Описание нейропсихологических игр и упражнений




ПРИЛОЖЕНИЕ А

Списки детей

Таблица 1 А – Дети с нормальным речевым развитием

Имя Возраст
  Андрей П. 6,9
  Катя Ш. 6,6
  Лиза Ш. 6,6
  Владик Б. 6,8
  Вика З. 6,11
  Даниил П.  
  Никина Ч.  
  Таня З. 7,1
  Маша К. 6,9
  Вика Л. 6,6
  Аня Г. 6,8
  Артём К. 7,2
  Серёжа В. 7,1
  Ксюша К. 6,4
  Паша П. 6,7
  Алёна К. 6,9
  Юра П.  
  Кирилл Т. 6,11
  Даша А. 6,10
  Аня З.  

 


Таблица 2 А – Дети с общим недоразвитием речи III уровня

Имя Возраст (г, мес.) Диагноз
1. Дима П. 6,4 ОНР III уровня
2. Вова Г. 7,1 ОНР III уровня
3. Владик Р. 7,2 ОНР III уровня
4. Настя Б 6,11 ОНР III уровня
5. Виталик М. 6,11 ОНР III уровня
6. Кирилл Б.   ОНР III уровня
7. Глеб К.   ОНР III уровня
8. Владик М. 7,5 ОНР III уровня
9. Тимур П. 7,5 ОНР III уровня
10. Дима П. 6,4 ОНР III уровня
11. Вова Г. 7,1 ОНР III уровня
12. Владик Р. 7,2 ОНР III уровня
13. Настя Б 6,11 ОНР III уровня
14. Виталик М. 6,11 ОНР III уровня
15. Кирилл Б.   ОНР III уровня
16. Глеб К.   ОНР III уровня
17. Владик М. 7,5 ОНР III уровня
18. Тимур П. 7,5 ОНР III уровня
19. Яна А. 6,1 ОНР III уровня
20. Карина М. 7,5 ОНР III уровня

 


Таблица 3 А – Дети с общим недоразвитием речи III уровня (ЭГ)

Имя Возраст (г, мес.) Диагноз
1. Владик М. 7,5 ОНР III уровня
2. Сева С. 6,10 ОНР III уровня
3. Вова Г. 7,1 ОНР III уровня
4. Владик Р. 7,2 ОНР III уровня
5. Дима П. 6,4 ОНР III уровня
6. Настя Б 6,11 ОНР III уровня
7. Виталик М. 6,11 ОНР III уровня
8. Глеб К.   ОНР III уровня
9. Тимур П. 7,5 ОНР III уровня

 

Таблица 4 А – Дети с общим недоразвитием речи III уровня (КГ):

Имя Возраст (г, мес.) Диагноз
1. Кирилл Б.   ОНР III уровня
2. Петя Л 6,7 ОНР III уровня
3. Марина Р. 7,1 ОНР III уровня
4. Юля В. 6,9 ОНР III уровня
5. Артём М. 6,9 ОНР III уровня
6. Лена В 6,9 ОНР III уровня
7. Егор Н. 6,4 ОНР III уровня
8. Костя А. 6,5 ОНР III уровня
9. Артём А.   ОНР III уровня

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Инструкции по использованию зрительно-моторного генштальт-теста Бендер

Стимульный набор Бендер гештальт-теста включает 9 оригинальных фигур Вертхеймера (Рис.1), отобранных среди тех, которые он использовал для психологического исследования восприятия визуальных гештальтов.

Испытуемому предлагают скопировать эти фигуры. Фигура А, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне, состоит из соприкасающихся круга и поставленного на вершину квадрата, расположенных вдоль горизонтальной оси. Эта фигура используется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 применяются для диагностического тестирования и предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги размером 210 на 297 мм (стандартный формат А4).

Часто для ответов испытуемому достаточно одного листа, но иногда требуется и больше, особенно для лиц с низким интеллектуальным уровнем или высокотревожных. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами и т.п.

