Тема «Турки- османы в борьбе против христианского мира»
Тема урока «Османская империя в XIV-XVI в.в.»
Цели урока:
1. Определять особенности власти Османской империи и роль армии в ней.
2. Помочь учащимся понять причины военных успехов турок- османов и причины упадка Османской империи.
3. Сопоставлять и анализировать исторические факты, работать с исторической картой, документами, ребусами.
4. Развития мышления и умения формулировать вопросы к тексту и по тексту.
5. Применять и объяснять понятия «военно-феодальное государство», «империя», «янычары», «халиф».
6. Воспитывать неприятие завоевательных войн как метода государственной политики и разрешения межнациональных конфликтов.
Легенда гласит:
«В 13 в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии
400 кибиток с племенами турок- османов.
Прошли века, и потомки Османа штурмом взяли
Константинополь, покорили десятки стран на трех
материках и стали реальной угрозой христианской Европе».
1. Как эта легенда связана с темой урока?
2. Где, когда и кем была образована Османская империя? (в конце XIII века, на с-з Малой Азии, на месте распавшегося государства турок-сельджуков, султаном Османом. Столица – Адрианополь (Эдирне).
В 13 веке на территории Балканского полуострова располагалось три больших государства.
Болгария | Сербия | Византия |
В 12 в. освободилась из под власти Византии. В сер.14 в. распалась на три независимых государства, а в конце века – на 500 лет попала под власть османов. | В 14 в. распалась на феодальные владения, враждовавшие между собой 1389г. – поражение в битве на Косовом поле (Милош Обилич). Через 70 лет попала под власть султана. | После 4-го крестового похода (1202-1204гг.) - очень ослабла. Крестоносцы захватили и ограбили Константинополь, создали там Латинскую империю и больше не ходили на Иерусалим. |
В 14 в. государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и борьбой с турками-османами.
3. Как связаны понятия «Византия» и «османы»? материал учебника с.208 (в борьбе с покоренными народами Византия часто прибегала к помощи турок-османов).
Учитель: Османская империя – страна чудес. Это одна из самых интересных и колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира. Ни одна страна так не манит запахом пряностей, рубиновым закатом, лазурным морем, приторным лукумом, нежной баней и шелковыми платками танцовщиц…
Сегодня на уроке мы познакомимся с самым значимым и интересным периодом османской истории, будем говорить о взлетах и падении империи - о том периоде ее истории, который турецкие историки называют временем «остановки», прочувствуем всю сложность и противоречивость изучаемого периода.
Наш век пройдет, откроются архивы
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Вождей иных тогда померкнут лики
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!
Итак, тема сегодняшнего урока «Османская империя в XIV-XVI вв.»
Изучение нового материала (его первичное восприятие)
1. «Османская империя в X IV-XVI вв.»:
Учитель дает историческую справк у: (в ходе, которой все учащиеся выписывают новые понятия и их значение, а один – записывает понятия на флип-чарте). Османская империя, созданная в результате завоевательных походов султанов, занимала на рубеже XV—XVI вв. огромную территорию в трех частях света — в Европе, Азии и Африке.
Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, традициями было делом непростым. Главными слагаемыми успеха были: политика централизации и укрепления политического единства, хорошо отлаженная военная машина и военно-феодальная система землевладения.
Во главе государства стоял султан. Его называли «тенью Бога на земле», поэтому личность его была неприкосновенной и священной. Это был главный собственник земли. Султан управлял государством с помощью высшего совета – Дивана, работой которого руководил великий визирь – второе лицо в государстве. Он ведал гражданскими, военными, финансовыми, иностранными и хозяйственными делами. Духовную жизнь империи контролировал шейх-уль-ислам. Он следил за соблюдением исламского права, ему подчинялись муллы и судьи. Турецкое правительство и дворец, где оно находилось, назывались Высокая порта. Поэтому и за Османской империей впоследствии закрепилось название Блистательная, или Высокая порта.
Сложившееся государство было военно-феодальным Вся земля находилась в собственности государства. Пожалование земли сопровождалось обязательством феодала. За счет налогов, собираемых с крестьян (основной массы населения страны), он должен был в нужный момент снарядить определенное число воинов. Турецкий феодал (сипахи) был избавлен от хозяйственных забот. Его обогащение напрямую зависело от того, как он выполняет свои воинские обязанности, поэтому феодал-воин не считал свои доходы от пожалованных султаном земель основными. Главное он видел в завоевании новых территорий и их ограблении. Военно-феодальная организация османского государства постоянно укреплялась. Помимо войск феодалов, было создано специальное войско янычар. Они находились на денежном жаловании у султана и не имели никаких связей с местным населением. Янычары были профессиональными воинами и являлись ударной силой султана, как на войне, так и в его отношениях с феодальной знатью.
Период XVI—XVII вв. характеризуется как наивысшая турецкая экспансия. Рассмотрим его.
2. Внешняя политика Османской империи.
Фронтальная самостоятельная работа: прочитайте гипертекст текст № 4 «Завоевания османов», проанализируйте его содержание.Обсуждение происходит методом беседы.
- Чем был обусловлен успех турецкой армии?
- В чем проявилась двойственность политики правителя?
Мозговой штурм.
Учитель: Император Византии предлагал турецкому султану взять себе все города, но оставить ему, императору, столицу, за что император будет платить султану ежегодную дань. Но султан отверг эти предложения и ответил, что «сабля и религия неразделимы» и потребовал сдачи Константинополя. «Я могу делать все, что мне угодно. Оба берега Босфора принадлежат мне: тот, восточный, потому что на нем живут османы, а тот, западный, потому вы не умеете его защищать».
