Использование форм и методов работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста




Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровье детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетных задач считается охрана и усиление физического и психического здоровья детей, а так же их эмоционального благополучия. Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012 г.), дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, 24 развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При формировании представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют различные методы, формы в построении образовательно-воспитательного процесса. Главными формами работы считаются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные состязания и праздничные дни.

Метод – комплекс сравнительно однородных приемов, действий практического или теоретического освоения действительности, подвластных решению определённой задачи. Форма – способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма находится во взаимосвязи от: количества участников, времени и места проведения процесса, порядка его осуществления [9, с. 211].

Методы и формы, применяемые в процессе формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, могут быть различными. Для формирования основ ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки, плакаты. Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование основ ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений об основах ЗОЖ [17, с. 177].

Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений об основах ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни. Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений [10, с. 127].

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Для формирования представлений здорового образа жизни дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Кроме повседневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные занятия [12, с. 87].

Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду. Данная форма работы считается основной для развития правильных двигательных умений и навыков, формирует подходящие условия целью освоения единых положений и закономерностей при исполнении физических упражнений, способствует формированию разносторонних возможностей детей. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педагогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения», «Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и многое другое. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видео фрагментов, иллюстраций, аудио записей [13, с. 190].

Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, усидчивость. В процессе формирования основ ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания. Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии и упражнения на растягивании [14, с. 39].

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук [21, с. 74].

Немало важную роль играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистическим, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии. Большое значение для формирования основ здорового образа жизни дошкольников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на специальных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия. Процесс развития взглядов дошкольников о здоровом образе жизни непосредственно сопряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности и порядку [15, с. 77].

Дидактическая игра – одно из средств, содействующих развитию основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Дидактическая игра – это разностороннее, непростое педагогическое явление, она считается и игровым методом обучения, и независимой игровой деятельностью, и средством многостороннего обучения личности ребенка. В игре развиваются все без исключения стороны личности детей, происходят существенные перемены в нервной системе. В играх дошкольники воссоздают всё то, что они наблюдают вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности развиваются многочисленные позитивные качества ребенка, заинтересованность и подготовленность к грядущему учению, формируются познавательные способности. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр, как средства формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании основ здорового образа жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [16, с. 21].

Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели обширно применяют художественную литературу. Диалог уже после прочтенной книги углубляет ее воспитательское влияние. Важную роль занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков. При проведении работы используют позитивную оценку, похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое слово, наоборот, огорчает. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Особое место должно уделяться работе с родителями [17, с. 126].

Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к основам ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование основ здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Одной из форм формирования ЗОЖ является активный отдых: спортивный досуг и физкультурные праздники [19, с. 56].

Спортивный досуг – это набор полюбившихся дидактических, подвижных спортивных игр, эстафет, хороводов, музыкально-ритмических композиций, конкурсов. Наличие сюрпризных моментов, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность проявить свою индивидуальность позволяют детям весело и с пользой для здоровья провести время в кругу друзей (сверстников, детей из других групп, взрослых). Проведение спортивных досугов предусмотрено перспективным планированием. Как правило, они проводятся один раз в месяц. Темы досугов планируются с учетом целей и задач воспитательно-образовательного процесса, программных требований, сезона, интересов детей. Подготовка к спортивному досугу осуществляется в различных видах детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

Физкультурный праздник так же является особым, радостным событием в жизни ребенка 5−6 лет. Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение. В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удовольствие. Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре [18, с. 98].

Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение. Кроме того, в различное время дня педагогом организуются и проводятся в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке различные подвижные игры. Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность [18, с. 54].

В детском саду создаются условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Совместная с родителями спортивно – досуговая деятельность с привлечением родителей направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях, и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. В детском саду оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей, проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования основ здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии, родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.

Один из действенных методов работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста является закаливание. Под закаливанием принято понимать «воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды». В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма. В дошкольных образовательных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание). Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию основ ЗОЖ. Закаливающие мероприятия наиболее результативны в сочетание с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов [20, с. 45].

Работа по развитию формированию представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста осуществляется посредством занятия, порядка, игры, прогулки, индивидуальной работы, самостоятельной деятельности. Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка основ ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья [25, с. 48].

Таким образом, формирование представлений здорового образа жизни старших дошкольников ведется с использованием таких форм, как индивидуальные беседы, физкультурные занятия, праздники, креативная гимнастика, а также используются методы: беседа, чтение художественных произведений, закаливание, разнообразные средства: ИКТ, развивающая среда, игры, художественная литература, а также утренняя гимнастика.

 

 

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теоретическим основам формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных форм и методов работы воспитателя можно сделать вывод, что данная тема изучена в полной мере. Данной проблемой занимались педагоги и психологи И.С. Бериташвили, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

Под представлением о здоровом образе жизни для дошкольника понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, относятся такие компоненты, как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

В процессе изучения литературы была раскрыта суть форм и методов работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Эту задачу можно решать посредством таких форм и методов работы, как индивидуальные беседы, физкультурные занятия, праздники, креативная гимнастика, беседа, чтение художественных произведений, закаливание, разнообразные средства: ИКТ, развивающая среда, игры, художественная литература, а также утренняя гимнастика.

Формы и методы работы воспитателя по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными, это требует практического подтверждения.

Список литературы

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М.: Просвещение, 2016. – 243 с.

2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 64 с.

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. – М.: Издательство Юрайт, – 2019. – 240 с.

4. Борисова М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка / М. М. Борисова. – М.: Инфра, – 2017. – 299 с.

5. Борисова М. М. Физическое воспитание дошкольников / М. М. Борисова. – М.: НИЦ ИНФРА, – 2016 – 508 с.

6. Варфоломеева З. С. Формирование физической культуры личности старших дошкольников / З. С. Варфоломеева. – М.: Флинта, 2017. – 192 с.

7. Венгер Л. А. Психология, учебник для вузов / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2017. – 446 с.

8. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам / Л. Д. Глазырина // Программа и программные требования. – М.: Владос, 2016. – 365 с.

9. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.

10. Дронова Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психологической культуры родителей / Т. Н. Дронова. – М.: Просвещение, 2016. – 168 с.

11. Змановский Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка / Ю. Ф. Змановский. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.

12. Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе / Л. В. Карманова. – М.: Просвещение, 2016. – 162 с.

13. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова. – М.: Инфра, 2017. – 120 с.

14. Корчикова О. В. Физическая культура в детских дошкольных учреждениях / О. В. Корчикова. – М.: Просвещение, 2017. – 230 с.

15. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2016. – 135 с.

16. Мартыненко А. В. Формирование здорового образа жизни / А. В. Мартыненко. – М.: Медицина, 2017. – 224 с.

17. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2016. – 78 с.

18. Назарова Е. Н. Формирование здорового образа жизни у воспитанников ДОУ / Е. Н. Назарова. – М.: Академия, 2017. – 95 с.

19. Нежина Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 150 с.

20. Новикова И. М. Здоровый образ жизни у дошкольников / И. М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 88 с.

21. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ / Т. С. Овчинникова. – СПБ.: КАРО, 2018. – 176 с.

22. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.

23. Панько Е. А. Психологическое здоровье дошкольника / Е. А. Панько. – М.: БГАТУ, 2018. – 44 с.

24. Пищаева М. В. Основы нравственного воспитания / М. В. Пищаева. – М.: Просвещение, 2016. – 92 с.

25. Пичугина Н. О. Дошкольная педагогика / Н. О. Нежина. – Ростов на / Д Феникс, 2017. – 384 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: