Август – возвеличенный богами.




По древнеримскому солнечному календарю последний месяц лета был шестым в году и назывался соответственно секстилисом. Однако в первом веке до нашей эры он получил имя август в честь внучатого племянника Цезаря Октавиана, которому сенат преподнёс титул «Август», то есть «возвеличенный богами». Августом зовут этот месяц в Болгарии и созвучно ему – в ряде стран.

В Древней Руси август тоже был шестым. Величали его серпень: в эту пору жали хлеба серпами. В наше время такое наименование сохранилось на Украине, в Сербии и Польше, а Чехии и Словакии похожее – српен. В Белоруссии август называют жнивнем – по зажину хлебов, а в Хорватии коловозом – по времени перевоза сжатого хлеба возами.

У августа много народных прозвищ: государь страды, собериха-припасиха, самый щедрый месяц, густарь-густоед, богатый месяц, хлебосол, хлебовень, капустник, разносол. «Густырь», – записал В.И.Даль об августе во Владимирской губернии и сделал пояснительную пометку: «Всего в избытке, густо едят».

Старинные месяцесловы именуют август зорничником, зарником, зарничником – от слова «зорить» («зреть») или от ясных зорь и ярких зарниц, которыми красен это период. А ещё он горячий месяц жатвы, живень – по разгару хлебной уборочной страды, ленорост – потому как «припасает холст». Очевидно, от слова «зареветь» произошло ещё одно древнеславянское название августа – зарев. В это время у оленей брачные игры и турниры, рогачи ревут в лесах. А может быть, от слов «зарево» – холодные зори или «пазорей» - полярные сияния. Впервые это старославянское имя встречается на страницах Остромирова евангелия: «…мца авгоста рекамаго зарева». Август также время нагула рыб, лесных походов. Он – венец и закат лета, исход сезона, его донышко, спелый месяц, малиновое лето, межняк – межа лета и осени, пора семян и паутины, преддверие и предвестник золотой осени, месяц-наделяша, наделяющий хлебом и другими дарами природы, месяц мёда и яблок, изобилия овощей и фруктов, яблочный сезон, кудесник.

Август – праздник жатвы. Почти повсеместно поспевал хлеб, который всегда спасал от голода, наделял силой, и люди благодарили вымышленных богов, чтобы они не рассердились и не отняли следующий урожай. У наших предков, славян, жатва обставлялась красочными праздниками: зажинками – в начале жатвы и дожинками – в конце. Огромное значение придавали первому и последнему снопам. Украшенные лентами и цветами, они торжественно проносились по деревне. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая, а дожиночный ставили в избе, в красный угол, как желанного гостя.

Крестьяне верили, что летом на нивах обитают посланцы земли – духи-полевики. По древним славянским, литовским и немецким преданиям урожаи зависели от мифологических духов стихии. Носясь по воздушному пространству, они нисходят на землю оплодотворяющим семенем дождя и в материнских недрах земли преобразуются в различные злаки. При уборке хлеба эти добрые духи-полевики прячутся от серпа и косы в тех колосьях, которые остаются на корню, но часть полевиков с последними колосьями попадают в руки жнеца и в дожиночном снопе – на гумно или в дом землевладельца. Вот почему этот сноп наряжали и помещали на почётное место. Из него изготовляли куклу в виде ребёнка: в зрелом хлебе наши предки видели прекрасное дитя, рождённое плодовитой землёй.

Считалось, что, растя хлебные злаки, полевики заготавливают запасы для своего пропитания, подобно тому, как пчёлы запасают для себя мёд. Пользуясь плодами их деятельности, человек должен помочь духам перезимовать без нужды. Следуя этому старинному обычаю, крестьяне оставляли на полях несколько несрезанных колосьев, в саду – яблоки, на току – немного обмолоченного зерна. За это они рассчитывали получить богатый урожай на будущий год.

Горсть колосьев на полосе, оставшаяся на дожинках, называлась бородой. Её или завивали, словно венок, украшая лентами, или заламывали, пригибая к земле, и закапывали вместе с хлебом и солью. Заломить бороду означало вернуть земле истраченную на выращивание хлеба силу. В то же время жницы, которые отдали силу жнивью, на дожинках валялись по полю с причитаниями: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку в каждую жилку, в каждый суставец». До сих пор существует такой обычай в Болгарии. По народным приметам та жница, которая вязала последний сноп, должна была непременно родить ребёнка в течение года.

Издревле на Руси первый день августа считался указчиком осени. Вода в реках становилась светлой, студёной. Купание, мытьё в речках прекращали – "медведь в воду лапу окунул». Верили, что первый день месяца сряжает (определяет) осень: «дождь с утра – не жди добра, осень будет вся мокра». И вот уже летит на землю град, сопровождаемый блеском молний, раскатами грома, моросящим, а то и ливневым дождём. В считанные минуты белые горошины могут накрыть всё вокруг холодным покрывалом. У разных народов были свои способы борьбы с градом. Наши пращуры выкидывали в окно помело. С появлением ружей стали стрелять из них по облакам. Потом дело дошло до артиллерии. В советское время в небо устремлялись противоградовые ракеты.

 

Составитель: Николаева Я., библиотекарь филиала № 7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: