Регистрация субъекта хозяйствования является одним из обязательных условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь. В ином случае осуществляемая предпринимательская деятельность будет являться незаконной.
До подачи в регистрирующий орган документов с целью государственной регистрации юридического лица собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой организации должны:
) согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;
) определить предполагаемое место размещения коммерческой организации;
) принять решение о создании предприятия и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
) сформировать уставный фонд - для коммерческих организаций, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации - при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости не денежного вклада - при внесении в уставный фонд не денежного вклада;
) подготовить установленной формы заявление о государственной регистрации.
Так, при подготовке устава хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) существенное значение имеют такие главы, как: права и обязанности участников; структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция его органов; порядок управления деятельностью хозяйственного общества; порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов; условия и порядок распределения прибыли и убытков [6].
|
Процесс создания предприятия можно условно разделить на три этапа:
) подготовительный;
) непосредственно регистрация фирмы;
) пострегистрационные действия.
Подготовительный этап. Прежде чем начать процесс регистрации фирмы, предприятия необходимо определиться с организационно-правовой формой будущей организации.
После определения организационно-правовой формой организации, первым шагом по регистрации фирмы является согласование наименования. Согласование наименования производится бесплатно в регистрирующем органе. Наименование согласовывается при личном обращении одного из учредителей создаваемой организации (уполномоченного представителя) в его присутствии. Справка о согласовании наименования выдается на месте.
Необходимые для согласования наименования документы:
заявление;
паспорт;
доверенность (для представителей).
Согласовав название, следует определиться с местом нахождения фирмы, т.к. оно указывается в Уставе и заявлении о регистрации.
Согласно пункту 25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.
|
Взыскание доходов, полученных субъектами хозяйствования, государственная регистрация которых признана недействительной в результате предоставления заведомо ложных сведений, осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Определившись с местом нахождения, необходимо выбрать основной вид деятельности предприятия. Достаточно указать в заявлении на государственную регистрацию лишь один, основной вид деятельности. Этот вид деятельности представляет собой 5-значный код из Классификатора «Виды экономической деятельности». Виды деятельности, на занятие которыми необходимо получить специальное разрешение (лицензию), также не обязательно указывать в учредительных документах создаваемой компании.
Далее подготавливаются учредительные документы, решение (протоколы) о создании юридического лица.
До подачи документов для государственной регистрации фирмы в полном объеме формируется уставный фонд (исключение: уставный фонд компаний со статусом организаций с иностранными инвестициями может формироваться в течение двух лет с даты государственной регистрации).
Вкладом в уставный фонд могут быть:
деньги;
вещи;
ценные бумаги;
имущественные права;
иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Наиболее распространенный способ формирования уставного фонда - деньгами. В этом случае в банке открывается временный счет для формирования уставного фонда, на который в полном объеме вносится вклад в уставный фонд создаваемого юридического лица.
|
В случае формирования уставного фонда имуществом учредителям необходимо сделать экспертизу достоверности оценки имущества, вносимого ими в качестве вклада в уставный фонд создаваемого юридического лица.
Нотариальное заверение учредительных документов в соответствии с законодательством не требуется, однако заверить документы у нотариуса можно по своему желанию.
Регистрация фирмы. После выполнения вышеуказанных действий можно обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрацией фирмы. Для этого предоставляются:
заявление;
устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования;
электронная копия устава (учредительного договора);
для учредителей, являющихся иностранными организациями -легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами - копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика также удостоверяется нотариально);
оригинал либо копия (с предоставлением оригинала) платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
) ставит на уставе (учредительном договоре), штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр (ЕГР) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
) представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. В течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующий орган выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Пострегистрационные действия. До получения документов о постановке на учет из регистрирующего органа учредители могут назначить руководителя. Любой из учредителей либо руководитель на основании устава (учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, может обратиться за изготовлением печатей (штампов) в организацию-изготовитель. Получения каких-либо специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.
После изготовления печати можно обращаться в банк для открытия счетов. Для открытия счетов юридические лица представляют в банк следующие документы:
заявление на открытие счета (оформляется на месте);
- копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
- карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (оформляется на месте).
Расходы в процессе регистрации фирмы следующие:
) вклад в уставный фонд;
2) расходы, связанные с поиском юридического адреса;
) госпошлина за регистрацию организации;
) переводы документов на русский язык и их нотариальное заверение;
стоимость печати;
5) плата за открытие счетов [11].