Запасные части – объект производства и сбыта в системе фирменного обслуживания




Производство запасных частей и обеспечение запасными частями потребителей являются сложнейшими процессами, которые во многом определяют конкурентоспособность техники. Изготовители полнокомплектной техники рассматривают процессы обеспечения запасными частями как важнейший элемент успешной работы по реализации машин и как самую трудную проблему в общем цикле технического сервиса.

Повышение технического уровня строительной и дорожной техники, расширение номенклатуры машин, а следовательно, возросшие объемы и ассортимент запасных частей диктуют необходимость совершенствования систем и методов организации обеспечения ими потребителей. Кроме того, законодательная база по защите прав потребителей во многих странах требует от производителей повышенной ответственности за сроки восстановления работоспособного состояния продукции, что зачастую определяется своевременной поставкой запасных частей.

Уровень организации обеспечения запасными частями во многом определяет эффективность услуг технического сервиса.

Отделы запасных частей предприятий–изготовителей (продуценты) осуществляют разработку предложений по производству запасных частей, организуют кооперацию с поставщиками элементной базы, поставку запасных частей на центральный склад (при наличии такового), а также разрабатывают номенклатуру и рассчитывают требуемое число запасных частей, необходимых для быстрого и полного удовлетворения заявок. Работа отдела запасных частей должна базироваться на основных принципах системы фирменного обслуживания. В целях улучшения планирования объемов производства каждый изготовитель стремится оптимизировать номенклатуру запасных частей, сокращая ее за счет включения в ассортимент целых узлов, агрегатов, комплектов деталей, а также уменьшая объем поставок стандартных деталей, т.е. крепежных изделий, подшипников, электрооборудования.

Для удобства потребителя предприятия–изготовители издают каталоги запасных частей, номенклатурные тетради и прейскуранты. Каталог запасных частей является основой при оформлении заказа на их покупку.

Зарубежные изготовители техники, опасаясь конкуренции при продаже запасных частей, отказываются от покупки узлов и агрегатов у фирм, специализирующихся на производстве отдельных компонентов машины. Поэтому стандартизированы в настоящее время для СДМ практически лишь элементы, получившие широкое распространение в машиностроении вообще и унифицированные в связи с необходимостью организации их дешевого массового производства (болты, гайки, подшипники качения, свечи, электролампочки и т. д.).

За рубежом в торговле техникой и оборудованием действует принцип, что пока «жива» хоть одна машина у потребителя она должна обеспечиваться запчастями. Этот принцип вызывает необходимость производства запасных частей в течение длительного срока, который определяется их назначением и условиями эксплуатации, фактическим сроком службы, а также рентабельностью эксплуатации и ремонта изделий.

В настоящее время большинство зарубежных изготовителей техники гарантирует обеспечение машин запасными частями в течение 8…10 лет после снятия их с производства, а по некоторым видам машин 10…15 лет, т.е. они вынуждены создавать на своих складах запасы деталей или хранить оснастку для их изготовления до тех пор пока имеется устойчивый спрос.

Определенное место на рынке запасных частей занимают восстановленные запасные части, узлы и агрегаты. Многие отечественные и зарубежные производители машин организовали воспроизводство отдельных деталей, узлов и агрегатов в противовес полукустарному, низкокачественному восстановлению, которое может повредить репутации фирм–изготовителей. Торговля восстановленными узлами стала основой отдельного направления – сервиса по обмену агрегатов.

Запасные части – это товар, имеющий самостоятельный рынок, и спрос на него характеризуется неравномерностью, даже в равные периоды времени (по кварталам, годам). Спрос на запасные части определяется климатическими, сезонными, экономическими и другими факторами и возникает только при обнаружении неисправности машины, т. е. существенно увеличить его какими–либо способами практически невозможно. Поэтому между фирмами, работающими на рынке запасных частей, всегда происходит острая конкурентная борьба, которую выигрывает тот, чей товар не только дешевле, но и кто может предложить покупателю (клиенту) минимальные сроки, обеспечить надежность поставок, широкую номенклатуру изделий, их доставку, гибкую систему скидок и оплаты, оказание услуг по ремонту техники.

Все это возможно только при системной организации сбыта и управления запасами, компьютеризации управления и учета, наличии современной связи, высококвалифицированного персонала и развитой материально–технической базы.

Запасные части могут быть трех категорий:

особоконкурирующие – это детали и узлы стандартизированного ассортимента, аналоги которых поставляются на рынки многочисленными изготовителями (фильтры, электрооборудование и т. д.). Их доля составляет 5…8% от всей номенклатуры запасных частей;

конкурирующие – это детали и узлы, обычно поставляемые специализированными предприятиями, как продуцентам техники, так и в свободную продажу, а также детали, серийное производство которых может быть налажено на любом специализированном предприятии. Доля таких запасных частей может составлять 20…50% от общей номенклатуры. К данной категории можно отнести: рукава высокого давления, амортизаторы, диски колес, отдельные детали двигателей, топливной и гидравлической аппаратуры;

неконкурирующие – это детали и узлы, источником поставок которых могут быть только изготовители техники и подчиненные им предприятия (входящие в состав промышленных объединений, филиалы), так как конструкция не позволяет другим предприятиям изготовить их с достаточно низкой себестоимостью.

Существует также подразделение запасных частей по происхождению, т. е. производителю. Оригинальными называют запасные части, которые продаются только изготовителями машин через свою товаропроводящую сеть с предоставлением гарантий качества. В эту категорию входят как детали, изготавливаемые на предприятиях, подчиненных продуцентам, так и детали, закупаемые у независимых специализированных предприятий, которые часто сами выходят на рынки, продавая свои изделия как запасные части. К категории оригинальных запасных частей могут относиться и конкурирующие, и не конкурирующие детали. Неоригинальные запасные части появляются на рынке вне сбытовой сети изготовителей машин, следовательно, к этой категории могут относиться только конкурирующие детали и узлы.

В мировой практике запасные части принято подразделять на классы, определяющие степень спроса, что крайне важно при управлении запасами на складах фирм.

Такая классификация называется АВС–анализ:

класс А объединяет запасные части повышенного спроса. Считается, что к нему относится лишь 15% от общего числа наименований ходовых деталей, но на них приходится около 80% общего объема сбыта;

к классу В относятся запасные части умеренного спроса. Как правило, они составляют 25% от общей номенклатуры и примерно 10% общего объема сбыта;

класс С объединяет запасные части малого спроса. Соответственно они составляют 60% от общей номенклатуры и около 5% общего объема сбыта.

Производители техники огромное внимание уделяют срокам поставок запасных частей, а также информационному сопровождению поставок и учету их наличия. Наиболее рациональным считается создание сети складов и распределителей запасных частей в своей стране и складов фирм–агентов, находящихся непосредственно при предприятиях товаропроводящей сети и в технических центрах.

Так, например, большое количество машин фирмы Камацу (Япония) эксплуатируются по всему миру. Для выполнения программ обеспечения запасными частями и высокого уровня сервиса фирма использует систему Р–WINS (систему всемирной интегрированной сети для доставки запасных частей), показанную на рис.8.2. Эта система связывает главную контору с заводами, агентами, распределителями и складами запасных частей во многих странах мира, а также позволяет анализировать информацию о наличии запасных частей в любое время суток. Заказанные запасные части отгружаются из ближайшего к заказчику района. В случае отсутствия какой–либо детали в резерве система автоматически извещает об этом соответствующий завод. Система предусматривает также возможность выдачи рекомендаций по номенклатуре и требуемому числу запасных частей на складах, предоставляет информацию о ценах и состоянии процессов отгрузки и продажи. Требуемое число и номенклатура запасных частей устанавливаются фирмами на основе накопленного опыта и анализа данных по сбыту, получаемых от агентских фирм.


 

Рис.8.2. Системы обеспечения заказчиков запасными частями фирмы «Комацу»

 


Для эффективного управления распределением и сбытом запасных частей необходим анализ всех аспектов деятельности изготовителей и прогноз сбыта по каждой детали, основанный на использовании математических методов, что требует широкого информационного обеспечения, поэтому базы данных предприятий–изготовителей и систем складов должны содержать подробнейшие данные по производству, хранению, сбыту и спросу запасных частей.

В общем виде база данных по запасным частям формируется на основе следующих информационных блоков:

основные данные: номер детали по каталогу, наименование, единица измерения, масса, объем, код изготовителя, материал, число на одну машину, модели машин, для которых предназначена деталь; расчетный срок службы; какой деталью заменена (после снятия с производства), вместо какой детали введена в конструкцию, возможность восстановления после износа, в какой комплект или узел входит (если не поставляется отдельно), число в комплекте, вид упаковки; число в упаковке; вид тары;

складские данные: фактическое наличие на складе, минимальный запас или точка заказа, максимальный запас, страховой запас, срок поставки, закупочная цена, розничная цена, группа скидок, минимальное число для заказа, оптимальное число для заказа, заказано у поставщика, неудовлетворенный спрос (шт.), недогружено заказчику (долг, шт.);

статистические данные: продано за период (шт.), продано за период (кг), продано за период (м3), продано за период в закупочных ценах, продано за период в розничных ценах, валовой доход за период, продано за первый текущий год (шт.), продано за второй текущий год (шт.), продано за n (до 10 и более лет) текущий год (шт.);

аналитические данные: группа спроса, группа стоимости; фактический коэффициент оборачиваемости запаса, коэффициент соотношения розничной и закупочной цен, фактический коэффициент рентабельности за период, сбыт на 1000 машин в год (шт.); сбыт на 1000 машин в год (кг), сбыт на 1000 машин в год (м3).

Формирование и контроль запаса на складах заключается в определении его оптимального уровня и разработке условий, обеспечивающих поддержание запаса на этом уровне. Во всей этой системе важное место занимает организация пополнения запасов, от чего зависит своевременное устранение дефицита или затоваривание. Следует отметить, что каждая фирма применяет свою методологию для определения параметров системы управления запасами.

Отдельные фирмы при определении номенклатуры запасных частей используют несколько коэффициентов.

Коэффициент качества обслуживания

Кk.o. = 100 Nф /Nn,

где Nф – фактическое число на складе;

Nn – число полученных заказов.

Пример. Предположим, что общее число наименований запасных частей составляет 10000, из них 5000 (т.е. 50%) хранятся на складах. Если фирма в течение месяца получила заказы на 2000 наименований запасных частей, а фактически на складе их имеется 1800, то коэффициент качества обслуживания Кk.o. = 100 • 1800/2000 = 90%.

В идеальном случае можно выполнить все 100% заказов, но в этом случае потребуются новые складские помещения, увеличение численности персонала, оборудования, т.е. увеличение вложения средств.

Коэффициент качества обслуживания по номенклатуре

Кн=100·3с/33,

где Зс – число наименований запасных частей на складе;

33 – число наименований запасных частей, которые могут быть заказаны.

Коэффициент качества обслуживания по номенклатуре должен составлять 95%. Для получения более высоких показателей требуется выделение дополнительных складских помещений, а более низкий показатель свидетельствует о наличии большого числа неходовых деталей на складе.

Коэффициент качества обслуживания по наличию применяется для определения запаса на складе и определяется по формуле

Кнал = 100∙Нвс,

где Нв – число наименований запасных частей, немедленно выдаваемых заказчику;

Нс – общее число наименований запасных частей, которые должны быть на складе.

В диапазоне значений 95...97% этот коэффициент обеспечивает высокий уровень обслуживания клиентов.

Комплексный коэффициент качества обслуживания

Кå= 100∙Нв./3з.

Значение комплексного коэффициента около 90% свидетельствует о высоком уровне обслуживания. Если его значение ниже 90%, то это означает, что на складе отсутствует значительное число наименований деталей.

Фирмы, представляющие интересы производителей, стремятся к постоянному росту оборотов запасов, чтобы при меньших площадях складов и меньших затратах на содержание этих запасов получить больший объем продаж. Оборот запасов продукции можно оценить коэффициентом

 

Ко.з = Qг/Qс ,

где Qг – число продаваемых деталей в год;

Qс – среднее число хранимых на складе деталей.

Работа фирм, осуществляющих обеспечение пользователей техники запасными частями и работающих с ее производителями в системе фирменного обслуживания, во многом предопределяет эффективность взаимодействия производителей и потребителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: