Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных форм и методов работы воспитателя…………….5
1.1. Характеристика процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста ………………………..5
1.2. Использование форм и методов работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………24
Введение
Здоровье человека является процессом сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Быть здоровым желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
|
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
- обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера;
- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова;
- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
|
Вопросы формирования у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, однако, методическая разработанность проблемы формирования представлений о понятии «здоровый образ жизни» у старших дошкольников в научно-методической литературе представлена недостаточно. Актуальность исследования подтверждается противоречием между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияние социально-экологической среды на здоровье человека, и недостаточной методической готовностью педагогических кадров образовательных структур к их реализации, что и определило выбор темы исследования.
Основная часть. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных форм и методов работы воспитателя
Характеристика процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетия.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Так же можно сказать, что здоровый образ жизни – это правильный распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. Еще к этому можно добавить: это список правил, которые нужно соблюдать
|
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети – цветы жизни, это наше будущее. Здоровье - главное нации. Если здоровье - богатство, его надо сохранять. «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит народная мудрость [2, с. 21].
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависит от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни.
Это подтверждают и перемены, происходящие в российском дошкольном образовании. Содержание образовательной области «Здоровье», согласно федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС), направлено на «достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья [1, с. 145].
Авторы, пишущие об элементах здорового образа жизни, считают, что таковыми являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающую среду: безопасную и благоприятную для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активную жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей; личную гигиену: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний – первичную профилактику, предотвращающую их возникновение. Также способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков) [24, с. 78].
Значительная часть самосохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни [4, с. 434].
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.
С ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни [5, с. 167].
Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье [6, с. 121].
Отношение ребенка в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, а также для активного участия в трудовой и общественной, семейно-бытовой формах жизни. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [7, с. 156].
Авторы, пишущие об элементах здорового образа жизни, считают. Что таковыми являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающую среду: безопасную и благоприятную для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активную жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей; личную гигиену: совокупностьгигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи; закаливания [23, с. 22].
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни [3, с. 157].
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей – это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят [8, с. 256].
Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки [22, с. 249].
Таким образом, формирование здорового образа жизни у детей старшего возраста находится в прямой зависимости от уровня сознания, оказываемых на них педагогических воздействий и осознанной потребности в здоровье, которая проявлялась в мотивах по поддержанию здоровой жизни.