Тезис – конспект «Что такое Управляющий совет школы?»
Одним из приоритетных целевых ориентиров развития образования к 2012 году является создание во всех образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных, управляющих советов), как механизма обратной связи образования и общества, повышения качества образования, системы внешней оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
«Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Ø с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений), и,
Ø с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся» (*).
Управляющий совет школы (далее УС) – это представительный коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, назначенных и кооптированных членов и имеющий зафиксированные в Уставе ОУ управленческие (властные) полномочия по решению важных вопросов функционирования и развития школы (конкретный объём этих полномочий в каждой школе может быть различен).
В чём фундаментальные отличия Управляющего совета от существующих в образовательных учреждениях органов самоуправления? Ответ на данный вопрос представлен в материалах презентации профессора, доктора педагогических наук А.С. Прутченкова «Сравнение моделей ГОУ»:
Ø УС – общешкольный орган управления, представляющий, выражающий и защищающий общие интересы всех субъектов образования и общественности в отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих интересы и права только отдельных групп участников образовательного процесса;
Ø традиционный Совет школы включает только участников образовательного процесса (состав пропорционален), а в УС (состав непропорционален) входят представители более широкой общественности: выпускники школы,
Ø представители работодателей, спонсоров, социальных партнёров, организаций образования, науки и культуры, общественных организаций (кооптированные и назначенные члены УС);
Ø УС, в отличие от Совета школы, несёт ответственность не только перед учредителем и всем ОУ, но и перед общественностью;
Ø УС получает юридическое право участвовать в управлении школой, в обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений в отличие от других структур самоуправления;
Ø Совет школы практически не обладает властными полномочиями, особенно в вопросах стратегического развития ОУ и его финансирования, а УС наделяется реальными полномочиями в данных областях; УС – орган стратегического управления, а директор школы – менеджер по реализации стратегии развития образовательного учреждения; УС наделён правом самостоятельно разрабатывать решения и утверждать их, согласовывать разработанные другими управленческие решения; решения УС, относящиеся к его компетенции, являются обязательными для исполнения директором школы, школьным персоналом, всеми участниками образовательного процесса;
Ø вступление в полномочия УС осуществляется на основании приказа учредителя, а Совет школы – на основании приказа директора образовательного учреждения;
Ø различие зафиксированных в Уставе ОУ целей деятельности УС и Совета школы: цель деятельности УС– управлять образовательным учреждением, а Совета школы – выполнять решения общего собрания (конференции);
Ø расформировать УС в случае нарушения Закона может только учредитель, а не директор школы, имеющий право на отмену решений Совета школы;
Ø Управляющий совет – не юридическая организация; он создаётся и функционирует внутри одной конкретной школы (а не вне её, как Попечительский совет (в форме отдельной организации), которая сама является юридическим лицом на основании Устава данной школы;
Ø если Попечительский совет создан на основе Устава школы и не является отдельным юридическим лицом, а процедура его создания и полномочия аналогичны процедуре создания и полномочиям УС, то в этом случае разница только в названиях.
Каков механизм создания Управляющего совета в школе?
Инициативные представители школьного сообщества и директор школы приняли решение о создании УС в целях решения накопившихся проблем и желания сделать управление школой более демократичным и результативным. Это значит, что уже у определённой группы педагогов (родителей, обучающихся) есть некое понимание сущности, места и роли УС в управлении ОУ, его определённых управленческих полномочий – есть представление о некой адаптированной модели УС, необходимость создания которой определяется особенностями развития школы и накопленного опыта жизнедеятельности коллектива, его традиций, сложившейся системой социального взаимодействия и имеющихся ресурсов.
Затем необходимо получить согласие учредителя на создание в школе УС, так как именно учредитель наделён правом утверждения новой редакции Устава школы (внесенных изменений (дополнений) к Уставу ОУ).
Получив согласие учредителя, необходимо закрепить юридически право УС на управление школой: утвердить новую редакцию Устава ОУ (внесённых изменений (дополнений) к Уставу ОУ).
В Уставе должен быть изложен исчерпывающий перечень управленческих полномочий УС, отражающий делегирование функций и компетенций, ранее относившихся к базовым компетенциям школы. Эта деятельность требует очень серьёзного, рационального, взвешенного, мудрого, объективного подхода, так как решения УС по вопросам, отнесённым Уставом ОУ к его компетенции, становятся обязательными к исполнению всеми участниками образовательного процесса, а ответственность перед школой и общественностью за деятельность УС не снимается с директора образовательного учреждения. Учитывая объективные факторы: низкий уровень подготовленности школьных управляющих, отсутствие опыта управленческой деятельности, некомпетентности в области жизнедеятельности современной школы и системе управления ОУ – необходимо постепенно осваивать все предоставленные УС полномочия.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности УС – следующий этап создания УС. УС должен иметь собственную документацию, которая обеспечивает его работу и отражает состояние его деятельности. Необходимо разработать локальные акты: «Положение об Управляющем совете», «Положение о порядке выборов членов Управляющего совета», «Положение о порядке кооптации членов Управляющего совета» (Приложении № 1). Данные нормативно-правовые документы должны быть юридически грамотными, подробными и детальными в нормировании процедуры формирования и деятельности коллективного органа по выработке и принятию управленческих решений, отражающими рациональное количество членов УС и его структуры; реально обеспечивающими согласованность, чёткость, профессионализм управленческой деятельности высшего коллегиального органа управления в школе.
После того как назначен представитель учредителя, входящий в состав УС, начинается процедура выдвижения, предвыборной кампании и выборов избираемых членов УС.
Эффективность, качество, результативность, компетентность деятельности УС обеспечивается его составом. Поэтому недопустимо формальное отношение к процессу выборов членов УС от субъектов образования и общественности.
Инициаторам создания УС необходимо проводить широкую разъяснительно-информационную работу с педагогами, родителями, обучающимися по вопросам сущности деятельности УС, влияния деятельности данного коллегиального органа управления на развитие школы, повышения качества образования, решения проблемы удовлетворения образовательного заказа государства и потребителей образовательных услуг; классным руководителям необходимо оказывать профессиональную помощь в оформлении предвыборной программы кандидатов в школьные управляющие от родителей и обучающихся; избирательной комиссии строго соблюдать правила организации и алгоритм проведения выборов.
Организация выборов в УС:
o первые выборы в УС избираемых школьных управляющих назначаются приказом директора школы, в котором определяются сроки выборов, назначается избирательная комиссия по организации выборов, а также её председатель; в состав ИК входят представители всех субъектов образования;
o Приказ директора школы о составе избирательной комиссии (если это не первые выборы);
o выдвижение кандидатов в управляющий совет инициативными группой (классом, родительским собранием, методическим объединением учителей).
o проведение предвыборной кампании: предвыборные программы кандидатов, «наказы избирателей»;
o организация выборов среди учащихся, работников школы и родителей (процедура тайного голосования);
o регистрация/утверждение избранных школьных управляющих приказом учредителя;
o выдача учредителем удостоверений избранным школьным управляющим.