Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Учебные цели в уровнях усвоения | Описание этапа. Материалы методического обеспечения | Время этапа |
1. | Организационный момент | Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается и записывается план лекции. Инструктаж по охране труда. | 5 мин | |
Объяснение нового материала | I | 1.Вступительная часть лекции должна логически и психологически подготовить слушателей к восприятию основного учебного материала. 2. Основная часть лекции самая объемная и самая ответственная. 3. Заключительная часть лекции: логическая концовка помогает закрепить услышанное в сознании, усиливает воспитательное, убеждающее воздействие речи. | 60мин | |
3. | Закрепление материала | II | Преподаватель проверяет и оценивает учебные записи студентов в соответствии с показателями и критериями, указанных в методических рекомендациях по управлению учебными записями студентов. Проводится фронтальный опрос (приложения 2-3) | 10 мин. |
4. | Задание на дом | Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах. Домашнее задание: (приложение 4) Славянова И.К. «Акушерство и гинекология» стр. 345-352; текст лекции. | 5 мин |
Лекция:
«Аномалии развития и положения женских половых органов»
План лекции
1. Аномалии развития женских половых органов: классификация, причины, клиника, лечение.
2. Неправильные положения матки.
3. Опущение и выпадение матки и стенок влагалища.
Аномалии развития женских половых органов: классификация, причины, клиника, лечение.
|
Яичники в виде зачатков возникают на первых неделях развития из половых валиков, которые располагаются между зачатком почки и позвоночника. Дифференцировка яичника начинается с третьего месяца внутриутробного развития, они постепенно смещаются книзу и опускаются в малый таз.
Матка, маточные трубы и влагалище развиваются из мезодермальных (мюллеровых) протоков, которые образуются на 4-й неделе внутриутробного периода в области мочеполовых складок. Мезодермальные протоки вначале сплошные, а затем в них появляется полость. Два протока сливаются в среднем и нижнем отделах и на 2-3 месяце внутриутробного развития образуется общая полость. Из слившихся отделов образуется матка и влагалище, а из неслившихся – маточные трубы.
Наружные половые органы образуются из мочеполовой пазухи. На нижнем конце туловища зародыша появляется клоака, или полость, куда открывается нижний конец кишки, протоки первичной почки (вольфовы), из которых формируются мочеточники и мезодермальные протоки. Постепенно мочеполовая пазуха отделяется от прямой кишки. Из тканей, которые окружают клоаку, постепенно формируются клитор, малые и большие половые губы.
Причины аномалий:
- заболевания матери (инфекционные, эндокринные);
- интоксикации (алкоголь, наркотики, вредные химические вещества);
- радиация;
- осложнения беременности и родов (гестозы, дистресс плода, родовая травма ЦНС);
- генетические аномалии.
Аномалии развития наружных половых органов.
1. Атрезия девственной плевы. Может быть проявлением недоразвития или отсутствия влагалища. Проявляется обычно во время менархе.
|
При осмотре наружных половых органов девственная плева сплошная и выпячивается.
2. Гермафродитизм – это наличие у индивидума признаков обоих полов.
А. Истинный – имеет 2 функционирующие половые железы (яичник и яичко). Встречается редко.
Б. Ложный или псевдогермафродитизм:
- женский – внутренние половые органы развиты по женскому типу, наружные напоминают мужские. Развивается при врождённом адреногенитальном синдроме (АГС), обусловленном нарушением биосинтеза глюкокортикоидов;
- мужской – внутренние половые органы развиты по мужскому типу, а наружные напоминают женские.
Аномалии развития матки и влагалища.
1. Аплазия (отсутствие) матки. Встречается редко у нежизнеспособных плодов.
2. Аплазия влагалища.
А. Первичная – развивается внутриутробно, как результат недоразвития нижних отделов мюллеровых протоков. Сочетается обычно с недоразвитием матки. Встречается преимущественно у больных с синдромом Ракитанского – Кюстнера.
Б. Вторичная – это результат перенесенного слипчивого процесса (после оспы, дифтерии, скарлатины, кори, неспецифического воспаления).
3. Удвоение матки и влагалища.
А. Полное удвоение.
Б. Удвоение матки и влагалища, при котором они соединяются на ограниченном участке.
В. Рудиментарный рог матки – полость, которая не соединена с полостью матки (в нём возможна беременность).
Г. Двурогая матка – неполное слияние мюллеровых протоков.
Д. Седловидная матка – приводит к неправильным положениям плода, но беременность вынашивается.
|
Е. Матка с перегородкой у дна или шейки.
Ж. Влагалище с перегородкой.
Клиника: может протекать бессимптомно, половая жизнь и беременность возможны, но возможны самопроизвольные аборты, аномалии родовой деятельности, неправильные положения плода, возникновение гематометры.
Диагностика: основные методы, из дополнительных методов используются зондирование, гистеросальпингография, лапароскопия, рентгенопельвиография.
Аномалии развития яичников.
1 Аплазия – отсутствие одного (при однорогой матке), или двух (у нежизнеспособных плодов) яичников.
2. Гипоплазия – недоразвитие яичников.
3. Дисгенезия гонад (синдром Шерешевского-Тернера), связана с хромосомными нарушениями. Яичники представлены соединительнотканными тяжами. Характерны крыловидные складки от ушей до плеч, низкий рост, широкие плечи, бочкообразная грудная клетка, отсутствие вторичных половых признаков.
Диагностика – основные методы гинекологического исследования, генетическое исследование.
Синдром склерокистозных яичников (Штейна – Левенталя ) – нарушение синтеза половых гормонов в яичнике вследствие неполноценности энзимных систем (наследственный характер). Усиливается выработка андрогенов – гирсутизм, НМЦ, бесплодие. При бимануальном исследовании яичники плотные, увеличены, безболезненны.