Рис. 1. Стимульный материал к Бендер гештальт-тесту

Система бальной оценки генштальт-теста Бендер

Каждый рисунок оценивается по трем параметрам:

1) выполнение углов (исключение составляет Фигура 2);

2) ориентация элементов;

3) взаимное расположение элементов.

Фигура А

Выполнение углов:

0 баллов — четыре угла прямые

2 балла — углы не прямые

3 балла — фигура значительно деформирована

4 балла — форма фигуры не определена

Ориентация:

0 баллов — фигуры расположены горизонтально

2 балла — ось, вдоль которой расположены фигуры, наклонена, но не более чем на 45 градусов, или не проходит через центр ромба

5 баллов — «ротация» — композиция фигур развернута на 45 градусов или больше

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — фигуры соприкасаются точно в соответствии с образцом

2 балла — фигуры почти соприкасаются (зазор не более миллиметра)

4 балла — фигуры пересекаются

5 баллов — фигуры значительно расходятся

Фигура 1

Ориентация:

0 баллов — точки расположены вдоль горизонтальной прямой

2 балла — паттерн несколько отклоняется от горизонтали или прямой линии

3 балла — множество точек представляет собой «облако»

3 балла — «ротация» — точки расположены вдоль прямой, которая, однако, отклоняется от горизонтали более чем на 30 градусов

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — точки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или организованы в пары

2 балла — точек существенно больше или меньше, чем на образце

2 балла — точки воспроизведены как маленькие кружочки или черточки

4 балла — точки воспроизведены как крупные кружки или пунктирная линия

Фигура 2

Ориентация:

0 баллов — все колонки сохраняют правильный наклон

2 балла — от одной до трех колонок не сохраняют правильной ориентации

3 балла — более трех колонок имеют неправильную ориентацию

4 балла — рисунок неполный, то есть воспроизведено шесть или менее колонок или колонки состоят из двух элементов вместо трех

4 балла — не сохранены уровни, одна или несколько колонок сильно выступают вверх или «провалены» вниз (так что средний кружок одной колонки находится на уровне верхнего или нижнего другой)

5 баллов — «ротация» — вся композиция развернута на 45 градусов или больше

5 баллов — «персеверация» — общее число колонок больше тринадцати

Взаимное расположение элементов:

Условия:

а) горизонтальное расположение рядов кружочков

б) равное расстояние между элементами

в) три кружка в каждой колонке лежат на одной прямой

0 баллов — все условия выполнены

1 балл — два условия выполнены

2 балла — кружочки соприкасаются или пересекаются более чем в одной колонке

3 балла — выполнено одно из условий

5 баллов — два условия выполнены

добавляется 2 балла, если вместо кружочков нарисованы точки или черточки

Фигура 3

Выполнение углов:

0 баллов — воспроизведены три угла

2 балла — воспроизведены два угла

4 балла — воспроизведен один угол

5 баллов — отсутствие углов

Ориентация:

0 баллов — ось, соединяющая вершины трех углов, горизонтальна

2 балла — ось наклонна, но менее чем на 45 градусов

2 балла — вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезков

4 балла — вершины углов соединяются ломаной из трех отрезков

4 балла — вершины углов соединяются наклонной ломаной линией, состоящей из двух отрезков

5 баллов — «ротация» — поворот всей композиции не менее чем на 45 градусов

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — соблюдается увеличение числа точек от угла к углу

2 балла — вместо точек воспроизведены кружочки или черточки

3 балла — «выпрямление», то есть один или два ряда образуют вертикальную линию вместо угла

4 балла — нарисован дополнительный ряд

4 балла — нарисована линия вместо ряда точек

4 балла — рисунок неполон, то есть отсутствует ряд точек

5 баллов — «инверсия» — изменение направления углов

Фигура 4

Выполнение углов:

0 баллов — углы правильные и две дуги одинаковые

2 балла — один угол или одна дуга не получились

3 балла — два угла или две дуги, или один угол и одна дуга не получились

4 балла — только один угол и одна дуга удались

Ориентация:

0 баллов — ось, пересекающая дугу, образует угол 135 градусов с прилегающей стороной квадрата

2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация

2 балла — асимметрия дуги

5 баллов — ротация дуги, если ось образует угол 90 градусов или меньше

5 баллов — ротация, если основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали или дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места

10 баллов — основание квадрата отклоняется на 45 градусов или более от горизонтали, и дуга соединяется с квадратом на расстоянии около 1/3 от нужного места

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — фигуры правильно соприкасаются

2 балла — фигуры слегка расходятся

4 балла — плохая интеграция, если фигуры пересекаются или отдалены друг от друга

Фигура 5

Выполнение углов:

0 баллов — угол правильный, дуга симметричная

3 балла — угол значимо отличается от образца

Ориентация:

0 баллов — линия касается дуги под правильным углом в месте, соответствующем образцу

2 балла — предыдущее условие не выполнено, но это еще не ротация

2 балла — нарушена симметрия дуги

5 баллов — «ротация» - композиция повернута на 45 градусов или более

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — линия касается дуги, число точек соответствует образцу

2 балла — линия не прямая

2 балла — воспроизведены кружочки или черточки вместо точек

4 балла — воспроизведена линия вместо ряда точек

4 балла — линия пересекает дугу

Фигура 6

Выполнение углов:

0 баллов — синусоиды выполнены правильно, отсутствуют острые углы

2 балла — синусоиды воспроизведены как гирлянды или последовательность полудуг

4 балла — синусоиды воспроизведены как прямые или ломаные

Ориентация:

0 баллов — синусоиды пересекаются в правильном месте под углом, соответствующим образцу

2 балла — синусоиды пересекаются под прямым углом

4 балла — линии не пересекаются вовсе

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — количество волн обеих синусоид соответствует образцу

2 балла — количество волн наклонной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце

2 балла — количество волн горизонтальной синусоиды существенно больше или меньше, чем на образце

4 балла — на рисунке воспроизведено более двух отдельных линий

Фигура 7

Выполнение углов:

0 баллов — все углы (по 6 в каждой фигуре) выполнены правильно

2 балла — отсутствует один угол

3 балла — отсутствует более одного угла

4 балла — лишние углы, то есть более 6 в фигуре

5 баллов — «деформация» — фигуры неопределенной формы

Ориентация:

0 баллов — ориентация обеих фигур правильная

2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация

5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть два угла наклонной фигуры находятся внутри вертикальной, а один угол вертикальной фигуры находится внутри наклонной

2 балла — пересечение не совсем правильное

3 балла — одна фигура лишь соприкасается с другой

4 балла — пересечение неправильное

5 баллов — фигуры отдалены друг от друга

Фигура 8

Выполнение углов:

0 баллов — все углы выполнены правильно

2 балла — отсутствует один угол

3 балла — отсутствует более одного угла

4 балла — лишние углы

5 баллов — «деформация» — фигуры неопределенной формы

Ориентация:

0 баллов — ориентация обеих фигур правильная

2 балла — ориентация одной из фигур неправильная, но это еще не ротация

5 баллов — «ротация» — угол наклона составляет 90 и 0 градусов по отношению к другой фигуре (правильно 30 градусов)

Взаимное расположение элементов:

0 баллов — пересечение фигур правильное, то есть внутренняя фигура касается внешней вверху и внизу; правильно воспроизведены относительные пропорции фигур

2 балла — пересечение не совсем правильное (внутренняя фигура имеет один зазор с внешней)

3 балла — нарушены относительные пропорции фигур

5 баллов — внутренняя фигура пересекает внешнюю в двух местах или не соприкасается с нею

Общие тенденции:

2 балла — рисунки не умещаются на листе или занимают менее одной трети листа

2 балла — рисунки располагаются не в правильной последовательности, а случайным образом (ребенок выбирает первое приглянувшееся свободное место)

3 балла — на рисунке присутствует более двух исправлений или стираний

3 балла — отчетливо проявляется тенденция к увеличению или уменьшению картинок или отмечается резкое различие в размерах картинок

4 балла — каждая последующая картинка выполнена менее тщательно, чем предыдущая

4 балла — картинки перекрывают друг друга

6 баллов — при выполнении теста зафиксирован хотя бы один отказ, мотивированный трудностью задания, усталостью или скукой

Таблица Б 1 – Возрастные нормативы выполнения зрительно-моторного генштальт-теста Бендер

В баллах

Возраст Средний балл Диапазон нормы
высокий уровень средний уровень (норма) низкий уровень
6 лет   менее 37 37-46 более 46
7 лет   менее 33 33-41 более 41
8 лет     25-32  
9 лет     20-28  
10 лет     18-26  
11 лет     15-25  

 

Результаты представляются в виде суммы баллов по каждой из фигур, по общим тенденциям, а также вычисляется полная сумма баллов.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М.Безруких, Л.Морозова (1 субтест)

Цель: Оценка зрительно-моторной координации.

Краткая характеристика – проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линии от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.

Материалы для тестирования

1. Тестовый буклет, включающий регистрационный лист и демонстрационные карточки с 16 заданиями.

2. Хорошо заточенный простой карандаш (М или 2М)

3. Стол надлежащей высоты с достаточно большой и ровной поверхностью, переносная доска.

Организация исследования: исследование проводилось подгруппами по 10 человек.

Инструкция по проведению теста

Инструкция для детей. Сейчас мы с вами будем рисовать. Внимательно слушайте задание и выполняйте его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинайте только по моей команде. Когда вы закончите, положите карандаши на стол и ждите следующую инструкцию. Если вы не поняли задание, спросите сразу, чтобы не сделать ошибок.

Инструкция ко всем заданиям субтеста 1. Не отрывайте карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не вертите.

Субтест 1.

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звёздочка (покажите). Нарисуйте прямую линию от точки до звёздочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайтесь, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки – 1, 0.

1 балл

- если нарисована непрерывная линия от точки до звёздочки; изгиб или небольшой угол в детском рисунке не влияет на оценку;

- если ребёнок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов или острых углов;

- если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см.

0 баллов

- если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а также, если сделаны исправления;

- если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от стимулирующих точек;

- если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз).

Задание 2.Здесь нарисованы две вертикальные линии (покажите). Найдите середину сначала первой линии, а затем второй. Соедините середины двух линий. Не отрывайте карандаш от бумаги. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки – 2, 1, 0.

2 балла

- если нарисована непрерывная линия от середины левой вертикальной линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;

- если ребёнок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов;

- если линия начинается или заканчивается на расстоянии не более чем 0,5 см. от середины стимулирующих линий (вверх или вниз);

1 балл

- если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем на 0,5 см., но не более, чем 1 см.;

- если нарисованная линия отклоняется от «прямой» не более чем на 0,7 см.

0 баллов

- если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а также с большими исправлениями;

- если линия выходит за пределы стимулирующих линий или начинается или заканчивается на расстоянии более 1 см от стимулирующих линий.

Задание 3.Посмотрите, вот нарисована дорожка (покажите). Вам нужно «пройти» по ней. Постарайтесь, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывайте карандаш от бумаги. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки – 2, 1, 0

2 балла

- если нарисована непрерывная линия от посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или больших отклонений, изгиб или небольшой угол не влияют на результат;

- если ребёнок отрывал карандаш, но непрерывная линия без явных разрывов и острых углов;

- если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем 0,5 см.;

1 балл

- если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий;

- если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующей линии больше чем на 0,5 см., но меньше, чем на 1 см.

0 баллов

- если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий;

- если видны явные разрывы или острые углы

- если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см;

- если линия нарисована неровно, с остановками..

Задание 4.Здесь тоже нарисованы точка и звёздочка. Вам нужно их соединить, проведя прямую линию сверху вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки – 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.

