века, с самого начала проявляется чрезвычайно глубокий интерес к проблеме взаимоотношений человека и природы.
Исследователи сразу отметили эту сторону произведений писателя, но оценивали ее с разных позиций. Помимо одиозных упреков в ʼʼсозерцательности, бездумном любовании природойʼʼ, ʼʼзапоздалом руссоизме и пантеизмеʼʼ[14] появляются интересные наблюдения над тем, как влияет природа на внутренний мир казаковских героев. Одной из наиболее часто встречающихся в статьях о писателе мыслей становится та, что природа у него очищает человека, рождает в нем ʼʼчувство сопричастности к бескрайнему и вечному мирозданиюʼʼ[15]. Авторы монографий о Ю. Казакове стремятся углубить рассмотрение этой проблемы. Так, И. Кузьмичев утверждает, что от русской классики, в частности от Л. Толстого, писатель унаследовал особое ощущение жизни как дарованной свыше Благодати и чувство уважения ʼʼко всему за всеʼʼ[16]. Действительно, писатель, вошедший в литературу в период ʼʼоттепелиʼʼ и принесший с собой страшный опыт военного детства, стремился в своем творчестве утолить подсознательное желание сопричастности миру.
Исследователь С. Федякин считает, что война сформировала особый тип писательского сознания Ю. Казакова, который определяется им как ностальгический (основная черта — ʼʼнепосредственное ощущение как бытие превращается в небытие, как постоянно теряются мгновенияʼʼ[17]). При этом на этом основании нельзя утверждать, что Ю. Казаков — художник трагического миропонимания. Стоит сказать, что для него была характерна позиция преодоления острого ощущения краткости и неповторимости каждого мгновения бытия. Он отстаивает позицию оптимистического отношения к жизни, основанную на том, что извечной внутренней потребностью человека является стремление к счастью, соотносимое с заложенным в мире устремлением к гармонии.
Попытка передать текучее подвижное равновесие во взаимоотношениях человека и мира оказалась связана с таким качеством таланта писателя, как музыкальность. Музыкант в первой профессии, Ю. Казаков создает особую структурно-композиционную организацию своих рассказов, которая позволяет выявить внутреннее (мелодическое) соотнесение меняющегося состояния героя и окружающего его мира. Так происходит, к примеру, в рассказе ʼʼНочьʼʼ, сложная ритмико-интонационная организация которого обозначает возникающее в герое ощущение гармонии с внешним миром.
В начале рассказа герой испытывает смутную тоску об ушедшей в прошлое счастливой поре жизни, которую как будто невозможно вернуть. Встреча с мальчиком, описавшим то, как бы он передал в сочиненной им музыке чудо тихой ночи, помогает рассказчику осознать глубокую связь с окружающим миром. И стук бревен, плывущих по реке, казавшийся поначалу тревожным, теперь вызывает у него представление о сидящем в лодке ʼʼмудром человекеʼʼ, который стукает обухом топора по этим бревнам, стараясь ʼʼпо звуку угадать их крепость и чистотуʼʼ.
Можно говорить о том, что часто звуком, помогающим казаковским героям увидеть красоту окружающего мира, понять совершенство сущего, становится звук, свидетельствующий о ʼʼсотворчествеʼʼ (М. Пришвин) человека и природы. Так происходит в рассказах ʼʼТихое утроʼʼ, ʼʼВ туманеʼʼ, ʼʼНекрасиваяʼʼ, ʼʼНа охотеʼʼ.
Для того чтобы услышать звучание жизни, человек должен пробудиться от повседневной инерции существования. Именно в связи с этим столь часто пускаются в дорогу герои Ю. Казакова. Дорога в эстетических представлениях писателя есть синоним поиска ʼʼмагическогоʼʼ места͵ где человек обретает счастье. На это указывают и заглавия большинства рассказов писателя, которые обозначают ʼʼтопос счастьяʼʼ: ʼʼТихое утроʼʼ, ʼʼНа охотеʼʼ, ʼʼВ туманеʼʼ, ʼʼНочьʼʼ, ʼʼНа островеʼʼ, ʼʼОсень в дубовых лесахʼʼ, ʼʼДвое в декабреʼʼ.
Поистине магическое воздействие ауры такого топоса на самоощущение казаковского героя имеет двойственную природу. На первый взгляд, ее составляет земная красота͵ гармония природного мира, которая воссоздается в произведениях писателя с необыкновенной изобразительной силой.
При этом во взаимоотношениях героя Ю. Казакова с природным миром нет той родственности, что присуща, например, пришвинскому герою. Привнесенное войной чувство отчуждения от естества бытия заставляло писателя искать в его материальной ʼʼвещественнойʼʼ стихии высшее одушевляющее начало. Одновременно ему открывалось в природе и то, чего не мог увидеть человек, ощущающий свое нераздельное единство с ней. Наиболее отчетливо эти идеи звучали в рассказах, объединенных темой Севера, суровая природа которого, так поразившая писателя, исподволь оказывала влияние на его мироощущение во время неоднократных возвращений Ю. Казакова в эти места. Раз, за разом окунаясь в особую атмосферу Севера, Ю. Казаков открывал для себя новые стороны извечных драматических противоречий в отношениях человека и природы.
По этой причине уже в начальный период творчества писатель сумел уловить противоречивую сущность именно северного природного ʼʼдухаʼʼ в его отношении к человеку. К примеру, в рассказе ʼʼПоморкаʼʼ, размышляя о судьбе девяностолетней старухи Марфы, автор-рассказчик видит природу отбирающей у человека его жизненную энергию: ʼʼТак что же иссушило, состарило ее, сделало холодными руки и утишило сердце? Уж не белые ли призрачные завораживающие ночи, не страшное ли ночное солнце выпило ее кровь? Или, напротив - длинные зимние вечера, которые проводила она за прялкой при багровом дымном свете лучины?ʼʼ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏбᴩᴀᴈᴏᴍ, можно говорить, что уже в раннем творчестве писателя складывается особое понимание природы, соединяющее в себе и восхищение гармонией, к которой тяготеет все сущее, и страх познания первородного хаоса, скрытого за этой гармонией.
Это позволяет по-новому прочитать те рассказы писателя, которые в исходной своей идее традиционно определялись исследователями как натурфилософские — ʼʼТеддиʼʼ и ʼʼАрктур — гончий песʼʼ. В них Ю. Казаков решает вопросы общефилософского характера, такие, как соотнесение свободы и нравственности.
Цирковой медведь Тедди из одноименного рассказа как бы повторяет традиционный путь героя из творчества М. Пришвина в страну ʼʼбез имени, без территорииʼʼ, в страну своего детства. Но, вернувшись к своему естественному состоянию, Тедди приобретает одновременно и ту первородную агрессивность, которой охвачено в природе все живое и которая является следствием простого желания выжить. Посвященный М. Пришвину, данный рассказ является не столько художественным опредмечиванием пришвинской концепции жизни человека как возвращения к ʼʼсебе первоначальномуʼʼ, к ощущению себя в природе и природы в себе, сколько раздумьями о приобретениях и утратах на пути к познанию подлинного облика мира.
Продолжение эти размышления находят в рассказе ʼʼАрктур — гончий песʼʼ, где осознание слепым гончим псом своего извечного предназначения истолковывается писателем не только в романтическом, как это неоднократно подчеркивалось исследователями, но и в философском ключе. Арктур платит жизнью, как бы искупая первородную дисгармонию установленного порядка жизни.
Образ топоса приобретает, таким образом, в творчестве Ю. Казакова дополнительное символическое значение соприкосновения с высшими началами бытия. Этому способствует и присущая ему особая пространственно-временная организация.
В художественном пространстве рассказов писателя особую роль приобретает мотив воды. Еще в ранних дневниковых записях Ю. Казакова возникает образ ручья как символ причащения к мирской благодати. И в рассказе ʼʼНочьʼʼ ручей выступает не в конкретно-реальной своей сущности, а, скорее, как знак особой отмеченности некоего заповедного края ʼʼнепуганых птицʼʼ, куда Семен приглашает рассказчика: ʼʼА еще там под косогором, ежели через завалы переберешься, овраг перелезешь, да вниз спустишься, родник есть, ключ по-нашему, и сколько я разной воды перепил, но такой никогда не пил, и вода там, нужно думать, лечебная...ʼʼ. Этот завершающий описание ʼʼаккордʼʼ — как определение конечной цели воображаемого путешествия в заповедный край.
Медведь Тедди в своих скитаниях также набредает, наконец, на широкую поляну, которая становится его конечным пристанищем: ʼʼВнизу бежал ручей, тихонько гудели огромные сосны, отцветали последние ромашки, жадно глядящие на бессильное солнце. Берег ручья во многих местах состоял из мягкого золотистого песка со следами пурхавшихся в нем тетеревов, мелодично и бесконечно динькала вода, и Тедди, остановившись на поляне, понял вдруг, что нашел землю обетованную и наконец-то пришел в страну своего детства. Больше его уже никуда не манило, никуда не хотелось идти, путешествие его было оконченоʼʼ.
Образ ручья связан у Казакова чаще всего с определенным типом героев — детей и животных (ʼʼТихое утроʼʼ, где аналогом ручья выступает колодец, из которого пьет воду городской мальчик Володя, приобщаясь к прелести окружающего мира, ʼʼНочьʼʼ, ʼʼТеддиʼʼ). В случае если вспомнить, что и творчество М. Пришвина ассоциируется Казаковым с родниковой водой, то можно определить семантику образа как излияние родником неких глубинных природных животворных сил, воплощающих гармонический лад сущего.
Образы реки и озера, также присутствующие в подавляющем большинстве ранних рассказов Ю.Казакова (ʼʼТихое утроʼʼ, ʼʼНочьʼʼ, ʼʼНа охотеʼʼ, ʼʼГолубое и зеленоеʼʼ, ʼʼТеддиʼʼ, ʼʼАрктур — гончий песʼʼ), более сложны по своему смысловому наполнению и открывают путь к пониманию характера нравственных поисков писателя.
Река воплощает собой энергию, силу, движение жизни, заставляющие пробуждаться душу героя, устремляя его к осознанию неполноты своей жизни, а через это — к ощущению истинной гармонии бытия. Значительность сюжетной и идейной функций образа реки в художественном содержании казаковских произведений можно увидеть на примере рассказа ʼʼТрали-валиʼʼ (1959). Герой его — бакенщик Егор — один из наиболее неоднозначных образов в творчестве писателя. О нем Ю. Казаков так писал К. Паустовскому: ʼʼНедавно я написал рассказ ʼʼТрали-валиʼʼ про бакенщика на Оке и вообще про Русь и русский характер, а больше всего про себяʼʼ[18].
В Егоре одновременно проявляются и такие ʼʼизвечныеʼʼ черты характера, как пассивность, покорность обстоятельствам, душевная лень и податливость влиянию негативных внешних воздействий, что и определяет его привычное ʼʼтрали-валиʼʼ по отношению ко всему. Но одновременно откуда-то из глубин его души открывается духовный опыт предков, сформировавший и ʼʼогранившийʼʼ чудесный певческий талант героя. Потому, наверное, песни, которые поет Егор, — это песни старинные.
В судьбе Егора река играет огромную роль. Вся его жизнь связана с речным пространством. Река ʼʼотнялаʼʼ первую жену Егора — ʼʼраспущенную потрепанную бабенку, гораздо старше его, утонувшую осенью в ледоставʼʼ, и она же ʼʼподарилаʼʼ ему Аленку — его настоящую любовь (они встретились, когда Егор перевозил ее на лодке). Река отделяет его от села, жизнь которого изображена Казаковым отнюдь не идиллически. И голос сестренки, зовущий Егора с другого берега на первомайские праздники, — в сущности, ʼʼголосʼʼ призывающей его к себе привычной ʼʼлегкой жизниʼʼ.
Смутное беспокойство, охватывающее иногда Егора и связанное с ощущением какой-то застылости его жизни, похожей на сон, наваждение тоже тесно связано с образом реки. На ее берег выходит он, испытывая желание уехать куда-нибудь, изменить cвою жизнь. Именно здесь ощущает он некий ʼʼзвездный крикʼʼ: ʼʼЕго-о-р!ʼʼ — как зов какого-то высшего начала бытия (что подчеркивает и определение ʼʼзвездныйʼʼ). И здесь же, ʼʼу перевернутой дырявой плоскодонки, у самой воды, в березкахʼʼ Егор поет для себя вместе с вторящей ему Аленкой, поет в полную силу своего чудесного голоса, живя в данный момент настоящей, а не призрачной жизнью.
Эта активность водной стихии у Ю. Казакова подчеркнута постоянным присутствием света. Так, к примеру, в идущий по берегу реки рассказчик видит костер, яркой точкой горящий на другой ее стороне, от которого по воде тянется прерывистая полоска света. Тедди в одноименном рассказе, плывет по ʼʼтеплой серебристойʼʼ от лунного света воде реки к ʼʼсплошному и черномуʼʼ лесу. Мальчик Алеша (ʼʼГолубое и зеленоеʼʼ), переживающий свою первую любовь, на берегу лесного озера наблюдает, как выходит из-за туч солнце и запускает ʼʼзолотые дрожащие пальцы глубоко в водуʼʼ. И Eгоp в ʼʼТрали-валиʼʼ, сидя на берегу, ʼʼчутко слушает и смотрит в темноту на отраженные в реке звезды, на далекие яркие огоньки бакеновʼʼ. Свет как преодоление ʼʼкосности и непроницаемости бытияʼʼ (В. Соловьев) тоже приобретает у Ю. Казакова символический смысл. Известное тяготение писателя к тому, что Е. Галимова называет ʼʼноктюрностьюʼʼ[19], то есть особое внимание к ночи как основному времени действия его рассказов, заставляет несколько иначе рассматривать данный образ света͵ отражаемого водой. Происходит усиление, концентрация его семантики как источника жизни. В ночи герой Ю. Казакова одновременно и освобождается от ʼʼтенетʼʼ привычных, автоматических душевных движений, как бы приближается к живой жизни, и в то же время оказывается несколько потерявшимся в ней, в ее необъятности и сложности. Свет и вода становятся теми пространственными ориентирами, которые ведут героя к моменту обретения душевной гармонии.
Эстетический смысл образа моря еще более многослоен в художественном мире казаковской прозы. Писатель говорил, что именно на берегу северного моря испытал чувство ʼʼвторого рожденияʼʼ, ʼʼначал бытьʼʼ. Но одновременно именно в облике моря ему открылась и свирепость, жестокость природной стихии по отношению к человеку. По этой причине образ моря приобретает у него двойственный характер.
С одной стороны, оно способно оказать позитивное влияние на чувства и мысли героев: в рассказе ʼʼМанькаʼʼ (1958) штормовое море как бы катализирует любовь героев (то же и в рассказе ʼʼНа островеʼʼ). С другой стороны, море способно и наказать человека, отнять у него жизнь. Такой двойственный образ моря возникает в рассказах ʼʼПоморкаʼʼ (1957), ʼʼНикишкины тайныʼʼ (1957).
В ʼʼНикишкиных тайнахʼʼ, к примеру, мальчик, едущий на тоню к отцу, любуется морским пейзажем: ʼʼЗдесь, возле берега, совсем тихо, светлое дно видно, вспыхивают искры перламутровых раковин и пропадают, лижет песок прозрачная волна... Сильно светит низкое солнце, блестит под ним море и кажется выпуклым. Длинные мысы плавают впереди в голубой дымке, будто висят над моремʼʼ. Но и некоторая напряженность ощущается в данном морском пространстве. Создается она в тексте нагнетением почти неприметных деталей. Так, море кажется тихим именно ʼʼздесь, возле берегаʼʼ, что сразу обращает мысленный ʼʼвзорʼʼ ко всему бескрайнему его пространству, где покой — не такое уж частое состояние. ʼʼНизкое солнцеʼʼ, странная ʼʼвыпуклостьʼʼ — это смещение привычных очертаний создает ощущение легкой тревоги. И именно конь Никишки чувствует ее: ʼʼНа море косится, глаз выворачивает, не любит моря...ʼʼ. В дальнейшем содержании рассказа эта тревога получает мотивацию в словах отца Никишки — бывалого рыбака: ʼʼ...узнаешь тогда наше северное морюшко <...> Быват, падет темна погода, так уж понесет, так понесет — заревишь в голос, с жизнью простишьсяʼʼ.
Образы воды необычайно эстетически значимы как один из топологических элементов внутреннего пространства произведения, определяющих ʼʼтопос счастьяʼʼ. К примеру, река становится границей, пересекая которую, герой попадает в иной мир, где оказывается способен найти счастье. Так происходит в рассказе ʼʼНочьʼʼ. В ʼʼТеддиʼʼ медведь, переплывая реку, попадает из пространств, освоенных людьми, мира человеческого, в глухой лес, мир природный.
ʼʼТопос счастьяʼʼ четко определен в пространственном отношении, что несет в себе представление об ограниченности счастья. Но локализованность пространства ведет к расширению времени. Попадая в ʼʼтопос счастьяʼʼ, герой начинает пребывать в нескольких временных измерениях. Мысленно он переносится в прошлое, как бы корректируя свое нынешнее состояние состоявшимся в прошлом счастьем. При этом часто возникает и третий план времени — вечность. Он формируется в размышлениях героев и автора о повторяемости сущего, а также в особенностях протекания настоящего времени, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ как бы застывает, останавливается (рассказы ʼʼНочьʼʼ, ʼʼНа охотеʼʼ, ʼʼВ туманеʼʼ, ʼʼТрали-валиʼʼ).
Казаковский герой остро ощущает и родственность одних начал жизни и равнодушие, а то и враждебность других. И только в духовном усилии, в прозрении ему открывается ʼʼбожественная красотаʼʼ бесконечно сложной жизни. По этой причине одновременно с внешним движением должно происходить внутреннее, глубоко скрытое паломничество души. Оно осуществляется через страдания. Исследовательница К. Байниева считает, что страдание ведет героя Ю. Казакова к постижению подлинной экзистенции индивидуального бытия, то есть видит в его изображении страдающего человека экзистенциальные мотивы. По нашему мнению, категория страдания выступает у Ю. Казакова, скорее, в аспекте христианского нравственного сознания, ибо обостряет особую душевную чуткость, помогающую постичь смысл жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Галимова, Е. Художественный мир Юрия Казакова / Е.Галимова. - Архангельск: Помор.
Размещено на реф.рф
гос. пед. ун-т им. М.В. Ломоносова, 1992. - 172 с.
Галимова, Е. Мученица Матрена и преподобная Марфа: Два лика рус. святости: (Героини рассказов А. И. Солженицына ʼʼМатренин дворʼʼ и Ю. П. Казакова ʼʼПоморкаʼʼ) / Е.Галимова // Классика и современность: Материалы в помощь учителю лит.: Межвуз. сб. науч. тр.
Размещено на реф.рф
Архангельск: Помор.
Размещено на реф.рф
гос. пед. ун-т им. М.В. Ломоносова, 1999. - С. 129—149.
Кузьмичев, И.С. Юрий Казаков / И.С.Кузьмичев. - Л.: Сов. писатель. Ленингр.
Размещено на реф.рф
отд-ние, 1986. - 268 с.
Махинина, Н.Г. Проблема нравственных ценностей в творчестве Ю.Казакова: 10.01.01.:Дис…. канд.филол. наук / Н.Г.Махинина. - Казань: КГУ, 1997. - 288 с.
Махинина, Н.Г. Традиции раскрытия темы детства в русской литературе ХХ века (Л.Толстой и Ю.Казаков) / Н.Г.Махинина // Слово и мысль Льва Толстого. Казань: Изд-во КГУ, 1993. – С. 30-37.
Махинина, Н.Г. Чувство природы в творчестве Ю.Казакова / Н.Г.Махинина // Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград: Изд-во Волгогр ун-та͵ 2001. – С. 118-127;
Махинина, Н.Г. Детство и природа в творчестве Ю.Казакова / Н.Г.Махинина // Природа в художественной литературе: материальное и духовное: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2004. – С. 158-165.
Махинина, Н.Г. Проза Ю. Казакова о детях и для детей / Н.Г.Махинина // Мировая словесность для детей и о детях: Сборник материалов Девятой Всероссийской научно-практической конференции: вып. 9, ч. 2. – М.: Изд-во Моск. гор.
Размещено на реф.рф
пед. ун-та. (Ярославль: Изд-во ʼʼЛитераʼʼ), 2004. – С. 251-255.
Павловский, А. О Казакове / А.О.Павловский. // Павловский А. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. - Л: Наука, 1970. - С. 48-75.
Нинов, А. Юрий Казаков / А.Нинов // Сквозь тридцать лет: Проблемы. Портреты. Полемика. 1956-1986. - Л.: Сов. писатель, 1987. - С. 331 - 358.
Холмогоров, М.К. ʼʼЭто же смертное дело!.ʼʼ. Перечитывая Юрия Казакова / М.К.Холмогоров // Вопросы литературы. - 1994. - № 3. - С. 3-20.
Чебракова, Е.В. Традиции И. Бунина в творчестве Ю. Казакова / Е.В. Чебракова // Литературный процесс: традиции и новаторство: межвузовский сборник научных трудов; отв. ред. Е.Ш. Галимова. - Архангельск, 1992. - С. 210-222.