- Как вы понимаете слова: «Сабля и религия неразделимы»? (опора султана – сильный воин-мусульманин).
- А еще Мехмед II говорил: «Не положу оружие, доколе в Европе останется хоть один христианин». Достаточно ли этих сведений, чтобы считать его темным человеком и варваром. Почему? (Нет, он не темный человек, он предан своей вере).
- Назовите направления завоевательных походов.
- Каковы были последствия завоевательных походов для Османской империи и покоренных народов? (вопрос всем).
Физкультминутка
На истории сидели.
Руки, ноги занемели.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись.
Хлопалка - физминутка
(кто относит себя к данной категории, хлопает, кто нет – топает)
–прекрасная половина человечества.
– наша защита и оборона.
– кто любит вкусно поесть.
– кто против курения.
– кто ни разу не опаздывал на уроки.
– кто любит каникулы.
– кто готовился сегодня к уроку.
– у кого прекрасное расположение духа.
Завоевательную политику Мехмеда II продолжали его наследникиодним из которых был, Селим I Грозный (1512-1520гг.). Его войска захватили даже Мекку и Медину, а по исламской традиции, тот, кто владеет этими землями, имеет религиозную власть в мусульманском мире и, поэтому, Селим I и его преемники Сулейман I, Селим II стали называть себя халифами. Но наивысшего могущества Османская империя достигла при султане Сулеймане I Законодателе (Кануне) (1520-1566гг.), которого в Западной Европе называли Великолепным. Какая ассоциация у вас возникает при упоминании прозвища этого правителя? «Законодатель» = «Закон».
2. Упадок Османской империи
Пользуясь гипертекстом № 5, давайте вместе определим «Причины ослабления Османской империи».
1.Борьба покоренных народов
2.Укрепление собственности феодалов на землю.
3.Империя создана силой оружия и была непрочной.
Промежуточный итог: Османская империя была создана мечом и, мечом поддерживалось ее существование. Неспособность османской военной машины в изменившихся условиях обеспечить дальнейшую территориальную экспансию и ограбление соседей лишало османское общество возможности и далее развиваться. И никакие реформы не могли разрешить кризиса. Поэтому неслучайно период конца XVIв. турецкие историки называют временем «остановки».
4. Достижения культуры Османской империи
- Какие достижения культуры позволяют назвать Османскую империю конца XVI в. одной из самых колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира7
Период XIV-XVI вв. – поистине золотое время в развитии турецкой культуры. Многие шедевры и традиции того времени сохранились до наших дней. Среди них произведения литературы и искусства, научные трактаты и архитектурные сооружения, создателями которых были как сами турки, так и население покоренных ими государств).
Вывод: Сегодня на уроке вы познакомились с очень важным и интересным периодом османской истории, говорили о могуществе и ослаблении империи, знакомились с историческими личностями, культурными достижениями страны.
Домашнее задание.
Выучить параграф 25 учебника, выучить даты. Ответить на вопросы тестовых заданий
Тестовые задания:
1.Глава Османского государства носил титул:
А) царя; Б) короля; В) султана; Г) богдыхана.
2. Турецкий султан Мехмед ІІ Фатих (Завоеватель) правил в:
А) 1450-1480 гг. Б) 1451-1481 гг.
В) 1461-1491 гг. Г) 1470-1495 гг.
3. При каком султане Османская империя достигла наивысшего могущества:
А) Селиме I;
Б) Сулеймане I;
В) Мехмеде II;
Г) Селиме II.
4. Болгарские и сербские партизаны, которые боролись против турок-
завоевателей, назывались:
А) гезами; Б) гайдуками; В) гугенотами; Г) янычарами.
5. Осада турецкими войсками Константинополя и овладения им состоялось:
А) 1451г., 7 апреля-29 мая;
Б) 1453г., 7 апреля-29 мая;
В) 1452г., 7 апреля-29 мая.
Г) 1454г., 7 апреля-29 мая.
6. Турки-османы завоевали:
А) Сербию;
Б) Иран;
В) Англию;
Г) Киевскую Русь;
Д) Афганистан;
Е) Византийскую империю.
Г) «Союзом трех императоров».
7. Власть султана в Османской империи:
А) ограничивалась служителями мусульманской религии;
Б) была неограниченной;
В) ограничивалась советом представителей крупнейшей знати;
Г) ограничивалась янычарами.
8. Школы в Турции создавались при мусульманских храмах и назывались:
А) мечетями;
Б) минаретами;
В) медресе.
Г) михрабы;
9. Приведите в соответствие понятия и их значения:
1) султан а) турецкий феодал, получавший земельные пожалования
за несение военной службы;
2) диван б) тип государства, отличавшегося огромной территорией
и амбициями на мировое господство;
3) империя в) турецкая регулярная пехота, созданная XIV в.;
4) сипахи г) правительственное учреждение по административным и судебным делам;
д) титул мусульманского светского правителя;
1)__д____; 2)____г__; 3)__б____; 4)__а____.
10. Найдите пару - султан и его прозвище:
1) Селим I; а) Законодатель;
2) Сулейман I; б) Завоеватель;
3) Мехмед II; в) Пьяница;
4) Селим II. г) Справедливый;
д) Грозный.
1)_д_____; 2)_а_____; 3)__б____; 4)__в____.