Цели урока: учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами
Задачи урока:
приобщение к здоровому образу жизни
развитие физической культуры детей, положительных привычек
выработка навыков гигиены зрения
расширение активного словарного запаса и кругозора детей
выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения
.
Ход классного часа.
Начинается урок
Он пойдет ребятам в прок
Постарайтесь все понять
Хорошо запоминать
- Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса). Какие внешние органы человека за это отвечают?
- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми Наш девиз:
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
Мы сегодня будем говорить о…..
Догадайтесь сами
Загадка.
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле. (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы). А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?
Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д). каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие).
|
Серые глаза – рассвет,
Чёрные глаза – жара,
Синие глаза – луна,
Карие глаза – песок,
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и река
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг!
.
Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.
- Как вы думаете, почему?
От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?
Станция «Познавай-ка!» Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким органами чувств как глаза.
Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение для человека является ведущим органом чувств. Орган зрения – глаз расположен глубоко в глазной впадине. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательных структур. –
Благодаря зрению мы получаем информацию об окружающем мире. Лежит глаз в мешочке, как в норке, называется она глазницей. Форма глаза круглая, как яблоко, поэтому и говорят глазное яблочко. Черный кружок в центре глаза – зрачок. Мы говорим видеть, а в старину говорили зрить. От этого слова и произошло название зрачок. Зрачок черного цвета. Цветное колечко вокруг зрачка называют радужной оболочкой.
|
Как вы думаете почему?
От нее зависит цвет наших глаз. Каким бывает цвет глаз?
Учебник стр. 35.
Станция «Узнавай-ка!»
Рассматриваем: веки, ресницы, брови, глазное яблоко, зрачок.
Посмотрите в глаза друг другу. Какие они разные и красивые.
А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Л. Н. Толстой писал: «Глаза зеркало души». Они отображают состояние человека.
Радость – особая мудрость. Радостный человек - много смеется. А смех лечит головную боль
А для чего глазам нужны слезы?
Чтобы наши глаза работали нормально, оболочка была чистой и влажной.
Попробуйте, не мигая, долго смотреть в глаза друг другу. Не получается, да? Мы мигаем каждые 6 секунд. И каждый раз глаз омывается слезой.
А если в глаз попадает соринка, что происходит?
Слезы текут, чтобы вымыть соринку из глаза.
Как вытащить ресничку из глаза?
Умыться, обратиться к взрослым, а если не поможет, то к врачу – окулисту. Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы?(рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза Вспомогательные структуры – это брови, ресницы, веки.
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.
Брови мешают стекающему поту попасть в глаза, веки и ресницы защищают глаза от пыли, веки смачивают глаз слезной жидкостью.
|
Очень важна для глаз чистота.
Станция «Чистюлька!»
Замарашка рук не мыл
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу – морковь взойдет
Будет целый огород!
Частушки.
Я под краном руки мыла
А лицо помыть забыла
Увидал меня Трезор
Зарычал «Какой позор!»
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком
Подошла к нему корова
Причесала языком.
Руки все уже помыли?
Отвечай-ка, детвора,
-Ну, конечно, же, помыли
Да-да-да, еще вчера.
На каникулах всегда
Телик включен у меня
У компьютера сижу
Чуть живая спать иду.
Чтобы вырасти здоровым
Надо не лениться
Режим дня запомню я
Буду с ним трудиться.
Советы.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Мойдодыр.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
И в ванне, и в бане
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Станция «Отдыхай-ка!»
- Моргать глазами 1-2 минуты
- Закрыть глаза. Массаж век.
- Крепко зажмурить глаза.
- Смотреть на палец вытянутой перед собой руки, и, не сводя с пальца глаз медленно приближать его к носу.
- Вращать глазами сначала влево, а затем вправо.
- Смотреть вверх и вниз
Посмотрите на буквенную таблицу и запомните строчку. Разогрейте ладони. Закройте ими глаза, спина прямая, голову не наклоняйте. Тепло пошло от ладошек к глазам. Звучит тихая музыка. Медленно открывайте глаза. Посмотрите на таблицу. У кого улучшилось зрение?
а б в г д а б в г д а б в г д |
Ваши глаза чистые, ясные.
Станция «Оберегай-ка!»
Но есть немало опасностей для глаз – травмы.
Много опасностей: острые предметы в классе, указка, карандаш, ручка, ножницы, линейка. От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?
Станция «Выполняй-ка!»
Важно соблюдение режима дня.
Думайте о посадке при письме.
Не читайте лежа.
Телевизор смотреть – 1 час в день.
Станция «Витаминкино!».
Чай травяной из шиповника, черники, облепихи.
Ешьте овощи: морковь, красный перец, орехи, фрукты, овощи.
Пейте молоко. Полезен сыр, сливочное масло, яйца, рыба.
Станция «Проверяй-ка!»
Игра «Полезно – вредно».
Ответы «да» или «нет».
1. читать лежа;
2. смотреть на яркий свет;
3. смотреть близко телевизор;
4. оберегать глаза от ушибом;
5. при письме сильно не наклонятся;
6. тереть глаза грязными руками;
7. читать при хорошем освещении;
8. промывать глаза по утрам;
делать гимнастику для глаз.
Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
Играть на компьютере можно не более 15 мин.
Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
9.
Станция «Утверждай-ка!»
Я люблю всех!
Меня любят!
Я люблю свои глаза!
У меня хорошее зрение!
Мои глаза острые и красивые!
У меня все хорошо!
Зажигаю свечу. Внимательно посмотрим на пламя. Бабушки говорили, что в такие моменты сжигается все злое, дурное.