Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра ”История, всемирная и отечественная культура”
Творческая работа
по истории Беларуси
на тему: “Жизнь и вклад в архитектуру Иосифа Григорьевича Лангбарда”
Выполнил: студент группы 10309117
машиностроительного факультета БНТУ
Данильчик Тимофей Андреевич
Руководитель: д.и.н.,проф.Семенова Л.Н
Минск, 2017
Оглавление
Введение. 2
Детство, юношество и начало карьеры.. 4
Дом правительства в Минске. 6
Дом правительства в Могилеве. 7
Дом Красной Армии. 8
Великая Отечественная война и послевоенный Минск. 10
Память о гении. 12
Заключение. 13
Список использованной литературы: 14
Приложение 1. 15
Введение
В данном докладе я рассмотрел биографию Иосифа Григорьевича Лангбарда не только через призму его профессиональной деятельности, но и через его повседневную жизнь, в которой как можно точнее описываются все противоречия тех времен. Следует упомянуть, что Лангбард прошел через такие знаменательные события как Первая мировая война, Октябрьская революция и конечно Вторая мировая война. Все они отпечатались на его биографии и соответственно творчестве, потому что именно с его творчеством связаны все самые важные и запоминающиеся моменты его жизни.
Все данные, которые будут использоваться в докладе, полностью достоверны. Личность Лангбарда сохранила после себя достаточно много следов в виде письменных документов: удостоверений, грамот, дипломов и других источников сведений. Помимо всех письменных документов мы узнаем о Иосифе Григорьевиче из его творчества: здания, чертежи, зарисовки, проекты, - все это дает нам понимание мысли человека, который создавал облик города Минска и многих других городов, ведь Лангбард был известен далеко за пределами СССР. Он является основателем многих структур, сооружений и памятников в странах ближнего и дальнего зарубежья.
|
Таких людей как Лангбардпо праву называют гениями. Каждый человек может что-то придумать, но это что-то так навсегда и остается в воображении, а Иосиф Лангбард был мечтателем, который воплощал все свои идеи в жизнь. Результат его трудов виден невооруженным взглядом: огромное количество его работ и проектов сохранился до наших дней, поэтому мы в силе оценить всю гениальность этого без преувеличения великого человека.
Однако не вся жизнь Иосифа Григорьевича Лангбарда была белым полотном. Он высоко взлетал на крыльях успеха, но так же низко падал под тяжестью провала и несправедливой критики. Его жизнь находилась под давлением партии, которая желал видеть в нем преданного подручного, а не гениального самовольного архитектора. Кроме того, все, что свалилось на голову Лангбарда не могло не задеть и его женщину, которую он безумно любил, но времена СССР были своенравны и жестоки, а сам Иосиф Григорьевич был личностью знаменитой, что означало неподдельный интерес со стороны верхушки правительства.
Таким образом, Иосиф Лангбард был одним из тех самых выдающихся личностей, которые не смогли избежать гонений в свою сторону во время правления Сталина, а значит во время репрессий.
Рассмотрим более детально биографию Иосифа Григорьевича Лангбарда.
|
Биография Иосифа Григорьевича Лангбарда
...Теплым летним месяцем на берегу реки Бяла, что протекает через город Бельск-Подляски, который на тот момент входил в состав Гродненской губернии и находился в пятидесяти километрах от Белостока, резвились ребятишки. Они то и дело плескались в воде, ныряли туда с прибрежных деревьев, цепляясь руками за самодельные качели, шумели и веселились. Веселились все, кроме одного - мальчика Иосифа, который сидел и сосредоточенно что-то рисовал. Он любил рисовать и рисовал постоянно - пейзажи, людей, животных, делал зарисовки местности. Рисовал на том, что было, и тем, что находилось под рукой: углем, мелом, цветными карандашами и чернилами. Рисовал на стенах, фанере, бумаге и даже обоях. Он рисовал и мечтал, что когда-нибудь станет известным, даже несмотря на то, что отец, как и любой глава еврейского семейства, видел сына только в коммерции. Иосиф Лангбард стал известным. Известным архитектором.
Детство, юношество и начало карьеры
Сын в семье Гирши Лангбарда родился 18 января 1882 года.Отец видел будущее для сына в коммерции, однако Иосиф любил рисовать. Тяга к творчеству у мальчика проявилась довольно рано. Наука ему давалась легко, творчество - еще лучше. Блестяще закончив гимназию, он поступает на архитектурное отделение Одесского художественного училища. Посетив Санкт-Петербург, молодой Иосиф настолько впечатлился дворцами, мостами, многочисленными парками и скверами северной столицы, что уже в 1907 году успешно выдерживает экзамены в Петербургскую академию художеств. Его учителем стал профессор академии Александр Померанцев, автор проекта современного здания ГУМа в Москве.
Именно под руководством Померанцева в 1914 году Лангбард выполнил дипломный проект на тему "Здание государственного совета", после защиты которого ему присваивают первое звание - архитектор-художник
Диплом Лангбарду подписали Леонтий Бенуа и императрица Мария Федоровна, президент академии. Однако этот проект так и не удалось реализовать, потому что нагрянула Первая мировая война.
|
Казалось бы, открыта дорога в большую творческую жизнь, но начинается Первая мировая война. Иосиф - начальник инженерного отряда, руководит военным строительством на фронте и в тылу. Но и в это время не забывает о творчестве для души. Появляются такие проекты Лангбарда, как здания земской управы в Костроме, сельскохозяйственного музея и театра миниатюр в Петрограде, усыпальниц и надгробных памятников для павших воинов.
К Октябрьской революции архитектор отнесся с радостью и энтузиазмом. Он искренне верил в идеалы социализма, а также в то, что эти идеалы обязательно станут реальностью. После выхода России из войны весной 1918 года Иосиф становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения Петрограда, а в начале 30-х получает первые крупные заказы - проектирование зданий для Украины и Беларуси.
В это бурное время Иосиф Лангбард вряд ли планировал становление своей личной жизни, однако любовь настигла его неожиданно. Знакомство с телефонисткой Ольгой Захаровой произошло случайно. В новогоднюю ночь 1919 года он собирался эмигрировать. Он был готов к тому, что навсегда покинет Россию. Для начала вернется к родным на Гродненщину, к тому времени находившуюся в составе Польши, а потом будь что будет. Но появилась она – Ольга Захарова. Ей всего девятнадцать, она работает телефонисткой, что по тем временам было совсем недурно для молодой девушки – количество телефонов в городе не превышало пару сотен.
Через год в 1920 году они обвенчались в церкви Введения Пресвятой Богородицы на Петроградской стороне. Когда и при каких обстоятельствах Иосиф Лангбард перешел в православие, сказать крайне сложно. Как нельзя сказать и о том, как к этому отнеслись его родители. Но само собой разумеется, что и учеба в Петербурге, и сама работа предполагали преодоление черты оседлости для евреев. Другого пути, как смена вероисповедания, в Российской империи того времени не существовало – национальность определялась по вероисповеданию. Чета Лангбардов жила в одном из самых престижных зданий Ленинграда. Дом Бенуа был построен в 1912 году, облицован специальным шведским камнем. В доме имелось паровое отопление, лифты, встроенные гаражи для автомобилей, собственная электростанция, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка. В разные годы в этом доме жили видные большевистские деятели: Кирова, Зиновьев, Рахья, Шостакович.Жена Лангбарда попала не просто в элитную квартиру. Она жила в антикварных апартаментах. Коммерческое чутье и вкус всегда были присущи Лангбарду.
Сам архитектор не хотел, чтобы Ольга работала. Он видел предназначение женщины в другом – быть рядом и вдохновлять. Чтобы обеспечить семью Иосиф брался за любые заказы: проектировал жилые дома, заводы, стадионы, клубы, больницы.
На тот момент на счету Иосифа Лангбарда уже числились несколько успешно выполненных проектов: здание городской управы в Костроме, театр миниатюр и царский сельскохозяйственный музей в Петрограде. Также Лангбард участвовал в конкурсах начиная с 1917 года и его настойчивость приносила плоды. В1920 году он получил третью премию сразу за два проекта: районные термы – бани в Петрограде и городской крематорий. В 1925 году он стал первым в конкурсе на проект жилого дома в Ростове-на-Дону, а через год выполнил проект трёхсотквартирного дома для рабочих завода “Красный треугольник” в Ленинграде. В 1928 году Иосиф Григорьевич участвовал в международном конкурсе на памятник Христофору Колмубу в Санто-Доминго. Сам по себе памятник представлял из себя фигуру грифона у ног которого находилась фигура Христофора Колумба. Внутри этого монумента помещался музей, в котором находились бы вещи, относящиеся к эпохе открытия Америки. Он считал, что любые конкурсы, тем более соперничество с различными архитектурными школами, стилями будет выгодным для него в плане познания чего-то нового и саморазвития.
Карьеру архитектора стремительной не назовешь. Признание Иосифа Лангбарда как архитектора произошло в 1927 году. Именно тогда ему удалось полностью реализовать свой проект и построить дом для рабочих завода «Красный треугольник». Это четырехэтажный дом, в котором лестничные клетки выполнены треугольным фронтоном. В квартирах не было ванных, но имелись просторные кухни, объединенные со столовыми и кладовками.
Это было время кризиса европейской архитектуры. Столкнулись два архитектурных течения – неоклассицизм и урбанистика. В Европе был найден компромисс – функциональность и эстетика, присущая немецкой школе «Баухауз».
В постсоветской публицистике часто можно встретить противоположные точки зрения на развитие советской архитектурной мысли. И при этом особой критике подвергаются два этапа – сталинский и хрущевский. Но весь парадокс заключается в том, что наименее идеологизированной сферой в то время была как раз архитектура. Изменение демографической ситуации и урбанизация диктовали свои условия. Нужно было строить много и быстро.
В Западной Европе этот процесс шел во второй половине ХIХ века, в России – в начале ХХ века. Но пик роста городского населения пришелся на время индустриализации. За основу расчетов жилой площади были приняты расчеты немецких гигиенистов середины ХIХ века. Цифра девять квадратных метров как раз из того далекого от всех революционных потрясений времени. Но при этом власти требовали от архитекторов в рамках минимальной сметы соблюсти архитектурные принципы города – они должны были отличаться друг от друга.
Лангбард в доме «Красный треугольник» органично совместил классику и авангард. Сегодня этот жилой комплекс, находящийся на пересечении Старопетергофского проспекта и Курляндской улицы, включен в Список памятников мировой архитектуры. Стиль Лангбарда специалисты впоследствии назовут объемным конструктивизмом, а затем причислят к арт-деко. Но в то время его стиль не вписывался в общие каноны времени.
Памятник украинскому поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко.Монумент расположен в центре Харькова — в Саду имени Т. Г. Шевченко, при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем. Общая высота монумента — свыше 16 метров, высота статуи Тараса Шевченко — 4,5 метров. Художественный стиль монумента можно определить как соцреализм и сталинское барокко; трактование личности Тараса Шевченко тоже является советским — как идейного борца за счастье простого народа, поэта-революционера.
Авторы памятника — советский скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Монумент был торжественно открыт 24 марта 1935 года.
В ноябре 1937 года Париж открывал Международную выставку искусств и техники. Награждали лучших. В Советский союз приехал Гран-при с именем уже известного тогда архитектора Иосифа Лангбарда. Позже в письме Пономаренко он напишет: «Меня выделили, в первую очередь, из-за белорусских работ».