Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ТАГАНРОГСКИЙ ФИЛИАЛ
Государственного бюджетного профессионального
Образовательного учреждения Ростовской области
«ДОНСКОЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ТФ ГБПОУ РО «ДСК»)
БИОЛОГИЯ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Для специальностей технического профиля
Таганрог
ББК 74.262.6
Р 93
Рассмотрено и рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия по дисциплине «Биология» на заседаниях цикловой методической комиссии общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин (протокол от 30.08.2016 г. № 01) и методического совета колледжа (протокол от 31.08.2016 г. № 01)
Рецензенты:
НИКОЛЕНКОВА Марина Владленовна, преподаватель химии и биологии МОБУ СОШ №26
ЕРМОЛОВА Елена Викторовна, преподаватель ТФ ГБПОУ РО «ДСК»
Рыбалкина И.Н.
Р 93
Биология [Текст]: конспект лекций по дисциплине для студентов СПО специальностей технического профиля / И.Н.Рыбалкина.- Таганрог: ТФ ГБПОУ РО «ДСК», 2016 – 111 [3] с.
Конспект лекций составлен в помощь обучающимся СПО специальностей технического профиля, для освоения теоретического курса Биологии. Данное методическое пособие предназначено для аудиторного и самостоятельного изучения обучающимися по очной форме обучения.
Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями примерной и рабочей программы для студентов среднего профессионального образования по специальностям технического профиля.
ББК 74.262.6
Зарегистрировано в качестве учебного пособия в методическом кабинете ТФ ГБПОУ РО «ДСК» под № 625 от 30.08.2016 г. | ©, ТФ ГБПОУ РО «ДСК», 2016 ©, Рыбалкина И.Н., 2016 |
Содержание
Введение................................................................................................................................................................................................... 7
Раздел 1. Учение о клетке.................................................................................................................................................................. 12
Тема 1.1.Клетка. Химическая организация клетки..................................................................................................................... 12
Тема 1.2 Строение и функции клетки................................................................................................................................. …….16
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.................................................... 19
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.................................................................... 25
Тема 2.1.Размножение и индивидуальное развитие организмов......................................................................................... 25
Тема 2.2. Индивидуальное развитие человека........................................................................................................................... 29
Раздел 3. Основы генетики и селекции......................................................................................................................................... 33
Тема 3.1. Основы учения о наследственности и изменчивости............................................................................................ 33
Тема 3.2. Закономерности изменчивости..................................................................................................................................... 38
Тема 3.3. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов................................................................................. 41
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.............................................................. 46
Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.......................................................................... 46
Тема 4.2. История развития эволюционных идей...................................................................................................................... 48
Тема 4.3. Микроэволюция.................................................................................................................................................................. 51
Тема 4.4. Макроэволюция.................................................................................................................................................................. 56
Раздел 5 Происхождение человека................................................................................................................................................ 60
Тема 5.1. Антропогенез...................................................................................................................................................................... 60
Тема 5.2 Человеческие расы............................................................................................................................................................ 62
Раздел 6. Основы экологии............................................................................................................................................................... 65
Тема 6.1 Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой........................... 65
Тема 6.2 Биосфера и человек........................................................................................................................................................... 71
Раздел 7. Бионика................................................................................................................................................................................ 74
Тема 7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.................................................................................. 74
Список литературы: 76
Введение
Перечень изучаемых вопросов:
1. Объект изучения биологии – живая природа.
2. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция.
3. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей
4. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
БИОЛОГИЯ – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой. Название ее возникло из сочетания двух греческих слов: БИОС – жизнь, ЛОГОС – учение. Эта наука изучает все живые организмы.
Термин «биология» ввёл в научный оборот французский учёный Ж. Б. Ламарк в 1802 году. Предмет изучения биологии – живые организмы (растения, животные, грибы, бактерии), их строение, функции, развитие, происхождение, взаимоотношения со средой.
В органическим мире выделяют 5 царств: бактерии (дробянки), растения, животные, грибы, вирусы. Эти живые организмы изучаются соответственно науками: бактериология и микробиология, ботаника, зоология, микология, вирусология. Каждая из этих наук делится на разделы. Например, зоология включает энтомологию, териологию, орнитологию, ихтиологию и др. каждая группа животных изучается по плану: анатомия, морфология, гистология, зоогеография, этология и т.д. Кроме этих разделов можно назвать ещё: биофизика, биохимия, биометрия, цитология, гистология, генетика, экологи, селекция, космическая биология, генная инженерия и много других.
Таким образом, современная биология – комплекс наук, изучающих живое.
Но эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.
Что же изучает общая биология?
Общая биология изучает закономерности жизни на всех уровнях ее организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.
Что может объединять все биологические науки?
Общая биология играет объединяющую роль в системе знаний о живой природе, поскольку в ней систематизируются ранее изученные факты, совокупность которых позволяет выявить основные закономерности органического мира.
Какова цель общей биологии?
Осуществление разумного использования, охрана и воспроизведение природы.