Заправочные пункты жидкого топлива




Виды заправочных пунктов. Склады нефтепродуктов подразделяются на две группы: склады снабженческих организаций (нефтебазы) и склады предприятий и автозаправочные станции (АЗС).

АЗС предназначены для заправки нефтепродуктами транспортных средств (кроме гусеничных и машин на пневмоходу, у которых отсутствуют искрогасители). На отдельных АЗС производится продажа масел, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам, прием отработанных масел и мелкой тары из–под нефтепродуктов, а также ТО и мойка машин. АЗС могут быть стационарными, контейнерными и передвижными.

Стационарные АЗС представляют собой долговременные, капитальные сооружения повышенной взрывопожароопасности. В состав АЗС (или нефтехозяйства ЭП) входит резервуарный парк, приемочная площадка, маслосклад, операторская, стационарные посты заправки и мобильные заправочные агрегаты.

Контейнерные АЗС главным образом располагаются на предприятиях и стоянках, а также в местах сосредоточения машин. Обычно они имеют ограниченную номенклатуру ТСМ (1–2 вида топлива и масла) и выполняются в виде блок–пункта или контейнера для хранения топлива и операторской. На станции контейнерного типа может обеспечиваться заправка машин методом самообслуживания. При этом машинистам выдают специальные кодовые ключи или карточки к установке.

Передвижные АЗС (ПАЗС) предназначены для доставки и заправки нефтепродуктами машин на местах их работы и сосредоточения (например, в полевых условиях), а также на территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров. ПАЗС монтируют на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах и они занимают промежуточное положение между автотопливозаправщиками (АТЗ) и маслозаправщиками.

АТЗ могут выполнять следующие операции: производить заправку баков машин; заполнять собственную цистерну из резервуара; перекачивать топливо из одного резервуара в другой, минуя свою цистерну.

Технологическое оборудование заправочных станций. Состав оборудования АЗС зависит от ее назначения и мощности. Применяются тарный и резервуарный способы хранения ТСМ. Обычно при тарном хранении используют стальные бочки разного типа вместимостью 50, 100, 200 и 275 л, канистры и фляги, а при резервуарном хранении – стальные цилиндрические резервуары горизонтального исполнения (цистерны) емкостью от 5 до 75 м3 и вертикального исполнения емкостью от пяти до нескольких

тысяч кубических метров. В особых условиях, например в полевых парках, могут использоваться резинотканевые резервуары.

В зависимости от способа установки (наземного, заглубленного и подземного) резервуары оснащают различным оборудованием.

Каждый подземный резервуар (рис. 7.3) имеет всасывающее (для подачи нефтепродуктов к заправочным колонкам), сливное (для приема нефтепродуктов из автоцистерн), замерное (для измерения уровня жидкости в резервуаре и взятия проб), дыхательное (для поддержания необходимого давления и разрежения в резервуаре) и другое оборудование. Плавающий топливоприемник устанавливают на приемно–раздаточной трубе резервуара при его зачистке (для хранения дизельного топлива). Резервуары для хранения масел могут иметь дополнительные устройства для их разогрева.

Колонки с дистанционным и ручным управлением, служащие для заправки машин закрытым способом, могут быть топливо–, масло– и смесераздаточными.

Топливораздаточные колонки снабжаются кранами для автоматического и ручного прекращения выдачи жидкости, имеющими вращающееся присоединение к топливораздаточному рукаву, которое предотвращает перекручивание шланга, а также разрывную муфту, предотвращающую повреждение колонки при движении машины с невынутым краном из бака.

Заправочные пункты обеспечиваются также и другим необходимым вспомогательным оборудованием: мотопомпами (для перекачки топлива в незначительных объемах с одновременной фильтрацией и регистрацией объемов); фильтрами; трубопроводами и арматурой (вентилями, кранами, быстроразъемными муфтами, клапанами); переносными и стационарными подогревателями и т.п.

Технологические операции и документация. На складах ТСМ производятся следующие операции: прием и хранение материалов; перекачивание их из цистерн в расходные резервуары; перекачивание из одного резервуара в другой при необходимости осмотра и ремонта; заправка дорожных машин, передвижных мастерских, заправщиков; переливание в мелкую тару; сбор и восстановление качества отработанных масел.

При приеме нефтепродуктов измеряют их уровень и температуру, отбирают пробу, проверяют наличие воды (перед сливом нефтепродукта из цистерны, если она не опломбирована). Нефтепродукты сливают из цистерны закрытым способом через сливной фильтр самотеком или под напором. Принятые нефтепродукты хранят в маркированных и калиброванных резервуарах. Масла и смазки в таре хранятся в специально отведенных местах АЗС на стеллажах.

На АЗС применяются автоматизированные системы учета ТСМ на основе комплекса, в состав которого входят: контрольно–кассовый аппарат (с принтером, электронным журналом для хранения информации и устройством приема платежных карт); система автоматического замера уровня топлива в резервуарах; пульт дистанционного управления колонками; персональный компьютер для управления процессом отпуска и учета ТСМ, а также ведения документации заправочного пункта.

Каждая АЗС должна иметь следующую документацию: паспорт АЗС с технологической и электрической схемами; формуляры и технические описания на топливо – и маслораздаточные колонки; паспорта и градуировочные таблицы на резервуары; журнал учета поступивших нефтепродуктов; инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, сбору отработанных нефтепродуктов и др.

Проверка оборудования заправочных пунктов. Обеспечение работоспособности оборудования заправочных пунктов осуществляется в соответствии с планово–предупредительной системой ТО и ремонта, которая предусматривает ежедневное обслуживание, периодические технические обслуживания, плановый текущий ремонт (обычно двух видов – ТР1 и ТР2) и капитальный ремонт.

ЕО включает в себя контрольный осмотр перед началом работы и обслуживание в процессе работы, т.е. проверку герметичности фланцевых, резьбовых и других соединений в колонках, раздаточных рукавах, трубопроводах и арматуре.

Периодичность ТО и ремонта устанавливают по времени или количеству выданного ТСМ. Техническое обслуживание колонок проводят один раз в два месяца или после отпуска 500 тыс. т топлива в основном в целях проверки состояния оборудования. Ответственное оборудование пломбируется по утвержденным схемам. При проверке топливораздаточных колонок учитывают их внешний вид, герметичность соединений, работу газоотделителя и точность измерения. Проверки выполняются после ремонта и периодически.

ТР1 проводится два раза в год при подготовке оборудования к летней и зимней эксплуатации (включая замену отдельных деталей). При подготовке к зимней эксплуатации включают систему подогрева (обычно в смесераздаточных колонках). ТР2 проводят каждые 20 мес, заменяя отдельные сборочные единицы. За срок службы колонок КР выполняют два раза.

Зачистка резервуаров проводится не реже одного раза в два года, а также при смене марки нефтепродукта. При этом используются передвижные установки для механизированной зачистки и откачки остатков и загрязнений из резервуаров. Может также выполняться противокоррозионная защита наружной и внутренней поверхностей резервуаров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: