Изучение нового материала (его первичное восприятие)




Тема «Турки- османы в борьбе против христианского мира»

Тема урока «Османская империя в XIV-XVI в.в.»

Цели урока:

1. Определять особенности власти Османской империи и роль армии в ней.

2. Помочь учащимся понять причины военных успехов турок- османов и причины упадка Османской империи.

3. Сопоставлять и анализировать исторические факты, работать с исторической картой, документами, ребусами.

4. Развития мышления и умения формулировать вопросы к тексту и по тексту.

5. Применять и объяснять понятия «военно-феодальное государство», «империя», «янычары», «халиф».

6. Воспитывать неприятие завоевательных войн как метода государственной политики и разрешения межнациональных конфликтов.

Легенда гласит:

«В 13 в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии

400 кибиток с племенами турок- османов.

Прошли века, и потомки Османа штурмом взяли

Константинополь, покорили десятки стран на трех

материках и стали реальной угрозой христианской Европе».

 

1. Как эта легенда связана с темой урока?

2. Где, когда и кем была образована Османская империя? (в конце XIII века, на с-з Малой Азии, на месте распавшегося государства турок-сельджуков, султаном Османом. Столица – Адрианополь (Эдирне).

В 13 веке на территории Балканского полуострова располагалось три больших государства.

 

Болгария Сербия Византия
В 12 в. освободилась из под власти Византии. В сер.14 в. распалась на три независимых государства, а в конце века – на 500 лет попала под власть османов. В 14 в. распалась на феодальные владения, враждовавшие между собой 1389г. – поражение в битве на Косовом поле (Милош Обилич). Через 70 лет попала под власть султана. После 4-го крестового похода (1202-1204гг.) - очень ослабла. Крестоносцы захватили и ограбили Константинополь, создали там Латинскую империю и больше не ходили на Иерусалим.

В 14 в. государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и борьбой с турками-османами.

3. Как связаны понятия «Византия» и «османы»? материал учебника с.208 (в борьбе с покоренными народами Византия часто прибегала к помощи турок-османов).

Учитель: Османская империя – страна чудес. Это одна из самых интересных и колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира. Ни одна страна так не манит запахом пряностей, рубиновым закатом, лазурным морем, приторным лукумом, нежной баней и шелковыми платками танцовщиц…

Сегодня на уроке мы познакомимся с самым значимым и интересным периодом османской истории, будем говорить о взлетах и падении империи - о том периоде ее истории, который турецкие историки называют временем «остановки», прочувствуем всю сложность и противоречивость изучаемого периода.

Наш век пройдет, откроются архивы

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Вождей иных тогда померкнут лики

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда!

Итак, тема сегодняшнего урока «Османская империя в XIV-XVI вв.»

Изучение нового материала (его первичное восприятие)

1. «Османская империя в X IV-XVI вв.»:

Учитель дает историческую справк у: (в ходе, которой все учащиеся выписывают новые понятия и их значение, а один – записывает понятия на флип-чарте). Османская империя, созданная в результате завоевательных походов султанов, занимала на рубеже XV—XVI вв. огромную территорию в трех частях света — в Европе, Азии и Африке.

Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, традициями было делом непростым. Главными слагаемыми успеха были: политика централизации и укрепления политического единства, хорошо отлаженная военная машина и военно-феодальная система землевладения.

Во главе государства стоял султан. Его называли «тенью Бога на земле», поэтому личность его была неприкосновенной и священной. Это был главный собственник земли. Султан управлял государством с помощью высшего совета – Дивана, работой которого руководил великий визирь – второе лицо в государстве. Он ведал гражданскими, военными, финансовыми, иностранными и хозяйственными делами. Духовную жизнь империи контролировал шейх-уль-ислам. Он следил за соблюдением исламского права, ему подчинялись муллы и судьи. Турецкое правительство и дворец, где оно находилось, назывались Высокая порта. Поэтому и за Османской империей впоследствии закрепилось название Блистательная, или Высокая порта.

Сложившееся государство было военно-феодальным Вся земля находилась в собственности государства. Пожалование земли сопровождалось обязательством феодала. За счет налогов, собираемых с крестьян (основной массы населения страны), он должен был в нужный момент снарядить определенное число воинов. Турецкий феодал (сипахи) был избавлен от хозяйственных забот. Его обогащение напрямую зависело от того, как он выполняет свои воинские обязанности, поэтому феодал-воин не считал свои доходы от пожалованных султаном земель основными. Главное он видел в завоевании новых территорий и их ограблении. Военно-феодальная организация османского государства постоянно укреплялась. Помимо войск феодалов, было создано специальное войско янычар. Они находились на денежном жаловании у султана и не имели никаких связей с местным населением. Янычары были профессиональными воинами и являлись ударной силой султана, как на войне, так и в его отношениях с феодальной знатью.

Период XVI—XVII вв. характеризуется как наивысшая турецкая экспансия. Рассмотрим его.

2. Внешняя политика Османской империи.

Фронтальная самостоятельная работа: прочитайте гипертекст текст № 4 «Завоевания османов», проанализируйте его содержание.Обсуждение происходит методом беседы.

- Чем был обусловлен успех турецкой армии?

- В чем проявилась двойственность политики правителя?

Мозговой штурм.

Учитель: Император Византии предлагал турецкому султану взять себе все города, но оставить ему, императору, столицу, за что император будет платить султану ежегодную дань. Но султан отверг эти предложения и ответил, что «сабля и религия неразделимы» и потребовал сдачи Константинополя. «Я могу делать все, что мне угодно. Оба берега Босфора принадлежат мне: тот, восточный, потому что на нем живут османы, а тот, западный, потому вы не умеете его защищать».

- Как вы понимаете слова: «Сабля и религия неразделимы»? (опора султана – сильный воин-мусульманин).

- А еще Мехмед II говорил: «Не положу оружие, доколе в Европе останется хоть один христианин». Достаточно ли этих сведений, чтобы считать его темным человеком и варваром. Почему? (Нет, он не темный человек, он предан своей вере).

- Назовите направления завоевательных походов.

- Каковы были последствия завоевательных походов для Османской империи и покоренных народов? (вопрос всем).

Физкультминутка

На истории сидели.

Руки, ноги занемели.

Руки вверх, руки вниз.

Вправо, влево повернись

И соседу улыбнись.

Хлопалка - физминутка
(кто относит себя к данной категории, хлопает, кто нет – топает)

–прекрасная половина человечества.

– наша защита и оборона.

– кто любит вкусно поесть.

– кто против курения.

– кто ни разу не опаздывал на уроки.

– кто любит каникулы.

– кто готовился сегодня к уроку.

– у кого прекрасное расположение духа.

Завоевательную политику Мехмеда II продолжали его наследникиодним из которых был, Селим I Грозный (1512-1520гг.). Его войска захватили даже Мекку и Медину, а по исламской традиции, тот, кто владеет этими землями, имеет религиозную власть в мусульманском мире и, поэтому, Селим I и его преемники Сулейман I, Селим II стали называть себя халифами. Но наивысшего могущества Османская империя достигла при султане Сулеймане I Законодателе (Кануне) (1520-1566гг.), которого в Западной Европе называли Великолепным. Какая ассоциация у вас возникает при упоминании прозвища этого правителя? «Законодатель» = «Закон».

2. Упадок Османской империи

Пользуясь гипертекстом № 5, давайте вместе определим «Причины ослабления Османской империи».

1.Борьба покоренных народов

2.Укрепление собственности феодалов на землю.

3.Империя создана силой оружия и была непрочной.

Промежуточный итог: Османская империя была создана мечом и, мечом поддерживалось ее существование. Неспособность османской военной машины в изменившихся условиях обеспечить дальнейшую территориальную экспансию и ограбление соседей лишало османское общество возможности и далее развиваться. И никакие реформы не могли разрешить кризиса. Поэтому неслучайно период конца XVIв. турецкие историки называют временем «остановки».

4. Достижения культуры Османской империи

- Какие достижения культуры позволяют назвать Османскую империю конца XVI в. одной из самых колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира7

Период XIV-XVI вв. – поистине золотое время в развитии турецкой культуры. Многие шедевры и традиции того времени сохранились до наших дней. Среди них произведения литературы и искусства, научные трактаты и архитектурные сооружения, создателями которых были как сами турки, так и население покоренных ими государств).

Вывод: Сегодня на уроке вы познакомились с очень важным и интересным периодом османской истории, говорили о могуществе и ослаблении империи, знакомились с историческими личностями, культурными достижениями страны.

Домашнее задание.

Выучить параграф 25 учебника, выучить даты. Ответить на вопросы тестовых заданий

 

 

Тестовые задания:

1.Глава Османского государства носил титул:

А) царя; Б) короля; В) султана; Г) богдыхана.

2. Турецкий султан Мехмед ІІ Фатих (Завоеватель) правил в:

А) 1450-1480 гг. Б) 1451-1481 гг.

В) 1461-1491 гг. Г) 1470-1495 гг.

3. При каком султане Османская империя достигла наивысшего могущества:

А) Селиме I;

Б) Сулеймане I;

В) Мехмеде II;

Г) Селиме II.

4. Болгарские и сербские партизаны, которые боролись против турок-

завоевателей, назывались:

А) гезами; Б) гайдуками; В) гугенотами; Г) янычарами.

5. Осада турецкими войсками Константинополя и овладения им состоялось:

А) 1451г., 7 апреля-29 мая;

Б) 1453г., 7 апреля-29 мая;

В) 1452г., 7 апреля-29 мая.

Г) 1454г., 7 апреля-29 мая.

6. Турки-османы завоевали:

А) Сербию;

Б) Иран;

В) Англию;

Г) Киевскую Русь;

Д) Афганистан;

Е) Византийскую империю.

Г) «Союзом трех императоров».

7. Власть султана в Османской империи:

А) ограничивалась служителями мусульманской религии;

Б) была неограниченной;

В) ограничивалась советом представителей крупнейшей знати;

Г) ограничивалась янычарами.

8. Школы в Турции создавались при мусульманских храмах и назывались:

А) мечетями;

Б) минаретами;

В) медресе.

Г) михрабы;

9. Приведите в соответствие понятия и их значения:

1) султан а) турецкий феодал, получавший земельные пожалования

за несение военной службы;

2) диван б) тип государства, отличавшегося огромной территорией

и амбициями на мировое господство;

3) империя в) турецкая регулярная пехота, созданная XIV в.;

4) сипахи г) правительственное учреждение по административным и судебным делам;

д) титул мусульманского светского правителя;

1)__д____; 2)____г__; 3)__б____; 4)__а____.

10. Найдите пару - султан и его прозвище:

1) Селим I; а) Законодатель;

2) Сулейман I; б) Завоеватель;

3) Мехмед II; в) Пьяница;

4) Селим II. г) Справедливый;

д) Грозный.

1)_д_____; 2)_а_____; 3)__б____; 4)__в____.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: