У детей в первые два-три дня необходимо сформировать устойчивую потребность в вечернем общении.
v КАК СПЛОТИТЬ ОТРЯД?
Для этого существует множество различных игр и психологических упражнений. Мы предлагаем выбрать те, которые больше подходят для вашего отряда (учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей).
Игры на взаимодействие.
O «Счет» (можно выполнять 2 раза, в начале какого-либо дела, а затем в конце). Это позволит увидеть динамику развития взаимопонимания между детьми.Вожатый ведет счет до N цифры (сколько человек в отряде) по порядку: «один, два, три…». Каждый раз должно подняться столько ребят, сколько вожатый назовет. Т. е. на «один» поднимается один человек, на «два» два человека. Если поднимается больше или меньше положенного, то счет ведется с той цифры, на которой ребята сбились.
Обязательно обсудите с ребятами результаты. Вопросы для обсуждения:
üКакие были сложности при выполнении задания?
Как вы выстраивали стратегию игры?
O «Печатная машинка». По кругу каждому ребенку раздаются буквы (весь алфавит), таким образом, у каждого ребенка, оказывается, по 1-2 буквы. Вожатый в упражнении не участвует, он зачитывает предложение. Например: «У меня сегодня очень хорошее настроение и я рад, что попал на фестиваль». На каждую букву слова должен подниматься и тут же садиться ребенок, чью букву назвали.
Обязательно проговорите с ребятами, как они себя чувствовали во время выполнения задания.
O «Повернуться в одну сторону». Отряд объединяется в две команды. Эти команды встают в колону напротив друг друга. Вожатый дает следующую инструкцию. Сейчас по моему сигналу, вы будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, в какую вам захочется. Ваша задача заключается в том, что все члены одной команды (не договариваясь) должны повернуться в одну сторону. Побеждает та команда, которая сделала это первая. (Упражнение повторяется несколько раз.). В заключении пусть каждый расскажет о своих ощущениях.
O «Атомы – молекулы». Вожатый объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Вожатый произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.
Игры на сплочение.
O «Здравствуй, мне очень нравится …». Каждый, из сидящих в кругу, по очереди, говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.
O «Слон». Весь отряд за ограниченное время (1-2 мин) должен выложить из веток (шишек, палочек, гальки и др. мелких предметов) изображение слона. Главное условие – задание выполняется в полной тишине.
O «Путаница». Все ребята образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг. Эта игра дает возможность участвовать всем ребятам в выработке пути решения поставленной задачи.
O «Сидячий круг». Отряд формирует тесный круг (плечи всех ребят касаются друг друга). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите эту игру на высокой ноте, смеясь и аплодируя всем.
O «Треугольник, квадрат…». Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Вожатый просит: «Ребята, в полной тишине, без слов, постройте треугольник (выполняется задание), квадрат...».
O «Городок». Игра от начала и до конца проводится на едином листе ватмана в несколько этапов. На первом этапе каждый ребенок находит на ватмане место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). Уже на этом этапе можно отметить тех, кто занимает место в центре листа, а также рисует самые большие домики; как правило, это подростки, занимающие (или претендующие занять) лидирующее положение в отряде. Когда все рисунки готовы, ребята рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Конечно, на жителя «домика» проецируется личность автора. На следующем этапе каждый ребенок выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки.
Вожатый, также участвующий в упражнении, проводит дорожки одним из последних к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Таким образом, он поддерживает ребят не принятых в группе. Полученные связи очень близки к социометрической картине. В «городке» можно наблюдать «центр» и отдельные «районы». Поэтому на третьем этапе важно объединить отряд в единое целое, для чего отряд придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т.д.).
Во время обсуждения после игры отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», отрядного единства, закрепляются навыки взаимодействия в команде. Рисунок также можно вывесить до конца дня.
v КАК ОФОРМИТЬ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?
Уголок – это отражение отрядной жизни.
Отрядный уголок призван:
v развивать активность ребят,
v помогать в воспитании хорошего вкуса,
v учить культуре оформления,
v пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
v информировать
Отрядный уголок – это творчество Ваше и детей,
но есть некоторые советы, которые Вам помогут:
а) уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики
должны меняться;
б) уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (спорт,
участие в жизни лагеря, награды, дни рождения, перспективы);
в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик самое активное
участие принимают дети.
К заезду новой смены в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):
а) «Наш _____________» (краткие данные о лагере);
б) поздравление с приездом;
в) традиции «Артека»;
г) адрес лагеря;
д) наказ ребят прошлой смены;
е) песня о лагере;
ж) план на день и другие рубрики на усмотрение вожатых.
Что можно поместить в отрядном уголке:
ü карту лагеря (где что располагается); номер мобильного телефона отрядного вожатого;
ü название, девиз, песню, эмблему и т.п. отряда;
ü план на день;
ü план работы на смену;
ü график работы всех служб лагеря (библиотека, бытовые комнаты, камера хранения, касса т.п.);
ü календарь памятных дат с небольшими аннотациями по каждой;
ü результаты разных соревнований, конкурсов;
ü поздравления с днем рождения;
ü ü анонс о готовящихся делах;
ü ü распорядок дня и т.д.
v ЧТО ТАКОЕ ДИАГНОСТИКА?
Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуальнопсихологических особенностей людей.
В «Артеке» диагностика проводится посредством наблюдения, беседы, анкетирования, проведения различного вида тестов и опросников, также применяются и некоторые методики проективной техники. Такая работа требует большого профессионального мастерства и опыта.
Артековский отряд – это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным только ему законам. Ребята, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занимается отряд. Каждый ребенок в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, имеет определённое положение в системе отрядных и межличностных отношений.
Одним из традиционных методов диагностики в «Артеке» является социометрия, которая проводится в конце организационного периода для определения межличностных отношений, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры.
Социометрия проводится с целью:
а) измерения степени сплоченности/разобщенности в группе;
б) выявления «социометрических позиций», где на крайних полюсах
оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружения внутригрупповых подсистем, сплоченных образований,
во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет определить степень авторитета формального и неформального лидеров.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
v КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ИТОГИ ОРГПЕРИОДА?
Ожидаемые результаты оргпериода:
Ø знакомство детей с лагерем (историей, традициями), условиями проживания (режимом дня);
Ø выработка единых норм поведения (предъявление единых
педагогических требований);
Ø знакомство ребят друг с другом, с вожатыми отряда;
Ø начало формирования отряда как коллектива;
Ø формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;
Ø формирование представления о содержании смены (обсуждение план–сетки и составление отрядного плана);
Ø выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления;
Ø адаптация ребят к новым условиям жизни, условиям жизнедеятельности лагеря;
Ø дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;
Ø формирование чувства «Мы» (особенные, вместе), доверия друг к другу;
Ø создание благоприятного эмоционального настроя.
Критерии успешности оргпериода:
Ø ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым;
Ø заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
v ДЕТИ: КАКИЕ ОНИ? ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ?
Каждому взрослому перед вхождением в мир детских отношений неплохо было бы периодически напоминать:
«Взрослые! Осторожно: дети! Входить с любовью и пониманием!»
Можно обозначить три главных признака детства, которые существенно отличаются от мира взрослых:
ü у детей нет прошлого;
ü они радуются без причины и всегда могут найти себе интересное занятие, которое может показаться взрослым нелепым;
ü дети живут «здесь и теперь», они активны, непосредственны и живут в мире открытом для познания.
Младший школьник
7-10 лет – удивительный для педагогов этап социально-психологического развития ребенка, получивший устойчивое название «правильный возраст». Важнейшая социально-психологическая задача «правильного возраста» - усвоение типического опыта. Часто не критическое. Главное – накопить, научиться выполнять, впереди еще много времени для того, чтобы все осмыслить. Не надо ребенку в этом мешать. Не надо пытаться сделать его личностнонезависимым в 9 лет. Он может с этим не справиться. Важно только не эксплуатировать нормативность ребенка, уважать его достоинство и огромный личностный потенциал.
Младший подросток
К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.
Соедините все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад, и вы получите взрывоопасный, драматичный внутренний мир, вы увидите зародыш грядущих душевных потрясений. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства.
Старший подросток
13-15 лет – возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Данный возраст является периодом бурного и неравномерного роста организма, что часто приводит к повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, головокружениям. Нервная система еще не способна выдерживать воздействие сильных или длительных раздражителей и под их влиянием часто переходит в состояние возбуждения или, наоборот, торможения.
Важнейший момент в жизни подростка – развитие самосознания, самооценки, интереса к себе, большая потребность сравнить себя с другими, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Это период интенсивного развития рефлексивных способностей. Нередко этот возраст сопровождается возникновением внутренних конфликтов, связанных с различием статуса в группе и собственных притязаний. В этом возрасте большим авторитетом пользуется мнение сверстников, а не только взрослых, что проявляется в стремлении противопоставить себя социальной реальности, основанной на нормах взрослых.
Формируется субъективное чувство взрослости, стремление к самостоятельности, желание освободиться от мелочной опеки, что может быть одной из частых причин конфликтов.
Для подростков характерны наличие чувства товарищества, потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений.
Существенная черта данного возраста – формирование профессиональных интересов. Принимается решение о будущей профессии или дальнейшем образовании. Многие качества личности начинают приобретать отчетливое социальное значение.
Следует учитывать, что каждый следующий возраст не исключает потребности предыдущего, а включает их в себя. Например, потребность в обучении появляется у ребенка в 5-7 лет и остается на всю жизнь.
Важным является не упустить момент появления новой потребности и создать условия для ее реализации.
v ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ О НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ C ДЕТЬМИ?
● Дети Вам ничего не должны.… А Вы им обязаны на основании Вашего заявления о приеме на работу и добровольном возложении на себя профессиональных обязанностей.
● Ничего не требуйте категорично – убеждайте в разумности, рациональности, необходимости. Требуйте мягко, но настойчиво.
● Главное в любом деле – обеспечить сохранность жизни и здоровья детей, а потом уже творческая и личностная реализация.
● Не перекладывайте ответственность за детей и работу на других.
● Постарайтесь все решать по-доброму, спокойно, без угроз (тем более, если Вы их не сможете осуществить). Вначале используйте внутренние ресурсы, а уж потом переходите к более кардинальным мерам, значимым лицам, постепенно набирая «обороты» до получения нужного результата.
● Не забывайте о том, что Вы сейчас для детей значите очень много…Вы
– мама, папа, брат, сестра, друг, помощник, советчик, судья…
● Активно используйте свой позитивный опыт и личное обаяние.
● Не бойтесь признавать свои ошибки перед детьми. Это укрепит Ваш авторитет, а совсем не наоборот.
● Больше разговаривайте с детьми, анализируйте, умейте хранить секреты, не торопитесь давать оценки и советы.
● Трепетно относитесь к моменту доверия – это многого стоит.
● Показывайте на личном примере модель правильного поведения
и общения.
● Используйте в общении с детьми юмор (не путать с сатирой и сарказмом).
● Не позволяйте никому в вашем присутствии оскорблять или унижать ребенка. В этом вопросе нет «авторитетов».
● «Дешевый» авторитет – плохой помощник в построении настоящих отношений. Не заигрывайте с детьми. Они всегда отличают настоящее от фальшивого.
● Все матерные, жаргонные, сленговые, оскорбительные слова – не для общения с детьми. Дети могут подумать, что их использование – это хорошо или нормально.
● Никогда не выясняйте отношений на глазах у детей.
● Мальчики и девочки не одно и то же! Они похожи только кое в чем. Поэтому строить отношения с ними нужно по-разному, использовать разные методы и приемы.
● Нет «хороших» и «плохих» людей. Просто все мы «разные». Переделывать ребят по своему образу и подобию не следует. Ваша задача в другом – помочь стать каждому самим собой.
● Чаще вспоминайте себя в возрасте ваших ребят. Ты всегда соответствовал предъявляемым требованиям?
● Будьте интересным, покоряйте детей, удивляйте, поражайте (но не наповал, особенно шокирующим внешним видом).
v ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ «УСЛЫШАТЬ» РЕБЁНКА?
ü Приказы; команды, отрицающие чувства. (Прекрати смеяться!, Прекрати плакать!), – обида у ребёнка гарантирована.
ü Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если ты еще раз это сделаешь…).
ü Морализаторство, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен…. Это твой долг... – Они вызывают скуку, а потом агрессию и чувство вины). Советы и готовые решения. (Я бы на твоём месте.…Не послушался меня, вот и… - советы всегда сверху, детей они часто раздражают).
ü Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоём возрасте…).
ü Критика, выговоры, обвинения (Все из-за тебя…Вечно ты… - Результат: избегание неудач, низкая самооценка).
ü Обзывания и высмеивания (даже шутливые).
ü Догадки и интерпретация (Наверное, опять…Я тебя вижу насквозь…).
ü Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного…)
ü Отшучивание, уход от разговора (анекдот и т.п. – в этом есть пренебрежение).
v КТО ТАКОЙ АБСОЛЮТ?
Дух-хранитель Артека, который обитает на вершине горы Аю-Даг в старом дупле огромного дерева. Особые приметы – бородатый и усатый, с огромными карманными часами. Очень любит петь. Невидим для людей. Есть версия о преклонном возрасте Абсолюта, которая не выдерживает никакой критики, ведь он ежедневно совершает спуск и восхождение на Аю-Даг. Инициалами A. расписываются лица ребят, во время посвящения в артековцы.
Песня об Абсолюте одна из самых популярных в лагере. Абсолют – «тихий час» в «Артеке». Это время, когда дети спят или спокойно отдыхают.
v ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫКРЫМ?
Крым – это «мир в миниатюре», о котором вы рассказываете своим ребятам на протяжении всей смены в «Артеке».
В нашей жизни каждый день мы сталкиваемся с географическими названиями — ТОПОНИМАМИ (от греческих слов «топос» — место, местность, «онома» — имя). К ним относятся названия островов и полуостровов, городов, поселков и сел, курганов, крепостей и башен, церквей и монастырей, мысов, дорог.
В разное время в Крыму жили киммерийцы, тавры, скифы, греки, римляне, сарматы, аланы, готы, хазары, кипчаки (половцы), караимы, крымчаки, монголы, татары, турки, итальянцы, армяне, черкесы... И хотя многие из этих народов уже давно сошли с исторической сцены, они оставили о себе память в тех или иных географических названиях.
АДАЛАРЫ (Ай-Долары) – Белые камни, с крымско-татарского «острова», два небольших скалистых островка в Черном море и подводный камень рядом, отторженцы яйлы, расположены к юго-востоку от Гурзуфа. По легенде эти две скалы образовались от взмаха трезубца. На самом же деле их образование связано с разрушением яйлы и отрывом от южных крутостенных обрывов, происходящих время от времени при землетрясениях. Сначала эти оторвавшиеся известняковые глыбы лежали у подножия, а затем оползнями перемещались все ниже и ниже, пока постепенно не выдвинулись в море.
АЙ-ПЕТРИ (с греческого «Святой Петр») – это и вершина, и огромный горный массив площадью более 300 кв. км, один из «столовых массивов», их ещё называют яйлами, вытянутых вдоль Южного берега Крыма и составляющих Главную горную гряду. Массив Ай-Петри простирается с востока на запад на 25 км. Ее вершина (1234 м. над уровнем моря) вздымается почти под прямым углом, а прямо под вершиной, как огромные клыки гигантского дракона, поднимаются зубцы скал. Вершина этой горы является ископаемым рифом. На вершину горы можно подняться двумя способами: в обход по крутой извилистой дороге – «серпантину» или «напрямик» при помощи уникального инженерного сооружения – фуникулера.
АЙ-ТОДОР (с греческого «святой Федор») – мыс над морем у поселка городского типа Кореиз на территории которого было раскопано римское укрепление Харакс, и на одном из отрогов, Аврориной скале, разместилось Ласточкино гнездо, памятник природы с 1964 г.; мыс выдается в море трезубцем Нептуна, самый южный его зуб – собственно Ай-Тодор, на вершине отрога стоит маяк, более чем за 50 миль виден в море его свет; неподалеку от маяка сохранились остатки векового южнобережного леса: заросли можжевельника высокого, фисташки туполистой, дуба пушистого и т.д., сильные ветры, обычные для этих мест в зимнее время, придали кронам многих здешних деревьев флагообразную форму. Наибольший интерес представляет растущая на самой вершине, близ маяка, гигантская тысячелетняя фисташка, вошедшая в Красную книгу. Это одно из самых старых деревьев Крыма.
АЛУПКА (от греческого алепу – «лиса», возможно, селение получило такое название из-за большого количества лисиц, водившихся в окрестных лесах) – городок на ЮБК, между Ялтой и Севастополем, на его территории находится Воронцовский дворцово-парковый комплекс.
АЛУШТА (в переводе со староитальянского: 1) «неумытая», 2) «сквозняк») – город, расположенный на берегу Черного моря в холмистой долине, окруженной горами Кастель, Бабуган, Чатыр-Даг и Демерджи. Ее история начинается в VI веке с постройки византийцами крепости Алустон.
АРТЕК, урочище Артек (по др.-гречески: ортеки – «перепелка») получило свое название, по-видимому, в период когда в северной его части на холме Тоха-Дахыр с VI в до н.э. до IV в от Р.Х. существовало греческое поселение, название которого до нас не дошло. Остатки его были обнаружены в ходе разведочных археологических раскопок в 1968 году.
«Артек» расположен на берегу Черного моря в южной оконечности Крымского полуострова, на одной широте с Флоренцией, Марселем, Бильбао и Бостоном, между Ялтой и Алуштой — двумя крупнейшими туристическими центрами.
Артек (с крымско-татарского «лучший») – река, собирающаяся из нескольких источников к северу от лагеря «Артек», впадает в море у западного подножия горы Аю-Даг.
АЮ-ДАГ (с крымско-татарского «медведь гора») гора и мыс на ЮБК. Топонимы, содержащие слово «аю» (медведь) в Крыму не редкость, медведь водился на полуострове вплоть до конца 18 века, но в случае с Аю-Дагом, топоним, несомненно, отражает именно факт внешнего сходства горы с лежащим медведем. Высота каменного медведя 565 м над уровнем моря, длина его почти 3 км, ширина горы примерно 2 км.
Медведь-гора – это лакколит («неродившийся» вулкан). Около 150 млн. лет назад магма внедрилась в разлом в земной горе, но к поверхности не пробилась.
Сложена гора габбро-диабазами. Габбро-диабаз – красивый и прочный камень серо-зеленого цвета, особенно эффективный после полировки. Из него сделаны трибуны на Красной площади в Москве и первые станции московского метрополитена.
Аю-Даг – самая крупная возвышенность в береговой полосе ЮБК. Греки называли эту гору Криуметопон, что в переводе означает Бараний лоб.
БАБУГАН-ЯЙЛА, в переводе с крымско-татарского языка Бабуган означает «волчья ягода», яйла – летнее горное пастбище. Самый высокий массив в Крымских горах. Является частью Главной гряды Крымских гор к северу от Гурзуфа, к югу от горы Чатыр-Даг.
ГАСПРА, небольшой поселок в 10 километрах западнее Ялты, название греческого происхождения, в переводе «белая», некоторые исследователи возводят название к слову «гаспыря», лебяжий пух.
ГУРЗУФ, наиболее распространенная версия происхождения названия – от латинского слова «урзус» — медведь. Один из старейших поселков Крыма, в античные времена здесь уже было поселение, в VI веке византийцы построили крепость Гурзувиты, около которой вырос приморский городок, существовавший почти тысячелетие. После разгрома турками генуэзской крепости он пришел в упадок. В XIX веке селение начало расти.
ДЕМЕРДЖИ, в переводе с тюркского означает «кузнец», греческое название Фуна (дымящаяся), одна из красивейших крымских гор алуштинского горного амфитеатра, вершины Северная Демерджи высотой 1356 м над уровнем моря и Южная – 1239 м над уровнем моря. На обрывистых стенках западного гребня Демерджи, в средней её части фантастический мир каменных изваяний. Здесь находятся удивительные фигуры: башни, колонны, бастионы, пирамиды. Всё это высотой во многие десятки метров, вздымаются огромные каменные фигуры, напоминающие идолов с острова Пасхи. Не случайно западные обрывы Демерджи называются Долиной привидений. Здесь насчитывается более ста каменных «привидений» - столбов. Образовались они в результате процессов выветривания, которые тысячелетиями протекали на склонах горы. На южной вершине находится еще одна достопримечательность – большая скала, издалека напоминающая «голову Екатерины», но вблизи она скорее напоминает голову сфинкса.
КРЫМ, Крымский полуостров, возможно, топоним произошел от монгольского «хэрэм» - стена, вал, а возможно, от тюркского «кырым», что означает ров.
По одной версии, город Солхат, ставший резиденцией наместника золотоордынского хана в Таврике в XIII веке, получил название «Кырым», видимо, потому, что был окружен оборонительным валом и рвом. Затем название города перешло на весь полуостров. По другой версии, полуостров стал называться «Кырым адасы», что по-татарски означает «остров за рвом», поскольку полуостров был отделен от материка Перекопским оборонительным рвом. Со временем название сократилось, и полуостров стали именовать просто «Кырым» или «Крым».
В настоящее время полуостров именуется Крымским, субъект Российской Федерации – Республика Крым, статус утвержден в 2014 году.
ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО, в Кореизе над морем на самом краю сорокаметровой скалы возвышается здание с высокой башенкой, увенчанной зубчатыми парапетами и остроконечными готическими пинаклями. Этот «Замок любви» или «Ласточкино гнездо», возведен в 1912 году архитектором А. Шервудом. Здание невелико. Длина его не более 20 метров, ширина – 10, высота – 12. Живописное по массам, сложенное из камня и облицованное известняком сооружение органично сливается со скалой. Кажется, что оно повисло над морской пучиной. Замок выдержал сильное землетрясение 1927 года. В 1970-1971 годах несущая скала была укреплена железобетонными конструкциями, здание – антисейсмическими поясами, восстановлены интерьеры и декоративные детали фасадов.
ЛИВАДИЯ, (с греческого – «лужайка»). Панас-Чаир, с крымскотатарского «священный луг». Поселок на окраине Ялты, расположен в 3-х км к юго-западу от Ялты, на выпуклом восточном склоне горы Могаби. В 1860 году имение приобрела царская семья. С апреля 1910 по сентябрь 1911 года по проекту Николая Краснова за 17 месяцев две с половиной тысячи рабочих создали Большой (Белый) Ливадийский дворец.
МАССАНДРА, поселок, пригород Ялты. Как и многие селения в Крыму, топоним «Массандра» не имеет точного перевода. Возможно, название происходит от греческого – марс андрос – «военный человек» (это, вероятно, было – военное поселение).
МИСХОР, курортный поселок на ЮБК, с греческого «среднее место», известен по генуэзским документам с 14 века.
МРАМОРНАЯ ПЕЩЕРА, является одним из красивейших геологических памятников природы, ставший доступным для посещения туристами. Пещера имеет несколько залов, каждый из которых имеет собственное название: «Зал сказок», «Тигровый ход» и др. Свое название получила благодаря цвету известняка, из которого сложены своды пещеры.
ПАРТЕНИТ, поселок на ЮБК у восточного подножия Аю-Дага, от греческого «парфенос» – дева, возможно название происходит от храма Девы или храма богини тавров. Некоторые ученые связывают Партенит с древнегреческим мифом об Ифигении в Тавриде и считают, что здесь находился знаменитый храм Девы. Партенит в средние века был цветущим портовым городом с многочисленным населением.
РОМАН-КОШ, название происходит от тюркских слов «орман» – лес и «кош» – вершина, т. е. «лесная вершина» или «гора среди леса», самая высокая вершина Крымских гор – 1545 м над уровнем моря, расположена в центральной части Горного Крыма на Бабуган-яйле.
СИМФЕРОПОЛЬ, с греческого «город пользы», название городу дано рескриптом Екатерины II в феврале 1784 года, до этого поселение именовалось Ак-Мечеть. Административный, промышленный и культурный центр Крыма город Симферополь расположен в обширной котловине между Внешней и Внутренней грядами Крымских гор, на берегах реки Салгир. Датой появления названия Симферополь следует считать 8 (19) февраля 1784 года – день подписания Екатериной-II указа «Об административном устройстве Таврической области». Город получил имя Симферополь – «город пользы». Обычно добавляют или «город собиратель». Но это более поздний домысел – основан Симферополь именно как город пользы. Древнегреческое «симферополис» переводится двояко «город пользы», «город-собиратель». Историческая роль Симферополя «прирождённого собирателя», центра Крыма. В проекте Екатерины-II сказано: «сие наименование значит город - пользы, а потому герб – улей с пчёлами, имеющий наверху надпись «полезное».
СУУК-СУ, с крымско-татарского «холодная вода» – речка на территории д/л «Лазурный». Аристократический курорт начала ХХ века.
УЧАН-СУ, с крымско-татарского «летучая вода», самый высокий водопад в Крыму близ Ялты, высота падения воды 98 метров, в летне-осеннее время почти полностью пересыхает.
ЧЕРНОЕ МОРЕ, у древних персов Ахшайна — темно-синее. У древних греков Понтос Аксенос — море негостеприимное, Понтос Эвксенос — море гостеприимное, Маврэ Таласса – черное море. В русских летописях – Черное море. У тюркских народов Кара Дениз, кара — черный, дениз — море.
ЯЙЛА, с крымско-татарского «весенне-летнее пастбище». Столообразные поверхности, безлесные территории, покрытые луговыми степями и лугами, издавна служившие местом летнего выпаса скота.
ЯЛТА, с греческого «ялос» – берег, расположена на берегу морской бухты на склоне Главной гряды Крымских гор. На ее территории в древности существовало поселение греков (Ялита), в средние века – византийцев, генуэзцев (Каулита). В 1837 году Ялта превратилась в уездный город. В настоящее время является крупным курортным и культурным центром, его границы расширились за счет многоэтажной застройки прилегающих склонов. В территорию горсовета включены земли от Аю-Дага до мыса Сарыч. С Ялтой связаны имена Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, А.М. Горького и В.В. Маяковского, И.А. Бунина и А.И. Куприна, Леси Украинки и С.В. Руданского, Н.А. РимскогоКорсакова, И.В. Курчатова и С.П. Королева.
ЯЛТИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, горно-лесной, создан в 1973 году. Здесь охраняются высокоствольные сосновые, а также буковые и дубовые леса, местами с вечнозеленым средиземноморским подлеском. Флора заповедника насчитывает 1356 видов высших растений, в том числе 115 эндемиков (местных видов, произрастающих только в определенном регионе), фауна представлена 37 видами млекопитающих, 113 видами птиц, 11 видами пресмыкающихся и 4 видами земноводных.
v КАКИЕ РЕЧКИ ТЕКУТ В «АРТЕКЕ»?
На побережье «Артека» в море впадает 4 реки. Исходя из анализа документов это: Черкез-Дере (Хаста) – река, протекающая через лагерь «Кипарисный»; Суук-Су – возле лагеря «Лазурный»; Путамис – возле порта; Кумака-Дере (Камака-Дере) – возле «Морского», где монумент Дружбы детей мира. Последняя еще часто называется Артек (по имени урочища, где она протекает).
v ЧТО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ КРЫМСКОЙ ФАУНЫ?
Баклан – в Крыму отмечено единственное место, где наблюдается массовое гнездование этих птиц. Внешность у них довольно мрачная: оперение черное, плотное, клюв длинный, желтый, круто загнутый книзу. На голове небольшой хохолок. Хвост прямой, жесткий, лапы короткие, перепончатые. За длинный нос его называют еще «длинноносом», а за хищные повадки и оперение – морским вороном. Питаются эти птицы мелкой сорной рыбой и ракообразными. В погоне за добычей, помогая себе крыльями, прекрасно ныряют подчас на глубину 8-10 метров.
Белка – мелкий зверек с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом с «расчёсом». Длина её тела 19,5-28 см, хвоста — 13-19 см (примерно 2/3 длины тела); вес 250-340 г. Голова округлая, с большими чёрными глазами. Уши длинные, с кисточками, особенно выраженными в зимний период. Задние конечности заметно длиннее передних. Пальцы с цепкими острыми когтями. Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый, летний — более жёсткий, редкий, и короткий.
Дельфины – это млекопитающие. Кровь у дельфинов теплая (у рыб холодная). Живут дельфины 20 - 30 лет, вес их от 30 до 80 кг. Дельфины обладают рядом приспособлений для плавания, прежде всего прекрасной обтекаемой формой тел. В профиль они напоминают крыло самолета. Кожа дельфина устроена так, что способна отталкивать вихри, возникающие при движении его тела в воде. Установлено, что дельфин имеет особый орган, который может быть назван «акустическими глазами». Благодаря ему, дельфин свободно плавает вслепую. Этот своеобразный эхолокатор расположен у него в лобной части головы. Аппарат позволяет дельфину различать форму предмета, находящегося перед ним. Что касается звуковых сигналов, то их у дельфина огромный диапазон. Известно, что дельфин может воспроизводить звуки человеческой речи. В Черном море встречается три вида дельфинов. Наиболее распространен среди них дельфин-белобочка, самым же большим является афалин (3 - 4 метра в длину), азовка. Дышат дельфины легкими, а не жабрами. Пробыть под водой, используя запас воздуха, они могут до получаса.
Желтопузик, глухарь, безногая ящерица семейства веретениц. Длина тела до 1,5 м. Большая четырехгранная с заостренной мордой голова хорошо отграничена от несколько сжатого с боков змеевидного туловища, переходящего в длинный хво