Задание 5.Проведите прямую линию сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соедините середину верхней полосочки с серединой нижней.

Возможные количественные критерии оценки – 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 2.

Задание 6.Проведите вертикальную линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевайте края дорожки. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки – 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.

Задания 7-12.(инструкция, приведённая ниже, аналогична для всех заданий). Сейчас вам нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самим. Рисуйте их так, как видите их, постарайтесь правильно передать форму фигуры. Фигуру обводите и рисуйте только в заданном направлении и старайтесь не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки задания 7 – 2, 1, 0

2 балла

- если фигура обведена правильно, по направлению стрелки, без разрывов, без видимых обводок, углов или отклонений, а самостоятельно нарисованные фигуры не отличаются от заданной (размер и форма);

1 балл

- если фигура обведена правильно, но линия отклоняется от стимулирующей незначительно;

-если самостоятельно нарисованные фигуры отличаются от заданной незначительно (размер и форма);

- если при обведении фигуры или рисовании линий ребёнок отрывал карандаш, но выполнил работу с небольшими нарушениями (углами или разрывами).

0 баллов

- если фигура обведена не правильно, не по направлению стрелки, с большими отклонениями от стимулирующих линий, с явными разрывами или углами;

-если ребёнок не смог уловить конфигурацию стимулирующей фигуры;

- если самостоятельно нарисованные фигуры значительно отличаются от стимулирующей по форме или размеру;

- если самостоятельно нарисованные фигуры выполнены с явными разрывами, углами.

Возможные количественные критерии оценки задания 8 – 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но при этом учитывается расположение рисунка в строке. Но при выходе рисунка за ограничительные линии более чем на 0,5 см. – 0 баллов, менее – 1 балл.

Возможные количественные критерии оценки задания 9 – 2, 1, 0

2 балла

- если стимулирующие линии обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов, углов или явных отклонений; а ребёнок самостоятельно нарисовал линии без разрывов, углов, в правильном направлении и правильно расположил линии в пространстве.

1 балл

- если самостоятельно нарисованные линии выполнены с небольшими отличиями от заданного образца;

- если самостоятельно нарисованные линии незначительно отклонены от заданного направления.

0 баллов

- если стимулирующие линии обведены с большими разрывами, имеют обводки или углы, а самостоятельно проведённые линии тоже выполнены с этими же нарушениями;

-если ребёнок соединил стимулирующие линии и самостоятельно рисует одну изогнутую лини;

- если ребёнок рисует самостоятельно линии в противоположном направлении (не по стрелкам) или рисует «зеркальное отражение»;

- если самостоятельно нарисованные линии выполнены с большими отклонениями от заданного образца.

Возможные количественные критерии оценки задания 10 – 2, 1, 0

2 балла

- если ребёнок обвёл контрольные и самостоятельно нарисовал линии правильно по направлению стрелок, без разрывов, углов, обводок или отклонений;

- если размер или форма самостоятельно нарисованных линий отличается от контрольной незначительно.

1 балл

- если ребёнок обвёл контрольную и самостоятельно нарисовал линии, имеющие небольшие отклонения от образца;

- если самостоятельно нарисованные линии выступают за границу строки не более чем на 0,5 см.

0 баллов

- если ребёнок обвёл контрольные и самостоятельно нарисовал линии с разрывами, углами или обводками;

- если ребёнок самостоятельно рисует линии не по направлению стрелок;

- если ребёнок не может воспроизвести самостоятельно заданный образец;

- если ребёнок не смог правильно выделить две прямые линии, а рисует линии как две изогнутые или четыре короткие прямые.

Возможные количественные критерии оценки задания 11 – 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 7.

Возможные количественные критерии оценки задания 12 – 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но при этом учитывается расположение рисунка в строке.

Задания 13-16. (инструкция, приведённая ниже, аналогична для всех заданий). Сейчас вам необходимо обвести нарисованный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо в том направлении, в каком показывает стрелка. То есть, как только вы дорисуете до «перекрёстка», смотрите, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуйте дальше. Линия должна закончиться на звёздочке (покажите). Не отрывайте карандаш от бумаги. Не забывайте, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложите карандаш.

Возможные количественные критерии оценки задания 13 – 2, 1, 0

2 балла

- если контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

1 балл

- если при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребёнок продолжает работать без отрыва;

- если при выполнении задания ребёнок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов и обводок;

0 баллов

- если при обведении контрольной фигуры ребёнок отрывает карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки;

- если при обведении контрольной фигуры ребёнок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобно.

Возможные количественные критерии оценки задания 14-16 – 2, 1, 0

Критерии оценок аналогичны критериям задания 13

Качественные критерии оценки: правильность выполнения заданий. Максимальный итог субтеста – 30 баллов.

Ход проведения: Ребёнок проводит непрерывную прямую, кривую и изогнутую под различными углами линии от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.

Обработка результатов: оценив выполнение заданий субтеста ребёнком, результат вносится в таблицу В 1 «Итоги тестирования» в графу «Исследовательская оценка». Подсчитывается сумма оценок и записывается в графу «Итог субтеста». По таблице В 2 «Возрастные нормативы выполнения субтестов детьми 5-7,5 лет» находится, какому возрасту соответствует этот итог. Проверяется, соответствуют ли возрастным нормативам результаты, которые показал ребёнок. Если результаты ниже возрастного норматива, то отмечается, что уровень развития зрительно-моторной координации ниже нормы, и определяется, какие трудности при обучении письму и чтению могут возникнуть у ребёнка в начальной школе (см. таблицу В 3. «Трудности обучения»)

Таблица В 1 - Итоги тестирования

В баллах

Имя испытуемого № задания Возможные оценки Исследовательская оценка Итог субтеста
  1. 1, 0    
2. 2, 1, 0  
3. 2, 1, 0  
4. 1, 0  
5. 2, 1, 0  

Продолжение таблицы В 1

  6. 2, 1, 0    
7. 2, 1, 0  
8. 2, 1, 0  
9. 2, 1, 0  
10. 2, 1, 0  
11. 2, 1, 0  
12. 2, 1, 0  
13. 2, 1, 0  
14. 2, 1, 0  
15. 2, 1, 0  
16. 2, 1, 0  

 

Таблица В 2 - Возрастные нормативы выполнения субтеста детьми 5-7,5 лет

В баллах

Возраст Итог выполнения субтеста 1 при максимальном количестве баллов - 30
низкий уровень средний уровень (норма) высокий уровень
5,0      
5,5   11-12  
6,0 ниже 13   выше 13
6,5 ниже 16 16-17 выше 17
7,0 ниже 18 18-19 выше 19
7,5 ниже 20   выше 20

 

Таблица В 3 - Трудности обучения

При недостатках зрительно-моторной координации отмечаются
1. неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную)
2. трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические

Продолжение таблицы В 3

3. фигуры)
4. неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы)
5. тремор
6. очень медленный темп выполнения задания

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Примеры протоколов: результаты констатирующего эксперимента

1. Дети без речевой патологии

Протокол 1

И.Ф. испытуемого: Вита П.

Возраст: 6,11 лет.

Задание поняла и приняла легко. В процессе выполнения заданий работала самостоятельно, не требуя к себе внимания. Это свидетельствует о высоком уровне сформированности навыков самостоятельного контроля и планирования своей деятельности.

Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» - общие тенденции)

Фигура А                 «ОТ» Сумма
Оценка                      

Анализ данных: показатели относятся к высокому уровню развития зрительно-моторной координации. Можно отметить значимое превышение возрастных норм. В числе недостатков:

в фигуре А углы не прямые – 2 балла;

в фигуре 2 – три колонки не сохраняют правильной ориентации – 2 балла;

фигура 3 – вершины углов соединяются ломаной линией из двух отрезков – 2 балла;

не вполне правильно воспроизведено пересечение элементов фигуры 7 – 2 балла;

присутствует более двух исправлений и стираний – 3 балла.

Протокол 2

И.Ф. испытуемого: Саша А.

Возраст: 6,9 лет.

Задание принял с интересом и сразу же приступил к его выполнению. Работал самостоятельно, старательно, но наблюдалось некоторое волнение. После окончания работы, получив похвалу, сказал, что ему нравиться срисовывать.

Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» - общие тенденции)

Фигура А                 «ОТ» Сумма
Оценка                      

Анализ данных: показатели соответствуют среднему уровню развития зрительно-моторной координации. В работе имеются некоторые недостатки:

фигура А значительно деформирована – 3 балла;

в фигуре 1 паттерн несколько отклоняется от горизонтали -2 балла;

в фигуре 2 не сохранены уровни, несколько колонок сильно выступают вверх – 4 балла и условия взаимного расположения не выполнены – 4 балла;

в фигуре 3 воспроизведены два угла – 2 балла и вершины углов соединяются наклонной ломаной линией, состоящей из двух отрезков – 4 балла;

в фигуре 4 при взаимном расположении элементов, фигуры слегка расходятся – 2 балла;

в фигуре 5 угол значимо отличается от образца – 3 балла, нарушена симметрия дуги – 2 балла, линия касается дуги под неправильным углом в месте, соответствующем образцу, но это ещё не ротация – 2 балла, линия не прямая – 2 балла;

количество волн горизонтальной синусоиды в фигуре 6 существенно больше, чем на образце – 2 балла;

не совсем правильное пересечение элементов фигуры 7 – 2 балла.

Протокол 3

И.Ф. испытуемого: Катя Ш.

Возраст: 6,6 лет.

Задание приняла сразу и с заинтересованностью приступила к его выполнению.

Результаты балльной оценки выполнения 1 субтеста «Методики уровня развития зрительного восприятия» М.Безруких, Л.Морозовой

Имя испытуемого № задания Возможные оценки Исследовательская оценка Итог субтеста
Катя Ш. 1. 1, 0    
2. 2, 1, 0  
3. 2, 1, 0  
4. 1, 0  
5. 2, 1, 0  
6. 2, 1, 0  
7. 2, 1, 0  
8. 2, 1, 0  
9. 2, 1, 0  
10. 2, 1, 0  
11. 2, 1, 0  
12. 2, 1, 0  
13. 2, 1, 0  
14. 2, 1, 0  
15. 2, 1, 0  
16. 2, 1, 0  

Анализ данных: показатели соответствуют высокому уровню развития зрительно-моторной координации. Все задания, кроме восьмого и одиннадцатого, выполнены правильно. Недостатки: в 8 и 11 заданиях самостоятельно нарисованные фигуры незначительно отличаются от заданных по размеру и форме.

 

2. Дети с ОНР III уровня

Протокол 1

И.Ф. испытуемого: Владик М.

Возраст: 7,5 лет

Задание воспринял легко, но начал выполнять не сразу. Сначала просмотрел все карточки до начала копирования. Терпения и усидчивости хватило на первые две фигуры, начиная с фигуры 3, стал проявлять нетерпение, оглядываться по сторонам. В процессе тестирования обнаружились следующие особенности мальчика: трудности с длительной концентрацией внимания; высокая двигательная активность, переходящая в расторможенность при переутомлении (вскочил со стула).

Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер («ОТ» - общие тенденции)

Фигура А                 «ОТ» Сумма
Оценка                      

Анализ данных: показатели относятся к низкому уровню развития зрительно-моторной координации, отмечается отставание от возрастной нормы. Выполнение на уровне ребёнка 6 – летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в некоторых случаях значимое увеличение). В копировании фигуры 2 нарушен горизонтальный паттерн из вертикальных колонок. В работе присутствуют исправления и картинки перекрывают друг друга.

Протоко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: